Напоминание

"Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников


Автор: Лобозова Дина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №16
Населённый пункт: МО г.Ивантеевка
Наименование материала: Консультация.
Тема: "Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ход консультации

Добрый день ,уважаемые коллеги, когда Вы были последний раз в музее с

детьми? Мало, кто из нас утвердительно ответит на этот вопрос. На

педагогическую ценность музейного пространства указывали величайшие

русские ученые, просветители, гуманисты.

Музей

научное

и

научно-

просветительское

учреждение,

осуществляющее

комплектование,

хранение

и

изучение

памятников

естественной

истории,

материальной

и

духовной

культуры

первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

В

условиях

детского

сада

невозможно

создать

экспозиции,

соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском

саду

назвали

«мини

музей».

Часть

слова

«мини»

в

нашем

случае

отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры

экспозиции, и определённую ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев, это участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею:

они приносят из дома экспонаты, пополняют своими поделками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном

музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец

экспозиции.Мини

музей

результат

общения,

совместной

работы

воспитателя,

детей

и

их

семей.

Под

мини-музеем

в

детском

саду

понимается

не

просто

организация

экспозиций

или

выставок,

а

многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор

материалов,

встречи

с

людьми,

их

рассказы,

проведение

досугов

и

праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Рассмотрим на примере мини – музей «Природы». Для чего и зачем он

нужен? Мини

- музей способствует расширению кругозора ребёнка и

взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к

вечным ценностям. Важнейшие черты детского поведения – это жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

стремление

наблюдать

и

экспериментировать, желание самостоятельно искать и открывать для себя

новые сведения о мире.

Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие

учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой

экскурсии. Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Дети приносят в

группу

шишки,

ракушки,

сувениры

из

мест

отдыха

с

родителями,

появились целые коллекции. Поэтому появляется возможность создать

свой мини-музей «Природы».

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является

проблема экологии. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию

детьми своего неразрывного единства с природой.Мы обязаны научить

детей любить и уважать природу, защищать её. На основе приобретённых

знаний

формируются

такие

качества,

как

реалистическое

понимание

явлений

природы,

любознательность,

умение

наблюдать,

логически

мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Цель создания мини – музея «Природы»: формирование экологических

знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста через

развитие эколого-развивающей среды и восприятие с окружающим миром.

Задачи.

Формировать у дошкольников представление о музее.

Развивать воображение, творческую активность и коммуникативные

навыки; инициативу и детскую самостоятельность.

Вовлечь

воспитателей,

родителей

и

детей

в

совместную

деятельность по созданию экспонатов музея в детском саду.

Воспитать

бережное

отношение

к

музейным

предметам,

как

результату труда и творчества.

Воспитывать экологическое сознание.

При создании музея необходимо учитывать следующие принципы:

Принцип

интеграции

мини-музей

должен

учитывать

содержание

образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач

и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен

предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных

видах детской деятельности .

Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с

учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и

предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого

ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно

отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления

в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для

ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей создает условия для

всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности,

творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в

системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей ориентирован на

приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея

должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных

особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными

по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное

и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей должен

предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с

природой родного края.

.Характеристика мини – музея.

В разделе «Лес» могут представлены объекты живой и неживой природы.

При

формировании

музея

должно

строго

соблюдаться

правило

«Не

навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет

специально

сорванных

красивых

цветов, листьев.

Здесь

представлены

карточки

с

изображением

растений,

гербариев,

природный

материал(шишки, желуди, семена и т.д.).

В разделе «Морское дно могут быть представлены сенсорная коробочка с

морскими обитателями, ракушки и морские камушки , игры, литература.

В

разделе

«Пустыня

может

быть

представлена

сенсорная

коробка

с

настоящим

песком,

где

дети

создают

ситуации

из

жизни

обитателей

пустыни.

Работа

основана

на

уникальном свойстве

песка

приятной

мягкости,

текучести,–которые

действуют

на

человека

завораживающе.

Одно из любимых занятий в музее: лепка из кинетического песка — вид

песочной

терапии,

которая

обладает

удивительными

полезными

свойствами для ребёнка.

В

библиотеке

могут

быть

собраны

загадки,

стихи

и

авторские

произведения о природе, животных, которые могут быть использованы как

в

непосредственно

образовательной

деятельности,

так

и

в

самостоятельной деятельности.

В

разделе

«Игротека»

подбираются

и

разрабатываются

экологические

игры.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению

к окружающему миру заложены в играх. Дети могут использовать их в

процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в

процессе организованной образовательной деятельности.Хочу отметить,

что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного

разговора с детьми. В мини-музее организовываются выставки, экспонаты

используются в различных видах деятельности.

Итак,

можно

отметить

,что

мини

музей

это

неотъемлемая

часть

развивающейся предметно – пространственной среды детского сада. Он

помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим

миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании

которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью,

с ощущением уверенности в себе. Дети дошкольного возраста усваивают

всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими

руками.

Мини

музей

призван

удовлетворять

познавательные

и

образовательные

потребности

детей.

Особо

следует

подчеркнуть

воспитательную

функцию

музея,

его

значимость

в

становлении

нравственного,

трудового,

эстетического

и

экологического

воспитания

подрастающего поколения.



В раздел образования