Напоминание

Учет возрастных особенностей детей в норме и детей с ОВЗ


Автор: Любаева Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ п. Просвет СП
Населённый пункт: Рощинский
Наименование материала: статья
Тема: Учет возрастных особенностей детей в норме и детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Памятка «Учет возрастных особенностей детей в норме и детей с ОВЗ»

Возрастной этап

В Норме

Дети ОВЗ

Первый

год

жизни

ведущим фактором психического

развития

ребенка

является

ситуативно-личностное,т.е.

непосредственно–

эмоциональное

общение

со

взрослыми.

В конце первого месяца ребенок

уже

может

устанавливать

контакт со взрослым взглядом

«глаза в глаза» и отвечать на

обращения взрослого улыбкой. С

этого

момента

начинается

интенсивное развитие общения.

В течение 2-го месяца жизни

младенец

быстро

овладевает

разнообразными

средствами

контакта. Он все более уверенно

отыскивает глазами взрослого.

Поворачивая голову на звук его

голоса,

замечает

издали

на

расстоянии.

С 3-го месяца жизни младенец

начинает сам воздействовать на

окружающих людей, побуждая

их к контактам. Для этого он

использует

все

доступные

средства:

взгляды,

улыбку,

движения,

звуки

голоса.

Эти

проявления складываются в

целостную структуру поведения,

получившую название «комплекс

оживления».

Во

втором

полугодии

жизни

средоточием интересов ребенка

становится

предметное

окружение

во

всем

его

многообразии. Младенец познает

окружающий

мир

предметов,

активно действуя с ними.

ориентировочные

действия

(ребенок

трогает

предметы,

царапает, берет в руки, в рот,

рассматривает,

кусает,

лижет,

ощупывает, вертит их в руках);

неспецифические

действия

(постукивает,

бросает

и

поднимает, размахивает, двигает

в

различных

направлениях

и

т.д.),

т.е.

ребенок

выполняет

сроки появления общения у ребенка

задерживаются,

отмечаются

низкая

инициативность,

бедность

эмоциональной

сферы.

Младенец

вял,

пассивен,

у

него

отсутствует познавательная активность

по

отношению к предметному миру. Все

это ведет к задержке и искажению

дальнейшего хода развития.

действия с любым предметом,

независимо от его физических

свойств и функций;

специфические

действия

(ребенок

катает

круглые

предметы (мяч, шарик, катушку),

растягивает

резинку,

веревку,

сжимает

резиновые

игрушки,

извлекая из них звук, вынимает

из коробки и вкладывает в нее

мелкие предметы, расчленяет и

соединяет детали предметов), т.е.

соотносит

свои

действия

с

физическими

свойствами

и

функциями предметов;

– культурно-фиксированные или

орудийные действия. К концу

первого года младенец начинает

осваивать

особый

класс

специфических

действий

с

бытовыми предметами (ложка,

чашка,

расческа).

Данными

действиями ребенок не может

овладеть самостоятельно, так как

культурные

способы

употребления

предметов

не

вытекают

прямо

из

их

физических свойств и усваивает

их ребенок только в процессе

воспитания.

На

протяжении

второго

полугодия

понимание

речи

нарастает

высокими

темпами.

Использование

взрослыми речи в совместных

действиях обостряет у ребенка

необходимость в ее понимании и

активном овладении словом. Во

втором полугодии жизни ребенок

уже

четко

дифференцирует

окружающих людей.

Ранний возраст

Развитие

познавательной

активности,

предметных

действий,

на

3ем

году

предметная

деятельность

ведущая. Развитие восприятия,

простые

формы

наглядно-

действенного

мышления.

Формирование

перцептивных

действий.

Активное

развитие

речи.

У

детей

раннего

возраста

с

психофизическими

нарушениями

овладение ходьбой задерживается на

длительный срок, иногда до конца

раннего

возраста.

Кроме

того,

их

движения, как правило, отличаются от

движений детей с

нормальным

развитием.

У

них

наблюдается

неустойчивость,

неуклюжесть походки, замедленность

или импульсивность

движений.

У этих детей предметная деятельность

не

формируется

своевременно.

Некоторые

из

них

не

проявляют

интереса к предметам, в том числе и к

игрушкам.

В

одних

случаях

они

вообще не берут игрушки в руки, не

манипулируют ими. У них нет не

только ориентировки типа «Что с этим

можно делать?», но и более простой

ориентировки

типа

«Что

это?».

В

других случаях у детей третьего года

жизни

появляются

манипуляции

предметами, иногда напоминающие их

специфическое использование, но в

действительности ребенок, производя

эти действия, совсем не учитывает

свойства

и

назначение

предметов.

Кроме

того,

эти

манипуляции

перемежаются

неадекватными

действиями (стучит ложкой по столу,

бросает машинку, куклу и т. д.).

Деятельность

проблемного

ребенка

раннего

возраста

отличается

от

нормально

развивающегося.

Ее

характерными

чертами

являются:

отсутствие

целенаправленности

с

преобладанием

неадекватных

действий, равнодушие к конечному

результату,

наличие

вербального

(словесного) обозначения

цели при неумении ее достигнуть.

Не

формируются

и

другие

виды

детской

деятельности

игра,

рисование, навыки самообслуживания,

которые при нормальном развитии

появляются к концу третьего года

жизни. У многих проблемных детей

наблюдается

пораженная

задержка

формирования

навыков

опрятности,

самостоятельности.

Отставание

в

развитии

речи

начинается у таких детей младенчества

и продолжает накапливаться в раннем

детстве. Не

сформированы

такие

предпосылки

речевого развития, как интерес

к

окружающему,

эмоционально-

волевая сфера, в частности

эмоциональное общение со взрослыми,

не сформирован фонематический слух,

не развит артикуляционный аппарат.

Многие

дети

с

психофизическими

нарушениями начинают

говорить только после трех лет. Речь

настолько слабо развита, что

не может осуществлять и функцию

общения. К сожалению,

недоразвитие

коммуникативной

функции речи не компенсируется

и другими средствами общения, в

частности

мимико-

жестикуляторными;

амимичное

(лишенное

мимики)

лицо,

плохое

понимание жеста, употребление лишь

примитивных

стандартных

жестов

отличают умственно отсталых детей от

безречевых

детей

с

другими

нарушениями.

дошкольный

возраст (3-5 лет)

Чрезвычайно

возрастает

познавательная

активность

развивается

восприятие,

наглядное

мышление, появляются зачатки

логического мышления.

Появляются

новые

виды

деятельности: игра — первый и

основной

вид

совместной

деятельности дошкольников;

изобразительная деятельность —

первая

продуктивная

деятельность ребенка; элементы

трудовой деятельности.

Происходит

интенсивное

становление личности, воли.

Основой познания для ребенка

дошкольного возраста является

чувственное

познание

восприятие и наглядное

мышление. На пятом году .жизни

дети

усваивают

уже

многие

сенсорные

эталоны

(например,

названия

форм и предметов: круг, овал,

квадрат,

прямоугольник, треугольник), но

пока еще бессистемно. У детей

четвертого и пятого года жизни

продолжает

развиваться

произвольная

память. Ребенок уже принимав

разнообразные

задачи

на

запоминание

и

начинает

прилагать

специальные усилия для того,

Пятый

год

жизни

становится

переломным в развитии

восприятия

умственно

отсталого

ребенка. Дети уже могут делать выбор

по образцу (цвету, форме, величине). У

отдельных детей наблюдается также

продвижение в развитии целостного

восприятия.

Однако

все

это

проявляется как тенденция развития.

Развитие восприятия у этих детей

происходит неравномерно,

усвоенные

детьми

эталоны

часто

оказываются

нестойкими,

расплывчатыми. У них отсутствует

перенос усвоенного способа действия с

одной ситуации на другую. Весьма

сложными, отличными от нормальных

оказываются взаимоотношения между

восприятием свойства, знанием его

названия, возможностью действовать с

учетом

данного

свойства

и

производить на его

основе простейшие обобщения. Дети,

успешно

выделяющие

свойства

во

время

занятий,

совсем

не

могут

выделять их в быту, в самостоятельной

деятельности, например, тогда, когда

нужно

найти

определенный

предмет

в

помещении.

у умственно отсталых детей наглядно-

действенное мышление

характеризуется отставанием в темпе

развития. Они очень часто

не

осознают

наличия

проблемной

ситуации, а если понимание в

чтобы запомнить Ребенок 4—5

лет удерживает в памяти пять-

шесть

предметов

или

картинок.

В

среднем

дошкольном

возрасте

возникает сюжетно-ролевая

игра.

целом

есть,

не

связывают

поиски

решения

с

необходимостью

использования

вспомогательных

средств. В тех случаях, когда дети с

помощью

взрослого

применяют

вспомогательные средства,

они

недостаточно

обобщают

собственный опыт действия и не могут

использовать его для решения новых

задач, что выражается в неумении

переносить опыт в новую ситуацию.

У детей отсутствует активный поиск

решения,

они

часто

остаются

равнодушными как к результату, так и

к процессу решения задачи даже тогда,

когда задача предложена как игровая.

У

тех

детей,

которые

пытаются

выполнить

задание,

как

правило,

имеется лишь ориентировка на цель

без учета условий ее достижения.

Развитие игры в младшем дошкольном

возрасте

является

прямым

продолжением

предметной

деятельности, может

возникнуть только на ее основе, на

определенном уровне ее развития. В то

же

время

к

началу

дошкольного

возраста у умственно отсталых детей

фактически

совсем

не

возникает

предметная деятельность. Их действия

с предметами остаются на уровне

манипуляций,

в

подавляющем

большинстве случаев

неспецифических.

В

младшем

дошкольном возрасте дети в

основном овладевают специфическими

манипуляциями, которые должны лечь

в основу формирования зрительно-

двигательной

координации

и

выделения

свойств

и

отношений

предметов. Однако

процесс

овладения

специфическими

манипуляциями

без

специального

обучения идет медленно, так как у

детей

не

возникает

подлинного

интереса

к

окружающему

их

предметному миру.

Наряду

с

неспецифическими

манипуляциями у детей четвертого

года

жизни

наблюдается

большое

количество неадекватных действий с

предметами.

Продуктивная

деятельность

у

умственно

отсталых

детей

вне

обучения фактически не возникает. У

них не появляются

конструктивные умения, не возникает

предметный рисунок.

Под

влиянием

требований

окружающих у умственно отсталых

детей

начинают

формироваться

элементы

трудовой

деятельности,

прежде

всего

навыки

самообслуживания,

однако

сам

характер

умений и навыков заслуживает более

детального рассмотрения.

Движения у детей при выполнении

действий,

связанных

с

самообслуживанием,

неуверенные,

нечеткие, часто замедленные

или

суетливые,

недостаточно

целенаправленные. Сильно выражена

несогласованность обеих рук.

К трехлетнему возрасту у умственно

отсталых

детей

нет

готовности

к

усвоению

речи,

не

сформированы

такие

предпосылки речевого развития, как

предметная деятельность, интерес к

окружающему,

развитие

эмоционально-волевой

сферы,

в

частности эмоционального общения со

взрослыми,

не

сформирован

фонематический

слух,

не

развит

артикуляционный

аппарат.

Для

большинства

умственно

отсталых

детей становление речи в дошкольном

возрасте только начинается. Первые

слова у

них появляются после трех лет, фразы

— к концу дошкольного возраста. Речь

'настолько слабо развита, что не может

осуществлять функцию общения.

В то же время слово взрослого может

играть в организации деятельности

умственно

отсталого

ребенка

существенную роль.

Оно

может

привлечь

внимание

ребенка,

направить

его

на

деятельность, даже поставить перед

ним несложную задачу.

К началу дошкольного возраста их

поведение, как правило, оказывается

непроизвольным, «полевым». В то же

время после четырех лет,

когда у умственно отсталых детой

начинает развиваться интерес к

окружающему, формируются действия

с предметами, появляется

желание подчиняться взрослому, у них

можно наблюдать и возникновение

первых

проявлений

самосознания,

отделения своего

«Я», которое находит выражение в

негативных реакциях на

замечание, порицание, неудачу.

6-7 лет

Дети

шестого

года

жизни

способны произвольно управлять

собственной деятельностью. Они

в состоянии ограничивать свои

желания,

преодолевать

препятствия, стоящие на пути

достижения

целей,

оценивать

результаты

выполняемых

действий. В этом возрасте дети

понимают

смысл

задач,

поставленных взрослым, могут

самостоятельно выполнить его

указания.

При

обследовании

детей

седьмого года жизни необходимо

обратить внимание не только на

уровень развития познавательной

деятельности,

но

и

на

предпосылки

к

учебной

деятельности. В

настоящее

время

параллельно

существует трехлетнее и

четырехлетнее

начальное

обучение. Поэтому обследование

должно

быть

ориентировано

на

обоснованное

определение

условий

школьного обучения.

Готовность

к

школьному

обучению

включает

в

себя

необходимый

уровень

физического

и

психического

развития

ребенка, определенных навыков,

а

также

обобщенных

представлений об окружающем

мире.

Мотивационная

сфера.

Центральное место в этой сфере

занимает

сформированность

внутренней позиции школьника

как

показатель

его

социальной

зрелости и системы мотивов,

проявляющихся

в

познавательном

выборе,

самоутверждении,

установлении

и

сохранении

положительных

взаимоотношений

сосверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная

сфера.

Ее

готовность проявляется в

определенном уровне наглядно-

образного мышления, наличии

элементов

логического

мышления,

образной

и

смысловой памяти,

произвольного

внимания,

необходимом уровне развития

перцептивной

сферы

и

воображения.

Иначе

говоря,

отмечается

необходимость

сформированности

основных

познавательных

процессов.

общие

интеллектуальные

умения

осознание цели деятельности,

поставленной взрослым, умение

продумать способы ее

достижения,

планировать свои

действия, контролировать себя

во

время

работы,

правильно

оценить полученные результаты.

Поступление ребенка в школу

изменяет социальную ситуацию

его

развития. Для того чтобы начало

школьного обучения стало

стартовой точкой нового этапа

развития, малыш должен быть

готов

к

новым

формам

сотрудничества со взрослыми и

со своими

сверстниками.

Коммуникативная

сфера.

Она

фиксирует умение строить

правильные взаимоотношения в

совместной деятельности.



В раздел образования