Напоминание

Адаптация детей к условиям детского сада средствами сказкатерапии.


Автор: Зажирская Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Любинский д.с № 4"
Населённый пункт: Омская область, Любинский район, Рп Любинский
Наименование материала: Презентация
Тема: Адаптация детей к условиям детского сада средствами сказкатерапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зажирская

Татьяна Дмитриевна

Воспитатель 1 категории

«Любинский д/с №4»

Любинского муниципального района

Тема консультации:

Адаптация детей к условиям детского сада

средствами сказкатерапии.

Анализ массовой педагогической практики

показал, что основной причиной эмоционального

стресса родителей и детей раннего возраста

является период адаптации.

(Д.Б.Эльконин)

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском

организме, которые происходят на всех уровнях и во всех системах.

Видна надводная часть айсберга, а это поведение ребёнка, которое

приводит взрослых в смятение.

В новом детском коллективе ребёнок постоянно находится как под током

сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту.

Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.

Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу

космонавта, отправляющегося в полет

Адаптация– мощный стресс для ребенка

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому

резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в

стрессовом

состоянии

могут

привести

к

эмоциональным

нарушениям.

Педагогу

необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в

дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно

быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и

сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла

сеансов с использованием сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в

период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека

на

протяжении

всей

его

жизни.

О

роли

и

значении

сказок

в

формировании

положительных

качеств

характера и

психических процессов

для

детей

дошкольного

возраста

написано

много.

Значимость

народной

сказки

подчеркивал

Константин

Дмитриевич Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский,

Александр

Сергеевич

Пушкин. Еще

наши

предки,

занимаясь

воспитанием

детей,

не

спешили

наказать

провинившегося

ребенка,

а

рассказывали

ему

сказку,

из

которой

становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Сказкатерапия

это

молодое

перспективное

течение

в

прикладной

психологии,

которое

широко

используется

в

настоящее

время

в

дошкольной педагогике.

Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче

взаимодействует

с

окружающими

его

взрослыми

и

детьми.

Сказка

помогает

ребёнку

глубже

понять

поведение

и

поступки

людей.

На

собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое

«хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию,

в

игровой

манере

мы

можем

ненавязчиво

научить

ребёнка

нормам

поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.

Основная цель работы:

Оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения, выявлять положительное

влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие

дошкольника, а также на снижение уровня детской

конфликтности и агрессивности.

Погружение

в

сказочный

мир

позволяет

ребёнку

использовать

речевой

аппарат

намного

активнее.

В

обычном

общении

ребёнок

привыкает

пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В

такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая

интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время

проведения

сеанса

ребёнок,

подражая

героям,

часто

пользуется

яркими

красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть

родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата

живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под

влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без

потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные

черты характера и поведения ребенка.

Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения.

Этим определяются и основные задачи:

снятие эмоционального и мышечного напряжения

снижение импульсивности, тревоги

развитие навыков взаимодействия детей друг с другом –

развития внимания,

восприятия, речи, воображения –

развитие общей и мелкой моторики

координации движений.

Татьяна

Дмитриевна

Зинкевич

Евстигнеева(автор

метода

комплексной

сказкатерапии) разработала курс сказкотерапии, который включает множество

приемов,

и

форм

работы,

позволяющих

развивать

творческое

мышление,

воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений,

позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.

Сказки

делятся

на

пять

видов: художественные,

дидактические,

психокоррекционные, фактически психотерапевтические.

Существует несколько форм работы со сказкой:

1.Анализ сказок.

2.Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

5.Сочинение сказок.

В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются

различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней,

театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

«Разноцветные сказки» позволяет углубить работу по цветовосприятию,

научить

детей

различать

основные

цвета,

сопоставлять

предметы

и

их

изображения

по

цвету,

выполнять

действия

с

цветом

по

словесной

инструкции (игра «Цветные прищепки», «Цветные крышки»).

Большую

помощь

в

работе

с

детьми

по

сказкотерапии

оказывают

дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также

зрительное представление происходящего события. Дидактические игры

учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное

восприятие и активизируют зрительные функции.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с

детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации

является весьма эффективным и многуфункциональным. Это

позволяет мне рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к

использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в

период адаптации.

Используемая литература:

1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи

дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;

2) Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и

семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;

3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:

Речь, 2008;

4) Интернет – источники.

Спасибо за внимание!



В раздел образования