Напоминание

КИМ по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"


Автор: Хайруллина Гульнара Гайнутдиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Республика Татарстан г Нурлат
Наименование материала: методическая разработка
Тема: КИМ по русскому языку 4 класс УМК "Школа России"
Раздел: начальное образование





Назад




Контрольно-измерительный материал по русскому языку 4 класс (УМК «Школа России»)

Наименование работы Содержание

Грамматическое задание

Списывание

Кто сеет?

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Дождь

смочил кротовую пашню. Солнце нагревает её. Кто же начнёт сев? Вокруг поляны стоят ёлки. Раскрыли они свои

шишки. Налетел ветер. Полетели бесшумно вниз лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, а другие в траве запутались.

Но многие попадали на рыхлую землю. И появились на этих местах ёлочки. Теперь войдёшь в лес и не увидишь на

бороздках свободного места.

Так кроты пашут, ёлки и ветер сеют. А лесные поляны украшаются деревьями.

За крайн.. избой дальн.. деревушк… виднелось жёлт… поле. Придорожн.. канава зар..сла тр..вой.( На) просторн…

равнин.. у дорог.. ст..яла бел.. б..рёза. Ос..нь (у)брала д..ревья в жёлт.. убор… . Б..рёза ст..яла счас..ливая.

(На)ступила зима. В зимн… ночи ветер тр..пал ветви б..рёзы . Сне.. (за)сыпал поля леса ж..лища людей. Всё

(за)мерло.

Но вот от весенн… дождя нач..ли дымит..ся крыши изб. Снежн…. поле забл..стел.. на ярк..м со..нце (по)текли

(за)гов..рили руч..и заз..л..нела берёза.

Пришло лето. В шёлков.. листве б..рёзы беззаботно зашумел ветер. Гибк.. ветви скл..нились до перв.. зелен.. травы.

Возле крепк… ствола в густ… и мя..кой траве зак..пела ж..знь. Засуетились мелк.. жучки мурав..и мо..ки.

Выпишите из первого абзаца имя существительное 1 скл., ед.ч., П.п.

Выпишите из второго или из третьего абзаца глагол прош.вр., ср.р.. ед.ч.

Выпишите из четвёртого абзаца имя прилагательное м.р., ед.ч.,Р.п.

Разберите по составу: придорожная.

Весеннее пробуждение

Яркое весеннее солнышко разбудило спящий крепким зимним сном мрачный лес. Первыми проснулись ящерки,

выбрались из-под корней и коряг старых деревьев. Греются на тёмных трухлявых пнях- солнышку и теплу радуются.

Вторыми очнулись от долгого сна ёжики -колючие бока. Шуршат в тёмной прошлогодней траве , кувыркаются и

лапками бока потирают. Выбрались к солнышку и жуки. Захлопотали, засуетились они, блестят на солнышке

полированными блестящими боками. Бабочки-лесные красавицы последними показались- боялись крылышки нарядные

поморозить . Вьются суетливые пёстрые бабочки над душистыми первоцветами , а сами тоже на цветы похожи. Сорока-

стрекотуха на весь лес оповестила: «Весна пришла!»

Диктанты

Клюква

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают ее поздней осенью. Самая сладкая

клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу.

Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в

болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зеленую ниточку с многими

клюквинками.

Слова для справки: растет, бывает, превратилась.

Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парная

согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная. Подбери проверочные слова.

Выполнить звуко – буквенный разбор слова : 1 вариант – ягода, 2 вариант – поздно.

Обозначить грамматическую основу: 1 вариант – 3 предложение, 2 вариант – 6 предложение.

* Выписать из текста слова с противоположным значением.

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не приняли. Валя была трусихой. А Андрюша умел только

ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пес Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался

на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пес несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и

громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увел.

Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справки: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Выписать из текста предложение, соответствующее схеме:

1 вариант 2 вариант

, и . и .

[ ], а [ ]. [ ], [ ] Выписать словосочетания.

Сделать звуко – буквенный разбор слова: 1 вариант - вдруг, 2 вариант – очень.

Осень

Ранняя осень. красив и печален русский лес в эти чудные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены.

Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет

поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковер листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных

ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб, но вершины берез уже оголились.

Слова для справки: краснеет. Выписать предложение: 1 вариант – с однородными членами, 2 вариант - сложное.

Разобрать слова по составу:

1 вариант – ранняя, подберезовики, грустно,

2 вариант – холодная, подосиновики, медленно.

Сделать звуко – буквенный разбор слова:

1 вариант – поздний, 2 вариант – гриб.

*Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.

Клесты.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка

северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке

висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки

спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в

нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Слова для справок: спрятаны, заботливые, семена

Выпишите первое предложение. Подчеркните главные члены

предложения. Укажите части речи. Обозначьте падежи имен существительных.

Определите склонение и падеж имён существительных. Выделите окончания.

1 вариант: с шумом- …, ель, вершину, по небу, под веткой.

2 вариант: с кормом- …, даль, маму, по ветру, под кустом

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали

инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч

рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это

будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и

заровнять землей.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Выписать по одному словосочетанию с именами

существительными1,2,3, склонения. Выделить окончание, определить падеж существительного.

Сделать звуко – буквенный разбор слова:

1 вариант – его, 2 вариант – шесть.

Разобрать имя существительное как часть речи: 1 вариант – (за) выдумку, 2 вариант – инженеров.

*Составить из слов пословицы. выделить окончания имен существительных.

Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

Радость, шаг, один, печаль.

Тетерева.

Взошло, заиграло над лесом весёлое зимнее солнышко.

Вылетели из ночных лунок нарядные тетерева. Сидят птицы на берёзе, клюют берёзовые душистые почки.

Спокойно гуляют они под деревьями… Оставляют на скатерти снегов красивые крестики своих следов.

Большими дружными стаями всю зиму живут эти птицы в роще. На ночь зарываются они в снег, делают в сугробе

глубокие ямки-лунки. Не достанет в снегу тетеревов их злейший враг – ястреб. Не найдёт хитрый лисовин.

Издалека видит старый лисовин на деревьях красивых птиц. Слюнки текут у лисовина.

Разобрать 2 (4) предложение по членам, составить схему.

Определить падежи существительных в 6 предложении.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Все вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий

свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пестрого

дятла. Он ловко долбил шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро

мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц – беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Выписать три словосочетания «прил. + сущ.» выделить

окончания и указать падеж имен прилагательных.

Составить словосочетания: прил. + сущ. в м.р. в Т.п., прил. + сущ. ср.р. в Д.п., прил. + сущ. ж .р. в П.п.

Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные:

В … уборе стоит осенний лес.

На … небе загорелись … звезды.

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала

кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил

наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг

неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это

ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая - кукушка!

Слова для справок: непросто, неподалеку,

Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число, падеж.

Распределите слова по группам и запишите в два столбика: для, он, по, ее, от, за, вы, нам, у, тебя.

Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения:

В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пестром наряде. На … были красные, желтые, оранжевые листья. …

встал под деревом. На … дождем посыпались осенние листья.

Весной

Лучи апрельского солнца светят и греют4. Веет легкий ветерок. Гибкие ветки берез трепещут на солнце4. Почки

начинают быстро наливаться и развертываться в зелёные листья . Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На ветке

осинки видишь ворону. Она вытягивает шею и хрипло каркает. Молодая галка ищет место для гнезда. На изгороди

сороки вертят головами, хвостами качают и трещат. В кустах сирени слышишь чудесный голос овсянки. Ее весенняя

песенка позванивает, как маленький колокольчик. Каждый день появляется что-то новое. Посмотришь вокруг — и

станет тебе легко и радостно.Разобрать по членам и частям речи предложения

1 вар. – 1-е предложение

2 вар. – 3-е предложение

Разобрать по составу глаголы:

1 вар. – раскричался, услышишь, лечиться, сломает,

2 вар. – простудиться, окружаешь, празднует, потерялась.

Выделить окончания глаголов и указать их спряжение

1 вар. – в предложениях 1-7, выделенных курсивом.

2 вар. – в предложениях 8-13.

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под

куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и

назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она

постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, ее грызла беспощадная

советь.

Выписать три глагола, указать их время, число, лицо и род.

Поставь глаголы в неопределенную форму:

Пришла, идет, посмотрит.

Дуб.

Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб

защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!

Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора

испортилась.

Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.

Разобрать предложения.

Выполнить фонетический разбор.

Последние денечки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за

ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А

в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке

побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне. В последнем предложении выделить основу,

выписать словосочетания. Указать части речи.

Разобрать слова как части речи:

Укрыли, молочным, (за) ночь.

Выполнить звуко – буквенный разбор слова ледяные.

Словарные диктанты

Автобус, корзина, картина, хоккей, ребята, черный, космонавт, береза, Красная площадь, победа,

народ, ужин, здравствуй.

Вчера, дорога, до свидания, желтая, весело, товарищ, Москва, солдат, одиннадцать, здесь, вдруг, хозяйство, коллектив,

аллея, пассажир.

Каникулы, человек, пожалуйста, хозяин, горизонт, комбайн, комбайнер, багаж, календарь, богатство. прекрасный,

шофер, библиотека, еще, двенадцать

Вчера, четверг, петрушка, машина, малина, вместе, город, ученик, яблоко, инженер, столица, календарь, погода,

шестнадцать, адрес

Впереди, медленно, теперь, завтра, корабль, костюм, железо, вокзал, пассажир, (пассажирский), билет, телепередача,

телефон, аллея, беседа(беседовать),.

Портрет, хлебороб, путешествие, электричество, директор, килограмм, газета, инженер, одиннадцать, хозяйство,

библиотекарь, автомобиль, семена.

Гореть, сверкать, лучше, председатель, салют, аппетит, деревня, шофер, шоссе, расстояние, электричество, директор,

Россия, вечер, километр

Автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, килограмм. Километр, командир,

экскурсия, выгон, кастрюля, тарелка, стакан,

Графин, издалека, салют, ботинки, сапоги, платок, ботинки, костюм, богатство, сзади, металл, (металлический), победа,

солдат, председатель,

Аллея, библиотека, горизонт, железо, здесь, ин¬женер, медлен¬но, налево, направо, одиннадцать, пассажир, слева,

снизу, справа, тарелка , электростанция

Наименование

Учебник

Уроки развития речи

1 часть

Упр. 8 С. 10

1 часть

Упр.48 С.34

1 часть

Упр. 56 С.39

1 часть

Упр. 110 С.66

1 часть

Упр.134 С.77

1 часть

Упр. 161 С.92

1 часть

Упр.180 С.101

1 часть

Упр.247 С.130

1 часть

Упр.273 С.141

2 часть

Упр.3 С.5

2 часть

Упр.22 С.13

2 часть

Упр.53 С.26

2 часть

Упр. 77 С.36

2 часть

Упр. 85 С.40

2 часть

Упр.106 С.49

2 часть

Упр. 138 С.49

2 часть

Упр.162 С.79

2 часть

Упр. 178 С.87

2 часть

Упр. 228 С.108

2 часть

Упр. 242 С.114

2 часть

Упр. 253 С.119

2 часть

Упр. 259 С.123

2 часть

Упр. 278 С.129

2 часть

Упр.310 С.140

Проекты

1 часть

С. 35

1 часть

С.144

2 часть

С.28

2 часть

С.92

Проверочные работы

1 часть

С.24

1 часть

С.40

1 часть

С.78

1 часть

С.143

2 часть

С..50

2 часть

С.120

Критерии оценивания письменных работ по русскому языку

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии

(в 3 классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной

орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от

каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки,

работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение

определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора

слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно

выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством

грамматических заданий.

Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест

«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки.

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» - 3-5 ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено

1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые

неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности

изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2

исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной

мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными

предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые

неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения

мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.,

нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями,

крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примерное количество слов:

для словарных диктантов: 10-12;

для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;

для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов.



В раздел образования