Напоминание

Социально – психологические особенности воспитания детей ограниченными возможностями здоровья в семье


Автор: Карпова Марина Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: "ОГКОУ Школа№19"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: Социально – психологические особенности воспитания детей ограниченными возможностями здоровья в семье
Тема: Социально – психологические особенности воспитания детей ограниченными возможностями здоровья в семье
Раздел: начальное образование





Назад




Социально – психологические особенности воспитания детей

ограниченными возможностями здоровья в семье

Автор: Карпова Марина Николаевна

Ульяновский государственный педагогический университет (г.Ульяновск)

Научный руководитель: Семикашева И.А к.п.н, доцент

Аннотация: Данная статья посвящена стилю и процессу воспитания детей с

ограниченными возможностями. Главная роль в воспитании отводится семье

– без которой невозможно успешного развития

Ключевые слова: воспитательный процесс, стили воспитания, отношения

соподчинения и отношения сотрудничества, Японская ассоциация раннего

развития, ребенок с ограниченными возможностями здоровья

Ребёнок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного

воздействия,

независимо

от

вида

дефекта,

представляет

собой

развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания

такого ребёнка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и

изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно

складываются собственные мотивы и стимулы поведения, потребности,

формируются

личностные

качества,

интересы.

То

есть

ребёнок

с

ограниченными возможностями, как и ребёнок, не имеющий дефектов,

способен под влиянием воспитания успешно развиваться психическом и

личностном отношениях.

Воспитание ребёнка начинается в семье. Главными участниками

воспитательного процесса выступают все ее члены: мать и отец, старшее

поколение в лице бабушек и дедушек, и др. Если ребенок в семье не желанен,

то это задерживает развитие личности ребенка [22, c. 18].

В практике семейного воспитания исторически сложилось два типа

отношений между родителями и детьми:

отношения соподчинения и

отношения сотрудничества. Первый тип отношений хорошо известен. Он

вписывается в следующую формулу: «Я взрослый, ребенок – маленький, я

знаю, как жить, он не знает. Я его веду за собой»

Такой тип воспитания, по терминологии С. Соловейчика, называется

сообщничество. Дети, выросшие там, где царит сообщничество, где

побеждает принцип: «Я тебе – ты мне», смотрят на все с позиции выгоды.

Кто выгоден, с тем ведут дружбу. Там, где устанавливаются такие

отношения, полноценного нравственного воспитания быть не может.

Другой тип отношений – сотрудничество. Сотрудничать с детьми,

значит уважать их, ценить, уметь поступиться своими желаниями, нуждаться

в них и быть нужным. Воспитание как сотрудничество – это естественное

воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.

Одной из серьезных опасностей, которое подстерегает многие семьи,

где есть ребенок с ограниченными возможностями, это установление к нему

особого отношения, видя в нем «особенного» ребенка. Родители стремятся

оградить его от физических усилий, выполняют за него многие действия,

даже те, с которыми он мог бы успешно справиться сам, реагируют на все его

капризы, лишая его тем самым самостоятельности.

Наилучшие возможности для воспитания ребенка предоставляет

нормальная гармоничная полная семья. В такой семье легче усваивается

опыт нравственного поведения и первичного социального общения.

Что же касается других типов семей, то каждому из них присущи свои

проблемы.

В

малодетной

семье,

например,

труднее

воспитывать

полноценного человека в социальном отношении. Единственные дети чаще

вырастают

себялюбцами,

эгоистами.

Такие

дети

чаще

остаются

инфантильными, несамостоятельными, нуждающимися в опеке старших.

В неполной семье, где чаще всего отсутствует отец, мальчик труднее

воспринимает роль мужчины. Не легче и девочке: ведь она лишается

возможности наблюдать образцы отношений жены к мужу [17, c. 80-82].

Принятие той или иной роли в семье по отношению к детям определяет

стиль воспитания. Выделяют следующие стили воспитания:

Авторитарный стиль.

При данном стиле воспитания реализуется

тактика диктата и опеки: с мнением детей не считаются, любая их

инициатива рассматривается как акт своеволия, как посягательство на

авторитет старшего, за их поведением устанавливается жесткий контроль.

При таком стиле воспитания личность ребенка деформируется. Ребенок

растет робким, неинициативным, в случаи же не послушания может

возникнуть конфликт между ребенком и взрослым. При разрешении

конфликта взрослый пытается использовать тактику диктата.

Демократический стиль. В его основе лежит доверие и уважительное

отношение к ребенку, вера в его возможности и способности. Для

демократического

стиля

воспитания

в

семье

характерно

стремление

взрослого

решать

все

вопросы

совместно

с

ребенком

на

основе

сотрудничества, адекватно оценивать все его успехи и неудачи, оказывать

ему всемерную психологическую поддержку. Этот стиль воспитания создает

наиболее

благоприятные

условия

для

развития

личности

ребенка,

налаживания нормальных доверительных отношений в семье, воспитания

активной

самооценки,

чувства

собственного

достоинства

и

других

положительных качеств.

Попустительский

стиль.

Для

него

характерно

формальное

выполнение родителями своих обязанностей, когда все сводится лишь к

заботе о том, чтобы дети были сыты и одеты. Что же касается их воспитания,

то эта проблема их не волнует. Они не знают, как это делать, или же считают

воспитание детей ненужным занятием, так как зачастую больше заняты

собой. При данном стиле воспитания нарушается процесс социализации

ребенка, психическое развитие замедляется, появляются трудновоспитуемые

и педагогически запущенные дети.

Исследования многих авторов указывают на то, установившийся в

семье

тип

преобладающего

негативного

воспитательного

воздействия

оказывает существенное влияние не только на задержку психического

развития

ребенка,

но

и

на

возникновение

различных

аномалий

в

формировании личности. Причем установлено, что преобладающий тип

взаимоотношений находится в тесной взаимосвязи с характером личностных

отклонений у детей.

Ребенок не пассивный объект воспитательного воздействия, а активный

ее субъект. Ребенок, изменяясь под влиянием воспитательного воздействия,

сознательно или не осознано сам начинает влиять на взрослых, заставляя их

вносить коррективы в содержание и средства воспитания.

Согласно взглядом С. Л. Рубинштейн, развитие ребенка предполагает

постоянное развитие воспитателя, которое выступает условием развития

ребенка. Отсюда следует вывод, что воспитание ребенка в семье должно

начинаться с воспитания самовоспитания и самообразования родителей. Они

должны знать не только, как ухаживать за ребенком, но и ориентироваться в

том, каким образом развивать психику ребенка и формировать как личность.

В 1969 году один из основателей фирмы «Сони» Массара Иббука создал

организация

«Японская

ассоциация

раннего

развития»,

которая

дает

возможности тысячам малышам в возрасте трех лет учиться то программы,

которую он разработал. В основе этой программ лежит великая вера в силу

воспитания и в потенциальные возможности ребенка.

В предисловии к своей работе «После трех уже поздно» он говорит,

что традиционный метод воспитания порочен. Мы удивляем много внимания

вопросу о том, чему учить людей до трех лет, но согласно научному

исследованию к этому возрасту развитие клеток головного мозга

уже

совершенно на 70 – 80 %. Мозг ребенка обладает феноменальной

способностью принимать сигналы извне, создавать их образ и запоминать.

На этой способности держится все интеллектуальное дельнейшее развитие.

Поэтому как он считает

вводить информацию извне наиболее

эффективно в период от одного до трех лет. Массара Ибука заметил, что

раннее развитие не должно обходить их стороной, наоборот именно в силу

тяжелого положения детей не обходимо определить их недостаток как можно

раньше, что бы с помощью техники раннего развития компенсировать эти

недостатки насколько это возможно.

Так, глухого ребенка сначала учат узнавать на слух свое имя, затем

другие слова. Позже соединяет слова со значением, развивая следы слуха.

Через несколько недель младенец начинает узнавать голос матери, а через

четыре месяца свое имя. К трем годам он узнает многие слова, которыми

пользуются взрослые в повседневной жизни. Больше всего надо изоляции

ребенка от звуков, потому что он якобы ничего не слышат. Как утверждает

Массара Ибука, если глухой ребенок будет постоянно слушать звуки у него,

может развиться способность слышать, даже если он родился с серьезным

нарушением слуха [12, c. 64-65].

Логика воспитания ребенка с ограниченными возможностями требует

наличия

специальных

знания,

перестройки

при

необходимости

межличностных

отношений

в

семье,

отказа

от

порочных

стилей

взаимодействия с ним и выработке наиболее оптимальной стратегии и

тактике воспитательной работы с учетом дефекта, типа семьи, условий жизни

и других факторов. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на

все случаи жизни никто не может дать. Родители должны сами познать

закономерности развития ребенка и соотносить свои с ними действия [27, c.

197].

Список литературы:

1. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального

развития личности. М., 1990. – с. 253.

2. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. кн. 1. общие основы психологии. М., 1995.

– с. 319.

3. Практическая психология образования / Под ред. А. В. Петровского. М.,

1997. – с. 352.

4.Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996. – с. 310



В раздел образования