Напоминание

"Люби и знай свой край"


Автор: Мохначёва Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС 366
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Люби и знай свой край"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский Сад 366 города Челябинска

Статья «Люби и знай свой край»

подготовила

воспитатель разновозрастной группы

Мохначева Надежда Александровна

Г. Челябинск

2017

Описание материала: Предлагаю вам принять к сведению статью по теме

«Люби и знай свой край». Данный материал будет полезен воспитателям

детских садов, работающих по теме «Гражданское воспитание дошкольников

с приоритетом в патриотическом воспитании».

Великие русские педагоги, ученые, общественные деятели боролись за

воспитание высокого национального достоинства, привлекали внимание к

содержанию образования – основной частью которого является воспитание

патриотизма. К.Д. Ушинский говорил в свое время: «Отличие западного

образования состоит в том, что западный человек более знаком со своим

отечеством, литературой, географией, а русский человек менее знаком с тем,

что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится».

Учеными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается

познание тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к

Родине; чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно

формируется постепенно раннего детства.

4 года я работала по теме: «Люби и знай свой край» в рамках

патриотического воспитания дошкольников («патриотизм» - это преданность

и любовь к своему отечеству, к своему народу).

Сейчас существует термин «новый российский патриотизм» - ощущение

принадлежности к своей земле, своему народу, чувство и сознание

собственной востребованности и незаменимости в своей стране.

Цель темы: развитие познавательных способностей детей в процессе

знакомства с прошлым и настоящим родного края.

Задачи:

1. Формировать представления о том, чем славен родной край, знания о его

своеобразии.

2. Поддерживать и развивать интерес к традициям семьи, детского сада,

деревни, народностей Пермского края.

3. Воспитывать умение проявлять свои гражданские чувства (гуманизм,

толерантность, национальное самосознание).

Дидактические принципы: принцип адекватности, принцип комплектности –

обеспечивает личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с

ребенком, принцип доступности и наглядности предлагаемого материала, его

целесообразности, эмоциональной близости краеведческого материала.

Тема достигается через:

1. Занятия;

2. создание мини-музеев или русской избы;

3. дидактические игры, строительные, сюжетно-ролевые;

4. чтение, заучивание художественной литературы, фольклора, знакомство с

писателями Пермского края

5. рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов

быта, труда, одежды;

6. конструирование макетов домов, улиц, схем;

7. экскурсии в краевой музей, прогулки по деревне, близокружающим

местам;

8. просмотр д/фильмов, слайдов;

9. домашние задания.

Тема основывается на плане - программе Ахметовой Н.Н. «Краеведение

в детском саду» I часть, «Люби и знай свой край» II часть.

Реализация программы предполагает воспитание любви к малой Родине и

России, развитие познавательных интересов детей, их творчества и

способностей, формирование эстетических чувств, речевых, трудовых,

изобразительных умений и навыков. И в конечном итоге - формирование

начал национального самосознания ребенка.

Направления в работе:

1. Социальное воспитание (семья)

2. Родной край (прошлое и настоящее)

3. Национальное воспитание (знакомство с народами Пермского края.)

Первые два года работы на старшей и подготовительной группах по

ознакомлению дошкольников с родным краем прошли в полном энтузиазме.

Оформляла альбомы с фотографиями, подбирала открытки, иллюстрации с

видами городов, оформляла паспарту о животных, растительном мире

Южного Урала. Подобрала художественную литературу: писателей и

сказочников Южного Урала; занялась оформлением музея «Русская изба»,

купила глобус ,карты Южного Урала, России. Поддержку в оформлении

избы-музея оказали родители и сотрудники, предметы быта, труда, одежды

были собраны с их помощью.

Музей «Русская изба» считалась основой краеведческого материала – в ней

проводились занятия, чтения, рассматривание предметов быта, игры.

Дети были заинтересованы, потому что в своей работе я использовала прием

домашнего задания. Например: «нарисуйте с родителями жилище будущего»,

«сочините в семье рассказ о свое деревне». А потом оформлялись выставки с

рисунками, альбом с рассказами детей.

Также знания детей пополнялись с посещением краеведческого кружка.

Кружок проводился 1 раз в неделю, его посещали дети старшей и

подготовительной групп. Большую роль я отводила экскурсиям – экскурсии и

прогулки по улицам города, к памятникам, к любимым местам детей, а также

с целью рассматривания и сравнивания домов: деревянных, каменных,

панельных; с целью запоминания названий улиц, почему они так

называются.

В начале и в конце года экскурсии в краеведческий музей и по улицам

района.

Выезжали в театр г.Челябинска.

Дидактическая игра «Путешествие по карте» познакомила детей с

географическим положением, ландшафтом, природными ископаемыми,

растительным и животным миром каря.

Тема «Удивительный мир вещей» очень интересна. Это путешествия в

прошлое иголки, телефона, часов и.т.д. После занятий и бесед я оформляю

мини-музей. Помощь оказывают родителя. После бесед предлагаю детям

рисовать или делать аппликацию на темы: «нарисуйте какие бы вы часы

хотели иметь?», «украсьте сарафан, фартук, головной убор».

Большое значение имело знакомство детей со знаменитыми людьми родного

края. Познакомила детей с писателями и сказочниками Южного Урала. Один

раз в неделю посещали с детьми библиотеку. Библиотекари оказали помощь в

подборе художественных произведений писателей: Воробьева В.И.,

Давыдычева Л., Кузьмина Л, Бажова П., Пермяка и.т.д. Особенно пользовался

успехом у детей сборник «10 сказочников под одной крышей». Провела

консультацию для сотрудников детского сада и собрание для родителей на

тему: «Писатели Южного Урала– детям». Подобрала книги и вырезки из

газет по творчеству поэтов – земляков Подаруева В., Рябинина А., Дудина И.

Хочется отметить работу по направлению национальное воспитание –

знакомство детей с народами, проживающими на территории Южного Урала,

с их обычаями, традициями, одеждой, играми, фольклором. На Южном Урале

живет более 80 народностей. Русские - самый многочисленный народ (2,5

млн.), на 2 месте – татары (150 тыс.), на 3 месте – коми-пермяки (123 тыс.).

Знакомить детей нужно с теми народностями, которые находятся в

ближайшем окружении. Савино – деревня многонациональная. Большинство

проживающего населения – это русские и коми-пермяки. По знакомству с

коми-пермяками я провела ряд занятий и бесед. Пригласила в гости

родителей – коми-пермяков, одетых в национальную одежду. Они пели и

говорили на своем языке, играли с детьми в коми-пермяцкие игры. Тема

«Знакомство с коми-пермяцким народом, фольклором, легендами» хорошо

отражена в книге Ворошниной III ч.

По социальному воспитанию отдала предпочтение работе по разделу

«Семья». С младшей группы стала оформлять семейный альбом, готовили с

детьми подарки к праздникам родителям, сравнивали модели ладоней «мама,

папа, я». Вместе проводили праздники с чаепитиями. Провела занятия

«Разговор о маме», «Что любит папа». В средней группе пополнили

семейный альбом – познакомила с функцией бабушки, дедушки;

родственными отношениями: сын - дочь, внук – внучка, брат – сестра. С

младшей группы у нас вошло в традицию отмечать дни рождения детей с

чаепитием. В старшем возрасте провела беседы об истории семьи, провела

занятия: «Наши предки – пещерные люди», «У каждого человека есть свое

имя», «Что означают наши имена».

На краеведческом кружке оформляли генеалогическое древо. Провела игру

«геральдика» - гербоведение, где рисовали дети с родителями их герб семьи,

флаг со знаками, символами, отражающими фамилию семьи или их труд.

По вопросам диагностики в конце года в подготовительной группе выявлено:

• с высоким уровнем развития – 6 человек, 27,4%;

• средний уровень – 12 человек, 54,5 %;

• низкий уровень – 4 человека, 18,1%.

Сотрудничество со школой:

На открытом уроке по окружающему миру дети показали хорошие знания по

знакомству с родным краем, отлично ориентировались по карте, находили

краевой и районный центры.

Список использованной литературы:

1. Ознакомление с окружающей и социальной действительностью. Алёшина

Н.В.Москва, 2001 г.

2. План-программа по краеведению. I часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.

3. Люби и знай свой край. II часть. Н.Н. Ахметова. Пермь, 1998 г.



В раздел образования