Напоминание

из методической копилки учителя


Автор: Кузовникова Нина Вениаминовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Подвязьевская СШ"
Населённый пункт: Рязанская обл, Рязанский р-н, село Подвязье
Наименование материала: Из педагогической копилки: «Урок развития речи в 9 классе»
Тема: из методической копилки учителя
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Подвязьевская средняя школа» муниципального образования - Рязанский

муниципальный район Рязанской области

Из педагогической копилки: «Урок развития речи в 9 классе»

Учитель русского языка и литературы

Кузовникова Нина Вениаминовна

Пояснительная записка

Одним из удачных моментов моей педагогической технологии считаю,

систематическую работу на уроках русского языка и развития речи над

определенной темой высказывания, в центр которой всегда

ставится

человек и его отношение

к миру: «человек – природа – искусство»,

«мир - человек – искусство», « человек – земля – весна»…

В основе таких уроков – всегда текст, художественное слово писателя, а

результатом урока –сочинение, проверяющее умение создавать собственное

речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации,

извлеченной из прослушенного или прочитанного текста. Ученики привыкли

писать сочинение под музыку. Она вызывает особый эмоциональный

настрой, побуждает к раздумью.

Урок развития речи в 9 классе

Тема высказывания: Человек

Весна Земля

Цель: Систематизация знаний о тексте, отработка навыков и умений в

определение микротем текста, параллельной и цепной связи между

предложениями; формирование умений в жанре эссе; повторение пунктуации

в предложении с однородными членами и обобщающими словами.

Работа на уроке: в основе - размышление над отрывком из повести Ивана

Васильева “Печаль моя полна тобою...” (Безответные письма другу).

Творческое задание:

1.

Этюд “Весна”. (Стиль художественный; тип речи - описание)

Музыка Бетховена “ К Элизе”

2. Эссе “Как прекрасна Земля и на ней Человек”

(Публицистический стиль; тип речи – рассуждение)

Музыка П.И. Чайковского “ Вальс”

Ход урока:

I.Работа с текстом. Проверка домашнего задания.

1.Учитель читает текст, над содержанием которого дети работали дома.

2. Ответы на вопросы:

- Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств

осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

- Объясните, на основе чего текст делится на абзацы? Укажите микротему

(микротемы) каждого абзаца.

(Остальные задания выполняются по ходу урока)

3.

Проверка домашнего задания. Объяснение орфограмм (по цепочке)

4.

Запись предложения. Задание: объяснить постановку знаков препинания.

Теперь у меня все позади: и фронт, и любовь, и все же я чувствую,

восхищаюсь первой майской грозой, роскошной землей, которая просить

у неба дождя.

II. Учитель:

Как вы думаете, является ли дождь в тексте каким-то символом? Дождь как

символ очищения? (земли, души человека) Дождь как символ оживления,

пробуждения к действию. Какие слова в тексте являются ключевыми?

Объявляется тема урока:

На доске: Человек

Земля Весна

III. Работа над лексическим значением слова. Выстраивание

синонимических рядов.

1.

Пир

Безудержный не умеющий сдерживать

Неистовый проявления своих чувств,

Буйный не знающих в этом границ.

Неукротимый

Необузданный

Яростный

Ярый

2.Торжество, величественное и бессмертное

Величественный: (высок) Исполненный Бессмертный - Не подверженный

величия, наличие в ком – чем-нибудь смерти, не умирающий.

выдающихся свойств, внушающих Оставшийся навсегда в

преклонение, уважение памяти людей.

Учитель:

3.Представьте и запишите, какие ассоциации со словом весна возникают

у вас?

Ученики:

Пробуждение всего живого на Земле; серебряные ручейки; веселое

щебетание птиц, майские грозы, белый-белый сад, необыкновенный аромат,

подснежник и незабудки, изящная с нежной зеленью береза…

Весна для человека - источник оптимизма, веры в лучшее; вдохновение и

любовь.

Запись на доске:

4. Вдохновлять - воодушевлять - окрылять - воспламенять

Учитель:

Эти слова объединены значением - воздействовать на чувства человека,

приводить его в состояние творческого подъема.

III. Под музыку Л.В. Бетховена “ К Элизе” написать сочинение - миниатюру

(этюдную зарисовку) “ Весна” (5-7 мин)

(Стиль художественный; тип речи- описание).

Учитель: Помните, что в художественном описании преобладают

субъективные изображения, образы, впечатления, лирические элементы.

Главное здесь - дать яркое представления о предмете (при этом далеко

неполное).

У каждого времени года свой секрет. Есть он у Весны

2.Предлагается несколько микротем:

1) “Люблю грозу в начале мая”

2) Люблю березку русскую”

“Белая черемуха под моим окном”

3) “Незабудки...”

4) Весна.

3.Чтение этюдных зарисовок.

4.Чтение стихотворения немецкого поэта Альберта Шамиссо “ Весна”

(читает ученик) (перевод В. Куприянова).

Земля пробудилась, приходить весна,

Вокруг расцветают цветы.

Душа моя снова от песен тесна,

И вновь я во власти мечты.

Сияя, встает над полями рассвет,

И ветер с листвой не суров.

А мне казалось, что волос мой сед,-

Нет, это пыльца от цветов.

И птицы вовсю гомонят без конца,

Их щебет звенит надо мной.

И нет седины, это просто пыльца,

Я счастлив. Как птицы весной.

(Повт. 1 четверостишие)

VI. Обращаемся ко 2 заданию по тексту.

Учитель:

1)

Каковы особенности последнего абзаца? Что делает его

заключительной частью

текста?

Спасибо, земля! Сердцу, которое, казалось, ничто уже не в силах разбудить,

ты возвращаешь любовь к жизни. Пусть же гремят над тобою только майские

грозы!

2)

Ученики:

До чего же красива земля! (чем?)

Спасибо, земля! (За что?)

(Обращение к земле)

Учитель:

Задание:

В каких значениях употребляется многозначное слово земля?

Ученики:

Земля: 1 . Планета

2. Суша, земная тверд

3. Страна, государство

2) Учитель

Земля ассоциируется ли со словом мир?

Мироздание - согласные отношения, спокойствие, отсутствие войны.

Миро - благовонное масло, употребляемое в христианских обрядах.

Одним миром мазаны.

3)

Работа со словарем эпитетов.

В “Словаре эпитетов русского литературного языка” К.С. Горбачевича и Е.П.

Хабло (1979) к слову “земля” в разных значениях приводится свыше 120

эпитетов:

Например: щедрая, плодоносная, ласковая, могучая, приветливая,

благословенная, великая, вольная, родимая, родная, свободная, священная,

солнечная.

V. Учитель:

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи. Человек (с

большой буквы) высоких моральных качеств. Человечество - люди,

человеческий род. Все прогрессивное человечество стоит на страже мира.

Как говорил наш земляк, рязанский поэт С.А. Есенин, “ Как прекрасна земля

и на ней Человек”.

Задание:

Написать эссе «Как прекрасна земля и на ней Человек». (Стиль

публицистический, тип речи – рассуждение). Звучит музыка П.И.

Чайковского «Вальс». (5-7 минут)

Учитель:

Помните, что эссе – это всегда очень личный, авторский оригинальный

взгляд, при котором главную роль играет не факт, а впечатление, не

суждение, а раздумье. Раздумье – сосредоточенность на предмете,

активизация внутреннего взора, пристальное внимание к объекту раздумье.

«Как прекрасна Земля и на ней Человек».

VI. Домашнее задание.

Отредактировать работы, а кто не успел дописать.

Примечание: текст прилагается.

Прочитайте отрывок из повести Ивана Васильева “ Печаль моя полна

тобою...

(Безответные письма друг другу) “. Каково происхождение названия

повести?

Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

Сейчас прош...л берегом Волги, огл...делся: до чего же красива земля!

Тихо стоят

роскошно зеленые березники, эта царственно величавая непр...взойденная

краса России.

На опушк... заречного леса клубит(?)ся черемуха, будто Волга в

отшумевш...м разлив...

оставила на ветвях белую-белую пену. Густеют овсы, забивая темный цвет

пашни.

Распустились яблони.

По горизонту ходит гром. Весенний гром напом...нает мне фронт. Таким

(же)

ярким маем ровно 35 лет назад шли мы навстречу загадочному грому, он

грозно рычал,

то добродушно ворчал, то вовсе стихал - там бились, стонали и ум...рали

люди, и мы шли в пекло, совсем еще юные, (не) знавшие любви и нежности

подруг. Теперь у меня все

позади: и фронт, и любовь , и все (же) я чувствую, восхищаюсь первой

майской грозой,

р...скошной землей, которая просит у неба дождя.

Величавые березняки, белая черемуха, ч...рные, словно чугуны в зеленом

пару, старые ивы, яблони, молодые овсы-все, раз...яв ладони листья, молит

дождя. И он пош...л, ровный,крупный, обильный. Я не бегу подл крышу, я

стою под майским дождем, я хочу видеть и чувствовать, как пьет небесную

влагу земля. Пр...хлынувшая радость горькой спазмой схват...вает горло, и я

шепчу тебе: “ Посмотри, посмотри же, какой безудержный пир справляет на

земле все живое! Как омылось и засверкало все вокруг! Вот оно, торжество

жизни, величественное и бессмертное!”

Спасибо, земля! Сердцу, которое, казалось, ничто уже не в силах разбудить,

ты возвр...щаешь любовь к жизн.... Пусть (же) гремят над тобою только

майские грозы!

(11 мая 1977 года. Усть-

Держа)

1.

Докажите, что это текст. С помощью каких языковых средств

осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

2.

Объясните, на основе чего текст делится на абзацы? Укажите

микротему (микротемы) каждого абзаца. Каковы особенности последнего

абзаца? Что делает его заключительной частью текста? Составьте план

текста.

3.

Составьте схему одного из сложных предложений.

4.

Произведите пунктуационной разбор текста.



В раздел образования