Автор: Мясникова Людмила Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ
Населённый пункт: г. Всеволожск, Ленинградская область
Наименование материала: Интегрированный урок "Дружба". Музыка и психология
Тема: Современный урок в рамках ФГОС
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок ( музыка, психология)
Урок подготовили и провели: учитель музыки Людмила Александровна Мясникова и
психолог школы Нина Евгеньевна Сальникова.
Тема: Дружба.
Предметные результаты:
- формирование важнейших нравственных представлений, понятий и ценностей:
честность,
доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.
Метапредметные результаты:
- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия
коллективных
решений;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение
логической цепи
рассуждений;
- формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск
способов
решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные
ошибки, уметь
отличать их ложные проявления;
- развитие эмоционального интеллекта.
Подготовка к уроку:
- Репродукция картины Чюрлениса «Дружба».
- Нарисовать рисунок о дружбе ( можно на уроке ИЗО)
- Напечатать листы с текстом для игры "Впиши слова"
- Фотографии, а лучше видео урока ( договориться с коллегами)
- Репетиции с учениками средней школы ( стихи, песни, сценки)
- Прикрепить детские рисунки о дружбе на доске перед уроком.
- Пригласить на урок коллег и администрацию школы.
- Подготовить цветные листы для творческого задания «Мечта в Конверте».
- Компьютер, видеопроектор ( подготовить ученика)
Ход урока:
- Мы рады
видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем
радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте (бережно,
ласково),
- улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: "Желаю тебе сегодня на уроке ..."
( успеха, удачи).
- Урок будут вести учитель музыки Мясникова Людмила Александровна.
- Людмила Александровна: психолог Сальникова Нина Евгеньевна.
Слушаем песню. “Дружба крепкая” (1 куплет)
- Какое главное слово в этой песне?
Дети: Дружба.
- Какая главная тема нашего урока?
Дети: Дружба. (Как дружить).
(Слайд 1) ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ.
- Прочитайте слова. Что их объединяет? (Дружба… общение…) - Как вы
представляете, что такое дружба?
(Слайд 2) Советский лингвист Сергей Иванович Ожегов: Дружба – это близкие отношения,
основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Наука говорит: важна и действенная поддержка.
Стихотворение “Требуется друг” Агнии Барто ( ученик из средней школы)
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной -
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать".
А девчонка на дыбы,
Говорит: "Молчала бы".
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг!
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!"
- Хочется ли дружить с такой девочкой?
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? (Ответы детей).
(Слайд 3) Качества друга (читает ученик).
- Прочитай текст на слайде.
Пояснение ведущего (ответственность за друга)…
( Слайд 4) "Впиши нужные слова"
Раздать листочки с пропущенными словами (работа в группах).
3 команды. Каждая команда вписывает все слова, но читает 2 предложения.
………товарищу, если ……… что-то делать, …………и его.
( помогай, умеешь, научи)
……… с товарищами, если у тебя есть интересные книги и игрушки (делись)
……… товарища, если он ………. что-то плохое (останови, делает)
………. с друзьями, ………играть с ними дружно ( не ссорься, старайся)
………..если у тебя что-то хорошо получается ( не зазнавайся)
………..принимать помощь, советы и замечания от других ребят ( умей)
(Слайд 5) Танец. Полонез.
- Настоящий друг тот, кто будет держать за руку и чувствовать твоё сердце.
Мальчики приглашают девочек на танец (2-3 пары), исполняют танец Полонез.
(Слайд 6) Песня. Если с другом вышел в путь. (Исполнение хором)
(Слайд 7) Настоящий друг. Прочитать хором слова на слайде
Сценки и стихи. Что мешает дружбе.
Девочки. До первого дождя. Мальчики. Дружба.
( Сценки разыгрывают учащиеся средней школы)
Рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила
за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный
дождь.
Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это
случилось? Ведь
вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на
Машу, покачала
головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
“Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал
Максим и закричал:
- Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформер. И опять первым возле него оказался
Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, - сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня
я с Денисом дружу!
Стихотворение. Друг напомнил мне вчера. Агния Барто.
Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра:
карандаш мне дал однажды, (я в тот день забыл пенал)
в стенгазете, чуть не в каждой, обо мне упоминал.
Я упал и весь промок – он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка не жалел и пирожка:
откусить мне дал когда-то, а теперь представил счет.
Не влечет меня ребята, больше к другу не влечет.
(Слайд 9) Враги дружбы. (Читает ученик)
(Слайд 10) Игра. “Торопись обрадовать”.
Каждая команда получает предметы – цветы, игрушку, зонтик.
Команда придумывает мини-сценку. От каждой команды 2-3 человека показывают сценку.
(Слайд 11) Пословицы о дружбе.
Учащиеся хором читают пословицы на слайде.
Затем ведущий читает начало пословицы, а дети её завершают:
Друг верен, во всем измерен.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет.
Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.
Друга на деньги не купишь.
Дружный табун волков не боится.?
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
(Слайд 12) Случаи из жизни.
Истории из жизни детей. Пантомима. Как дети любят вместе проводить свободное
время. 2-3 человека от каждой команды.
(Слайды 13, 14) Законы дружбы. ( Дети слушают)
Не выдавай чужие секреты;
Всегда будь честным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не меняй друзей;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он
занимается чем-то
плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и
простить ему свою
обиду. Не злись!
Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не
отказывай
ему. Не жадничай!
Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не
забудь
вернуть их вовремя.
- Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.
(Слайд 14) Кодекс дружбы. ( Вручить старосте класса)
(Слайд 15) Мечта в конверте (индивидуальная работа)
Каждый получает красивый конверт ( конверты сделаны заранее на уроке труда) .
Нужно написать на листочке свои мечты, вложить листочек в конверт. Это
память об уроке.
Возьмите конверт с собой. Положите в свой уголок КРАСОТЫ!
(Слайд 16) Ритуал-момент прощания.
Дети встают в круг. -
Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга.
- Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! (повторяют за учителем)
- Дружба настоящая в школе начинается, чтобы не кончаться никогда.
- Дружба настоящая сердцем проверяется и остается с нами навсегда.
Дети и ведущие поют песню «Дружба крепкая не сломается»
Домашнее задание.
- Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или написать
рассказ о своем друге.
- Учитель поставит оценки по литературе и русскому языку.
- Посмотреть мультфильмы о дружбе ( Кот Леопольд) -
Прочитать книги, рассказы о дружбе.
- Попросить классного руководителя помогать ученикам в течение месяца жить по
КОДЕКСУ ДРУЖБЫ,
Учитель и Психолог провожают детей у дверей класса, говорят им добрые слова
(звучит музыка).
P.S.
Через 3 недели подвести итоги, поиграть в игру «Дом для друзей»; ДИ «Незнакомец»
(Н.Е.Сальникова. Программа «Дружба».. См. сайт «Живое озеро. Институт семьи». –
Публикации.
Книга Н.Е.Сальниковой. Работа с детьми. Школа доверия, 2003).