Автор: Гайшенец Оксана Николаевна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МОУ "Черёмушская ООШ"
Населённый пункт: поселок Черёмушский, Архангельская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Клетка - биологическая система"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс: 6
Учитель: Гайшенец Оксана Николаевна, первая кв.кат.;
Тема урока: «Клетка – биологическая система»
Тип урока. Урок «открытия» нового знания.
Цель - раскрыть представление о клетке как структурной и функциональной
единице живого.
Задачи:
образовательная: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятель-
ности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клет-
ки;
развивающая: продолжить развитие умения сравнивать, устанавливать при-
чинно-следственные связи, делать выводы;
воспитательная: создать условия для ситуации успеха, способствовать фор-
мированию коммуникативных УУД у учащихся, развитию способностей ана-
лизировать и обобщать.
Оборудование: учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. Биология. 6 класс. М.
«Вентана-Граф»,
Живая
природа;
орфографический
словарь;
раздаточные
карточки «Части клетки – функции».
Методы и формы учебной деятельности. Работа в группах и парах, само-
стоятельная работа с текстом, диалоговое обучение.
Результаты урока:
Предметные: знают признаки живой природы; умеют давать определение
биологическим терминам: «жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, пита-
ние, рост, размножение клетки».
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовно-
сти обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению.
Метапредметные: самостоятельно определяют цели своего обучения; умеют
работать с разными источниками биологической информации, находят биоло-
гическую
информацию
в
тексте, анализируют и оценивают информацию,
ставить цель и планировать свои действия, составлять устно монологическое
высказывание по заданному вопрос.
№
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.
Организацион-
ный
Планирование
учеб-
ного
сотрудничества
с
учителем,
сверст-
никами.
- приветствие;
-
проверка
подготовленно-
сти
учащихся
к
учебному
занятию;
-
организация
внимания
учащихся;
Проверяют готовность
к уроку
2.
Актуализация
опорных знаний.
Проводить самоана-
лиз
и
самоконтроль
проделанной
работы
(Регулятивные УУД).
Умение
доказывать
собственное
мнение
(Коммуникативные
УУД).
Организовать индивидуаль-
ную работу с карточками и
фронтальную проверку вы-
полнения с обсуждением.
*Ребята,
какую
работу
должны вы проделать с вы-
данными карточками?
*Сколько времени выделить
на выполнение этого зада-
ния?
Получают карточки в
конверте. Определяют,
что необходимо подо-
брать пару:
Части
клетки
Функции
Работают
индивиду-
ально
и
участвуют
в
проверке задания.
3.
Создание
проблемной
ситу-
ации.
Постановка
учеб-
ной задачи
Информационный
поиск (Познаватель-
ные УУД).
Выделение учебной
цели (Регулятивные
УУД).
Создание проблемной ситу-
ации
:
*Как вы думаете, что озна-
чает
термин
«жи з н ь»?
*Найдите
значение
этого
слова
в
словаре
и
прочи-
тайте.
*Давайте вспомним процес-
с ы ,
х а р а к т е р и з у ю щ и е
жизнь?
(учитель прикреп-
ляет на доску карточки с на-
званиями процессов: пита-
ние, дыхание, рост, размно-
жение, движение, обмен ве-
ществ).
*Сегодня,
мы
попробуем
доказать,
что
данные
про-
цессы
характерны
и
для
клетки.
С помощью наводящих во-
просов
помогает
ученикам
в определении цели урока.
Тема урока закрыта.
* Мне бы хотелось, чтобы в
конце урока вы сформули-
ровали тему сами.
Находят ответы на по-
ставленные вопросы.
Пытаются
сформули-
ровать цели урока сов-
местно с учителем
4.
Изучение
нового
материала
Включать учащихся
в действие поиска,
отбора и структури-
рования необходи-
мой информации.
(Познавательные
УУД)
Организовать парную рабо-
ту обучающихся с текстом
учебника
и
раздаточного
материала.
Каждая пара учащихся на-
ходит нужную информацию
о каком-либо одном процес-
се и оформляет ее в виде
коллажа.
Задания на развитие позна-
вательных УУД:
Процессы
жизнедеятельности
клетки
Самостоятельно в па-
рах
читают,
анализи-
руют. Выделяют глав-
ное.
Формулируют
вывод. Готовятся к вы-
ступлению.
№
Этап урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
(дыхание,
питание,
обмен
веществ,
размножение,
рост.)
5.
Физкультминутка
Сменить деятель-
ность
Обеспечить
эмоциональ-
ную разгрузку учащихся
Учащиеся
отдохнули
и
готовы
продолжать
работу.
6.
Закрепление ма-
териала.
Обеспечить
умения
сотрудничества: уме-
ние слушать и пони-
мать партнёра. (Регу-
лятивные УУД)
Организовать закрепление с
помощью
приема
техноло-
гии РКМЧП «Верные и не-
верные утверждения».
Предложить
учащимся
со-
ставить верные или невер-
ные утверждения по теме и
обменяться ими для оценки
их правильности.
Составляют утвержде-
ния по теме и осуще-
ствляют
взаимопро-
верку.
7.
Рефлексия
учеб-
ной деятельности.
Фиксирование степе-
ни соответствия по-
ставленной
цели
и
результатов
деятель-
ности и намечаются
цели
последующей
деятельности
Подводит итог урока. Воз-
врат к проблеме урока. По-
становка темы.
Клетка об-
ладает
всеми
свойствами
живых организмов, поэтому
клетка – живая.
Вернемся
к
началу
урока,
сформулируйте тему наше-
го урока. И я назвала ее так
же.
Самооценка
ученика-
ми
деятельности
на
уроке
8.
Инструктаж
до-
машнего задания
Сделать правильный
выбор
Задает
дифференцирован-
ное
задание:
п.15
(для
всех);
стр.94 задание или
составить синквейн (по вы-
бору).
Учащиеся записывают
домашнее
задание
по
выбору