Автор: Лобозова Дина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №16
Населённый пункт: МО г.Ивантеевка
Наименование материала: Консультация.
Тема: "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Ход консультации
Добрый день ,уважаемые коллеги, когда Вы были последний раз в музее с
детьми? Мало, кто из нас утвердительно ответит на этот вопрос. На
педагогическую ценность музейного пространства указывали величайшие
русские ученые, просветители, гуманисты.
Музей
–
научное
и
научно-
просветительское
учреждение,
осуществляющее
комплектование,
хранение
и
изучение
памятников
естественной
истории,
материальной
и
духовной
культуры
–
первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.
В
условиях
детского
сада
невозможно
создать
экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском
саду
назвали
«мини
–
музей».
Часть
слова
«мини»
в
нашем
случае
отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры
экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев, это участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею:
они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном
музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец
экспозиции.Мини
–
музей
–
результат
общения,
совместной
работы
воспитателя,
детей
и
их
семей.
Под
мини-музеем
в
детском
саду
понимается
не
просто
организация
экспозиций
или
выставок,
а
многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор
материалов,
встречи
с
людьми,
их
рассказы,
проведение
досугов
и
праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Рассмотрим на примере мини – музей «Природы». Для чего и зачем он
нужен? Мини
- музей способствует расширению кругозора ребёнка и
взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к
вечным ценностям. Важнейшие черты детского поведения – это жажда
новых
впечатлений,
любознательность,
стремление
наблюдать
и
экспериментировать, желание самостоятельно искать и открывать для себя
новые сведения о мире.
Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие
учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой
экскурсии. Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Дети приносят в
группу
шишки,
ракушки,
сувениры
из
мест
отдыха
с
родителями,
появились целые коллекции. Поэтому появляется возможность создать
свой мини-музей «Природы».
Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является
проблема экологии. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию
детьми своего неразрывного единства с природой.Мы обязаны научить
детей любить и уважать природу, защищать её. На основе приобретённых
знаний
формируются
такие
качества,
как
реалистическое
понимание
явлений
природы,
любознательность,
умение
наблюдать,
логически
мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Цель создания мини – музея «Природы»: формирование экологических
знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через
развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром.
Задачи.
•
Формировать у дошкольников представление о музее.
•
Развивать воображение, творческую активность и коммуникативные
навыки; инициативу и детскую самостоятельность.
•
Вовлечь
воспитателей,
родителей
и
детей
в
совместную
деятельность по созданию экспонатов музея в детском саду.
•
Воспитать
бережное
отношение
к
музейным
предметам,
как
результату труда и творчества.
•
Воспитывать экологическое сознание.
При создании музея необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип
интеграции
–
мини-музей
должен
учитывать
содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач
и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен
предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных
видах детской деятельности .
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с
учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и
предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого
ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно
отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления
в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для
ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для
всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности,
творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в
системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на
приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея
должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных
особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными
по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное
и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен
предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с
природой родного края.
.Характеристика мини – музея.
В разделе «Лес» могут представлены объекты живой и неживой природы.
При
формировании
музея
должно
строго
соблюдаться
правило
«Не
навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет
специально
сорванных
красивых
цветов, листьев.
Здесь
представлены
карточки
с
изображением
растений,
гербариев,
природный
материал(шишки, желуди, семена и т.д.).
В разделе «Морское дно могут быть представлены сенсорная коробочка с
морскими обитателями, ракушки и морские камушки , игры, литература.
В
разделе
«Пустыня
может
быть
представлена
сенсорная
коробка
с
настоящим
песком,
где
дети
создают
ситуации
из
жизни
обитателей
пустыни.
Работа
основана
на
уникальном свойстве
песка
–
приятной
мягкости,
текучести,–которые
действуют
на
человека
завораживающе.
Одно из любимых занятий в музее: лепка из кинетического песка — вид
песочной
терапии,
которая
обладает
удивительными
полезными
свойствами для ребёнка.
В
библиотеке
могут
быть
собраны
загадки,
стихи
и
авторские
произведения о природе, животных, которые могут быть использованы как
в
непосредственно
образовательной
деятельности,
так
и
в
самостоятельной деятельности.
В
разделе
«Игротека»
подбираются
и
разрабатываются
экологические
игры.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению
к окружающему миру заложены в играх. Дети могут использовать их в
процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в
процессе организованной образовательной деятельности.Хочу отметить,
что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного
разговора с детьми. В мини-музее организовываются выставки, экспонаты
используются в различных видах деятельности.
Итак,
можно
отметить
,что
мини
–
музей
–
это
неотъемлемая
часть
развивающейся предметно – пространственной среды детского сада. Он
помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим
миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании
которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью,
с ощущением уверенности в себе. Дети дошкольного возраста усваивают
всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими
руками.
Мини
–
музей
призван
удовлетворять
познавательные
и
образовательные
потребности
детей.
Особо
следует
подчеркнуть
воспитательную
функцию
музея,
его
значимость
в
становлении
нравственного,
трудового,
эстетического
и
экологического
воспитания
подрастающего поколения.