Напоминание

"Сенсорное развитие детей раннего возраста"


Автор: Халдеева Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКДОУ детский сад комбинированного вида "Росинка"
Населённый пункт: г.Кузнецк-12
Наименование материала: Методическая разработка (СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ)
Тема: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие

детей раннего

возраста посредствам

дидактических игр

подготовила : Халдеева Е.А.

Кузнецк-12 2021г

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие

его восприятия и сенсорное воспитание.

Играя ребёнок учится осязанию, восприятию

и усваивает все сенсорные эталоны, так же

учится сопоставлять, сравнивать,

устанавливать закономерности, принимать

самостоятельное решение, развивается и

познаёт мир.

Сенсорное воспитание – это

целенаправленное развитие и

совершенствование сенсорных процессов.

Значение сенсорного

воспитания:

Является основой для интеллектуального развития

Развивает наблюдательность, внимание

Благоприятно влияет на эстетическое чувство

Является основой для развития воображения

Даёт возможность ребёнку овладеть новыми

способами предметно-познавательной деятельности

Влияет на развитие зрительной, слуховой,

моторной, образной и других видов памяти

Влияет на расширение словарного запаса ребёнка

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Зрение

Вкус

5 сенсорных систем

Что же подразумевают под собой

сенсорные эталоны?

Система мер веса

Система величины

Система цвета

Система геометрических фигур

Система мер длины и направлений

Система звуков

Система запахов

Система фактуры

С помощью дидактических игр дети овладевают новыми

знаниями, у них формируются сенсорные эталоны: дети

легче запоминают материал, осваивают новые виды

деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют,

обобщают. Ребёнка в игре привлекает не обучающий

характер, а возможности проявлять активность, выполнять

игровое действие, добиваться результата. Возможность

обучать маленьких детей посредством содержательной,

интересной для них деятельности – отличительная

особенность дидактической игры. Поэтому я считаю, что

активное использование дидактических игр является

одним из важных условий сенсорного развития детей

раннего возраста

В своей работе по сенсорному воспитанию

использую следующие методы и приёмы:

*дидактические и развивающие игры,

*перебирание мелких предметов,

*шнуровка,

*нанизывание,

* конструкторы,

* кубики,

* вкладыши,

* предметная деятельность,

*элементарная продуктивная деятельность:

*выкладывание мозаики,

* рисование разными материалами.

Задача перед педагогом заключается в том,

чтобы при помощи дидактической игрушки

обратить внимание на данные свойства

предмета, а затем уже предложить ребёнку

выполнить задание на подбор (соотнесение,

сортировка, подбор) игрушек по сходству и

различию и т.д.

Главной целью дидактической игры является

обучающая. В раннем возрасте ребёнок просто

играет, но по внутреннему психологическому

предназначению – это процесс

непреднамеренного обучения.

Со своими ребятами в группе раннего возраста (от 2 до 3 лет)

провожу игры-занятия, в которых подача нового материала или его

повторение проходит незаметно для них, в практической

деятельности. Играя, ребята учатся осязанию, восприятию,

усваивают сенсорные эталоны.

Для привлечения внимания детей, использую сюрпризные моменты:

«Кто к нам в дверь постучал?», «Что нам Танечка принесла в

корзинке?» и т.д.

Во время игр и образовательной деятельности стараюсь заботиться

о хорошем эмоциональном настрое каждого ребёнка. Также во

время работы использую индивидуальный подход к детям, у

которых низкий уровень сенсорного развития. В своей работе так

же использую экспериментирование, которые направлены на

развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного

восприятия.

Для успешного сенсорного развития в группе создана

предметно развивающая среда. Среда является одним

из основных средств развития ребёнка. Поэтому при

организации предметно-развивающей среды учитывала

несколько аспектов:

Индивидуальные особенности детей

Интересы, предпочтения и потребности детей

Возрастные особенности

Дидактический материал подбирала с учётом

следующих принципов: доступность, наглядность,

прочность, систематичность, последовательность.

Для успешного сенсорного развития в группе

создана предметно развивающая среда. Среда

является одним из основных средств развития

ребёнка. Поэтому при организации предметно-

развивающей среды учитывала несколько

аспектов:

Индивидуальные особенности детей

Интересы, предпочтения и потребности детей

Возрастные особенности

Дидактический материал подбирала с учётом

следующих принципов: доступность, наглядность,

прочность, систематичность, последовательность.

В своей работе использую следующие дидактические

игры:

Сенсорная коробка

«на что похожа геометрическая фигура?»

Подбери по цвету

«большой,поменьше,самый маленький»

«спрячь мышку»

«собери бусы»

«БОЛЬШАЯ СТИРКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАШИНЫ»

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»

«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»

«СЕНСОРНАЯ КОРОБКА»

«СЕНСОРНАЯ КОРОБКА»

«ПОДБЕРИ РЕЗИНОЧКУ ПО ОБРАЗЦУ»

«НАКОРМИ ЗАЙЧИКОВ»

«ПОДБЕРИ ПО РАЗМЕРУ»

«БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»

«ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»

«УЗКИЙ-ШИРОКИЙ,

ТОНКИЙ-ТОЛСТЫЙ»

«ОДИН-МНОГО,

КОРОТКАЯ-ДЛИННАЯ»

«ПОДБЕРИ КОЛЕСА ДЛЯ МАШИН»

«ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУ»

«ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ЦВЕТОК»

«БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»

«ТОНЕТ-НЕ ТОНЕТ»

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

«ПОДБЕРИ ЗАПЛАТКУ»

«ПОДБЕРИ ЯИЧКО ДЛЯ КУРОЧКИ»

«ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ КАРАНДАШ К

МАШИНЕ»

«подбери фигуры»

«загони машину в гараж»

«спрячь паучка»

«прищепки»

Таким образом, используя дидактические игры, данная группа детей, раннего возраста от

2 до 3 лет, показывает хорошие результаты по усвоению материала по сенсорному

развитию.

Исходя из этого можно сделать вывод, что с помощью использования дидактическихигр в

образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются

познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, развивает творческие

способности детей, закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не

подозревая, что получают новые знания, закрепляютнавыки действий с различными

предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Таким образом, можно с уверенностью можно сказать, что основной формой сенсорного

воспитания детейявляются дидактические игры. Только при определенной системе

проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего

возраста.



В раздел образования