Автор: Мохначёва Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 366
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Люби и знай свой край"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский Сад 366 города Челябинска
Статья «Люби и знай свой край»
подготовила
воспитатель разновозрастной группы
Мохначева Надежда Александровна
Г. Челябинск
2017
Описание материала: Предлагаю вам принять к сведению статью по теме
«Люби и знай свой край». Данный материал будет полезен воспитателям
детских садов, работающих по теме «Гражданское воспитание дошкольников
с приоритетом в патриотическом воспитании».
Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за
воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к
содержанию образования – основной частью которого является воспитание
патриотизма. К.Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного
образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим
отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем,
что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится».
Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается
познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к
Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно
формируется постепенно раннего детства.
4 года я работала по теме: «Люби и знай свой край» в рамках
патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность
и любовь к своему отечеству, к своему народу).
Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение
принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание
собственной востребованности и незаменимости в своей стране.
Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе
знакомства с прошлым и настоящим родного края.
Задачи:
1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его
своеобразии.
2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада,
деревни, народностей Пермского края.
3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм,
толерантность, национальное самосознание).
Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности –
обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с
ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его
целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала.
Тема достигается через:
1. Занятия;
2. создание мини-музеев или русской избы;
3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;
4. чтение, заучивание художественной литературы, фольклора, знакомство с
писателями Пермского края
5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов
быта, труда, одежды;
6. конструирование макетов домов, улиц, схем;
7. экскурсии в краевой музей, прогулки по деревне, близокружающим
местам;
8. просмотр д/фильмов, слайдов;
9. домашние задания.
Тема основывается на плане - программе Ахметовой Н.Н. «Краеведение
в детском саду» I часть, «Люби и знай свой край» II часть.
Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и
России, развитие познавательных интересов детей, их творчества и
способностей, формирование эстетических чувств, речевых, трудовых,
изобразительных умений и навыков. И в конечном итоге - формирование
начал национального самосознания ребенка.
Направления в работе:
1. Социальное воспитание (семья)
2. Родной край (прошлое и настоящее)
3. Национальное воспитание (знакомство с народами Пермского края.)
Первые два года работы на старшей и подготовительной группах по
ознакомлению дошкольников с родным краем прошли в полном энтузиазме.
Оформляла альбомы с фотографиями, подбирала открытки, иллюстрации с
видами городов, оформляла паспарту о животных, растительном мире
Южного Урала. Подобрала художественную литературу: писателей и
сказочников Южного Урала; занялась оформлением музея «Русская изба»,
купила глобус ,карты Южного Урала, России. Поддержку в оформлении
избы-музея оказали родители и сотрудники, предметы быта, труда, одежды
были собраны с их помощью.
Музей «Русская изба» считалась основой краеведческого материала – в ней
проводились занятия, чтения, рассматривание предметов быта, игры.
Дети были заинтересованы, потому что в своей работе я использовала прием
домашнего задания. Например: «нарисуйте с родителями жилище будущего»,
«сочините в семье рассказ о свое деревне». А потом оформлялись выставки с
рисунками, альбом с рассказами детей.
Также знания детей пополнялись с посещением краеведческого кружка.
Кружок проводился 1 раз в неделю, его посещали дети старшей и
подготовительной групп. Большую роль я отводила экскурсиям – экскурсии и
прогулки по улицам города, к памятникам, к любимым местам детей, а также
с целью рассматривания и сравнивания домов: деревянных, каменных,
панельных; с целью запоминания названий улиц, почему они так
называются.
В начале и в конце года экскурсии в краеведческий музей и по улицам
района.
Выезжали в театр г.Челябинска.
Дидактическая игра «Путешествие по карте» познакомила детей с
географическим положением, ландшафтом, природными ископаемыми,
растительным и животным миром каря.
Тема «Удивительный мир вещей» очень интересна. Это путешествия в
прошлое иголки, телефона, часов и.т.д. После занятий и бесед я оформляю
мини-музей. Помощь оказывают родителя. После бесед предлагаю детям
рисовать или делать аппликацию на темы: «нарисуйте какие бы вы часы
хотели иметь?», «украсьте сарафан, фартук, головной убор».
Большое значение имело знакомство детей со знаменитыми людьми родного
края. Познакомила детей с писателями и сказочниками Южного Урала. Один
раз в неделю посещали с детьми библиотеку. Библиотекари оказали помощь в
подборе художественных произведений писателей: Воробьева В.И.,
Давыдычева Л., Кузьмина Л, Бажова П., Пермяка и.т.д. Особенно пользовался
успехом у детей сборник «10 сказочников под одной крышей». Провела
консультацию для сотрудников детского сада и собрание для родителей на
тему: «Писатели Южного Урала– детям». Подобрала книги и вырезки из
газет по творчеству поэтов – земляков Подаруева В., Рябинина А., Дудина И.
Хочется отметить работу по направлению национальное воспитание –
знакомство детей с народами, проживающими на территории Южного Урала,
с их обычаями, традициями, одеждой, играми, фольклором. На Южном Урале
живет более 80 народностей. Русские - самый многочисленный народ (2,5
млн.), на 2 месте – татары (150 тыс.), на 3 месте – коми-пермяки (123 тыс.).
Знакомить детей нужно с теми народностями, которые находятся в
ближайшем окружении. Савино – деревня многонациональная. Большинство
проживающего населения – это русские и коми-пермяки. По знакомству с
коми-пермяками я провела ряд занятий и бесед. Пригласила в гости
родителей – коми-пермяков, одетых в национальную одежду. Они пели и
говорили на своем языке, играли с детьми в коми-пермяцкие игры. Тема
«Знакомство с коми-пермяцким народом, фольклором, легендами» хорошо
отражена в книге Ворошниной III ч.
По социальному воспитанию отдала предпочтение работе по разделу
«Семья». С младшей группы стала оформлять семейный альбом, готовили с
детьми подарки к праздникам родителям, сравнивали модели ладоней «мама,
папа, я». Вместе проводили праздники с чаепитиями. Провела занятия
«Разговор о маме», «Что любит папа». В средней группе пополнили
семейный альбом – познакомила с функцией бабушки, дедушки;
родственными отношениями: сын - дочь, внук – внучка, брат – сестра. С
младшей группы у нас вошло в традицию отмечать дни рождения детей с
чаепитием. В старшем возрасте провела беседы об истории семьи, провела
занятия: «Наши предки – пещерные люди», «У каждого человека есть свое
имя», «Что означают наши имена».
На краеведческом кружке оформляли генеалогическое древо. Провела игру
«геральдика» - гербоведение, где рисовали дети с родителями их герб семьи,
флаг со знаками, символами, отражающими фамилию семьи или их труд.
По вопросам диагностики в конце года в подготовительной группе выявлено:
• с высоким уровнем развития – 6 человек, 27,4%;
• средний уровень – 12 человек, 54,5 %;
• низкий уровень – 4 человека, 18,1%.
Сотрудничество со школой:
На открытом уроке по окружающему миру дети показали хорошие знания по
знакомству с родным краем, отлично ориентировались по карте, находили
краевой и районный центры.
Список использованной литературы:
1. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина
Н.В.Москва, 2001 г.
2. План-программа по краеведению. I часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.
3. Люби и знай свой край. II часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.