Автор: Зажирская Татьяна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ "Любинский д.с № 4"
Населённый пункт: Омская область, Любинский район, Рп Любинский
Наименование материала: Презентация
Тема: Адаптация детей к условиям детского сада средствами сказкатерапии.
Раздел: дошкольное образование
Зажирская
Татьяна Дмитриевна
Воспитатель 1 категории
«Любинский д/с №4»
Любинского муниципального района
Тема консультации:
Адаптация детей к условиям детского сада
средствами сказкатерапии.
Анализ массовой педагогической практики
показал, что основной причиной эмоционального
стресса родителей и детей раннего возраста
является период адаптации.
(Д.Б.Эльконин)
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском
организме, которые происходят на всех уровнях и во всех системах.
Видна надводная часть айсберга, а это поведение ребёнка, которое
приводит взрослых в смятение.
В новом детском коллективе ребёнок постоянно находится как под током
сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту.
Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Стресс, ощущаемый ребёнком в период адаптации, идентичен по силе стрессу
космонавта, отправляющегося в полет
Адаптация– мощный стресс для ребенка
Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому
резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в
стрессовом
состоянии
могут
привести
к
эмоциональным
нарушениям.
Педагогу
необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в
дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно
быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и
сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла
сеансов с использованием сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в
период адаптации.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека
на
протяжении
всей
его
жизни.
О
роли
и
значении
сказок
в
формировании
положительных
качеств
характера и
психических процессов
для
детей
дошкольного
возраста
написано
много.
Значимость
народной
сказки
подчеркивал
Константин
Дмитриевич Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский,
Александр
Сергеевич
Пушкин. Еще
наши
предки,
занимаясь
воспитанием
детей,
не
спешили
наказать
провинившегося
ребенка,
а
рассказывали
ему
сказку,
из
которой
становился ясным смысл его поступка.
Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?
Сказкатерапия
–
это
молодое
перспективное
течение
в
прикладной
психологии,
которое
широко
используется
в
настоящее
время
в
дошкольной педагогике.
Во время игры, ребёнок принимает на себя роль какого-либо героя, легче
взаимодействует
с
окружающими
его
взрослыми
и
детьми.
Сказка
помогает
ребёнку
глубже
понять
поведение
и
поступки
людей.
На
собственном опыте ребёнок может ощутить что такое «плохо» и что такое
«хорошо». Сказку можно подобрать под любую самую сложную ситуацию,
в
игровой
манере
мы
можем
ненавязчиво
научить
ребёнка
нормам
поведения, признанным в обществе, моральным заповедям.
Основная цель работы:
Оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения, выявлять положительное
влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие
дошкольника, а также на снижение уровня детской
конфликтности и агрессивности.
Погружение
в
сказочный
мир
позволяет
ребёнку
использовать
речевой
аппарат
намного
активнее.
В
обычном
общении
ребёнок
привыкает
пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В
такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая
интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время
проведения
сеанса
ребёнок,
подражая
героям,
часто
пользуется
яркими
красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть
родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата
живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.
Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под
влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без
потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные
черты характера и поведения ребенка.
Цель таких занятий – оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного
образовательного учреждения.
Этим определяются и основные задачи:
•
снятие эмоционального и мышечного напряжения
•
снижение импульсивности, тревоги
•
развитие навыков взаимодействия детей друг с другом –
•
развития внимания,
•
восприятия, речи, воображения –
•
развитие общей и мелкой моторики
•
координации движений.
Татьяна
Дмитриевна
Зинкевич
–
Евстигнеева(автор
метода
комплексной
сказкатерапии) разработала курс сказкотерапии, который включает множество
приемов,
и
форм
работы,
позволяющих
развивать
творческое
мышление,
воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений,
позитивную коммуникацию и адекватную самооценку.
Сказки
делятся
на
пять
видов: художественные,
дидактические,
психокоррекционные, фактически психотерапевтические.
Существует несколько форм работы со сказкой:
1.Анализ сказок.
2.Рассказывание сказок.
3.Переписывание сказок.
4.Постановка сказки с помощью кукол.
5.Сочинение сказок.
В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются
различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней,
театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.
«Разноцветные сказки» позволяет углубить работу по цветовосприятию,
научить
детей
различать
основные
цвета,
сопоставлять
предметы
и
их
изображения
по
цвету,
выполнять
действия
с
цветом
по
словесной
инструкции (игра «Цветные прищепки», «Цветные крышки»).
Большую
помощь
в
работе
с
детьми
по
сказкотерапии
оказывают
дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также
зрительное представление происходящего события. Дидактические игры
учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное
восприятие и активизируют зрительные функции.
Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с
детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации
является весьма эффективным и многуфункциональным. Это
позволяет мне рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к
использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в
период адаптации.
Используемая литература:
1) Шорохова О.А «Играем в сказку» (сказкотерапия по развитию связной речи
дошкольников) – М.:ТЦ Сфера, 2008.;
2) Микляева Н.В.,Толстикова С.Н., Целикина Н.П. «Сказкотерапия в ДОУ и
семье» - М.:ТЦ Сфера, 2010.;
3) Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева «Формы и методы работы со сказкой», СПб.:
Речь, 2008;
4) Интернет – источники.
Спасибо за внимание!