Автор: Кунгурцева Виктория Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: ст-ца Анапская, Анапский район
Наименование материала: урок окружающего мира
Тема: "Войдём в музей"
Раздел: начальное образование
Класс: 1
Предмет: окружающий мир
Учитель: Кунгурцева Виктория Юрьевна
Тема урока: «Войдём в музей»
Тип урока: изучение нового материала
Цель
урока: познакомить
учащихся
с
историей
возникновения
музея, его видами, профессиями людей, изучающих историю вещей;
Задачи урока:
-систематизировать и расширить представления детей о музее как
хранителе культурных ценностей;
-на
конкретных
примерах
раскрыть
важность
и
необходимость
культурной преемственности через посещение музеев;
-воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к
старинным вещам;
Формирование УУД:
Познавательные УУД - развитие способностей учащихся управлять
своей
познавательной
деятельностью;
формирование
умений
анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию; делать
выводы и обобщения.
Регулятивные
УУД
- формирование
умения
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную
цель;
планировать
свою
деятельность на уроке; контролировать, оценивать процесс и результат
своей деятельности.
Коммуникативные
УУД
- формирование умения строить речевое
высказывание
в
устной
форме;
слушать
и
слышать
учителя,
другого
ученика; доносить до собеседника свою точку зрения; формировать умение
договариваться
и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности; адекватно оценивать работу в группе.
Личностные
УУД
-
формирование
положительной
учебной
мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный
результат.
Формирование
учебно-познавательных
мотивов;
учебно-
познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой
учебной задачи.
Используемые
технологии: игровая,
личностно-ориентированная,
системно-деятельностная (работа в парах, группах), частично-поисковый
метод (работа с информацией).
Оборудование: ПК,
интерактивная
доска,
музейные
экспонаты,
карточки
для
групповой
работы,
карточки
с
заданиями
для
индивидуальной, групповой работы, ручка, клей, ножницы, репродукции
картин, цветы для самооценки.
Предварительная подготовка: беседа с родственниками о вещах,
которые хранятся в семье, просьба принести эти вещи в класс и рассказать
о них. Изготовление цветов на уроке технология для подарка гостям.
Сценарий урока:
I.
Включение в учебную деятельность.
(За 1-2 минуты до звонка, учитель предлагает ребятам проверить
готовность к уроку).
Что ж, начать урок пора.
Ждут нас важные дела!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Рефлексия настроения.
-
Ребята,
вдохните
глубоко.
Вы
чувствуете,
пахнет
весной?
Всё
вокруг расцветает. (На столе стоит корзина с цветами). И у нас в классе
зацвели цветы! (Детям предлагается корзина с тюльпанами для выбора
цветка. На парту ставятся маленькие пластиковые вазочки).
- Выберите цветок, который соответствует вашему настроению, и
поставьте в вазу на вашей парте. (Слайд 1)
- А что ещё происходит весной?
- Я думаю, весной выходят из спячки животные.
- Где мы можем увидеть животных.
- Животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке.
II.
Актуализация знаний
- А что такое «зоопарк»?
- Я считаю, что зоопарк - место, где живут дикие животные, а
посетители могут за ними наблюдать. (Слайд 2)
- Для чего необходим зоопарк?
- Я думаю, зоопарк необходим для того, чтобы собирать редких
животных,
наблюдать
за
ними.
Все
животные
нуждаются
в
нашей
любви, заботе и бережном отношении. Зоопарки помогают сохранить
редких и исчезающих животных и показать их людям.
III.
Самоопределение к деятельности.
- Откуда мы можем узнать о редких животных?
- Мы можем узнать из книг, газет, журналов.
- Какие вы знаете газеты?
-Я знаю газету «Анапское черноморье», « Ваша газета». (Слайд 3)
- А журналы?
- Я читала журнал «Мурзилка», «Весёлые картинки». (Слайд 4)
- Какие журналы и газеты читают у вас дома?
- У нас в семье читают журнал «Всё о спорте», «Анапа».
- Кто трудится над созданием газет и журналов?
- Над созданием газет работают журналисты. (Слайд 5)
- Если вы хотите стать журналистами, похлопайте в ладоши, а если
не
хотите,
топотопайте
ножками.
(Дети
демонстрируют
свой
выбор).
Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы по 6 человек. (На парты
ставятся таблички с надписью «Журналисты»). Напомните мне правила
работы в группах.
- Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном. Говори
спокойно, ясно, только по делу. Помогай товарищам. Распредели роли.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
- Замечательно! Я уверена, у вас всё получится! Ребята, скажите, а о
редких и старинных вещах мы можем узнать из газет?
- Я думаю, что мы можем узнать из газет о старинных вещах.
- Уважаемые журналисты, вы знаете, где хранят старинные, редкие
вещи?
- Редкие вещи хранят в музее.
- Вы бывали в музее?
- Да, мы были с классом в краеведческом музее.
- Кто из вас догадался, какая тема нашего урока?
- Я догадываюсь, что мы будем говорить о музеях.
- Как вы думаете, мы всё знаем о музеях?
- Я думаю, что мы не всё знаем о музеях.
- Какие цели поставим перед собой в начале урока?
- Мы поставим перед собой цель узнать что-то новое о музеях.
- Помните, ещё на урок кубановедения вы приносили старинные
вещи и рассказывали, как они появились у вас в доме. (У доски создан
мини-музей). Посмотрите, у нас получился настоящий музей. Кто из вас
знает, как называются предметы в музее?
- Предметы в музее называются экспонаты. (Учитель вывешивает в
«Уголок словарных слов» карточку со словом «экспонат»).
- Давайте прочитаем это слово и обратим внимание на «опасные
места» (Хоровое чтение). А кто в музеерассказывает об экспонатах?
- Я считаю, что об экспонатах рассказывает экскурсовод. (Учитель
вывешивает
в
«Уголок
словарных
слов»
карточку
со
словом
«экскурсовод»).
- Прочитаем и это слово, не забыв обратить внимание на «опасные
места». (Хоровое чтение). А может кто-нибудь проведёт нам экскурсию в
нашем музее? Предложите, кто будет экскурсоводом?
- Я предлагаю выбрать Артёма, так как он принёс больше всего
экспонатов для нашего музея. (Ученику крепится бэйджик «экскурсовод»,
и он рассказывает о предмете, который он принёс для создания музея).
- Уважаемые журналисты, давайте создадим свою рубрику (раздел) в
известной
газете
«Вестник
культуры»?
Если
вы
согласны
поднимите
правую руку, если нет – левую. (Дети демонстрируют свой выбор). (На
доску
вывешивается
оформленный
ватман
с
надписью
«Вестник
культуры»).
- Каждый раздел, также как и текст имеет своё название, заголовок.
Что такое заголовок?
- Я знаю, что заголовок это название книги, статьи, раздела.
- Итак, как мы назовём свою рубрику?
- Я предлагаю назвать нашу рубрику «Музей».
-
Но
чтобы
написать
статью,
необходимо
владеть
информацией.
Откуда мы можем получить необходимую для нас информацию о музеях?
-
Я
думаю,
что
мы
можем
получить
необходимую
для
нас
информацию от учителя, из учебника, спросив у взрослого.
- Ну, тогда начнём собирать информацию.
IV.
Физкультурная минутка. (Слайд 6)
- Ребята, вы знаете, кто находит старинные вещи?
-
На
уроке
кубановедения
мы
говорили,
что
старинные
вещи
находят археологи.
- Я предлагаю стать археологами. Я буду читать стихотворение, а вы
за мной повторяйте движения.
Дети утром рано встали, (Встали и потянулись)
На раскопки в лес пошли. (Ходьба на месте)
Всё копали и копали, (Приседания)
И сундук в земле нашли. (Руки в стороны)
В сундуке лежат наряды,(Руки вперёд)
Наклонитесь к ним, ребята, (Наклоны вперёд)
Наклоняйся, раз-два-три, (Наклоны вперёд)
Хорошенько посмотри! (Наклоны вперёд)
Три часа в лесу бродили, (Ходьба на месте)
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь – (Касание рукой лба)
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
V.
Работа над темой урока. Подготовка к проекту.
- В музее живут вещи. Дорогие. Но дорогие они не потому, что
дорого стоят, а потому, что они дороги сердцу, памяти. Одни из них могут
подарить
посетителю
новые
знания,
другие
просто
радуют
глаз
своей
красотой. Третьи заставляют задуматься. Музеи бывают самые разные. На
уроке
кубановедения,
музыки,
обучения
грамоте
мы
с
вами
немного
говорили о музеях. Кто помнит, какие бывают музеи?
- Я помню, что музеи бывают краеведческие.
- А как назывался первый музей в России?
-
Первый
музей
в
России
назывался
"Кунсткамерой",
то
есть
"кабинетом редкостей" и создан он был Петром I.
- Какие музеи есть у нас в Анапе?
- У нас в Анапе есть краеведческий музей.
- Я предлагаю вам посмотреть презентацию о музеях Анапы. (Показ
презентации о музеях Анапы).
VI.
Гимнастика для глаз.
- Уважаемые журналисты, когда вы много пишите, читаете, работаете
за
компьютером,
смотрите
на
экран,
ваши
глазки
устают,
и
может
испортиться зрение. Но чтобы снять усталость и помочь глазкам видеть
хорошо, я предлагаю сделать вам гимнастику для глаз. Вы внимательно
меня слушаете, и ищитеглазками картину, название которой я произношу.
(Применение
методики В.
Ф. Базарного
.
По кабинету, в соответствии с
текстом, вывешены репродукции картин).
Мы в музее побывали, и картины увидали.
В правом верхнем углу были мишки в лесу,
Ну а с лева, чуть пониже три богатыря я вижу.
Закрываю я глаза, представляю чудеса…
Глазами обведу музей и присяду поскорей.
VII.
Первичное закрепление. Проект.
- Ребята, что нового вы узнали, после просмотра презентации?
- Я узнал, что у нас в городе существует много музеев, и в них много
интересного, старинного.
- А я очень захотела сходить в археологический музей.
- Я постарался запомнить, как вести себя в музее.
- А сейчас уважаемые журналисты, я, как главный редактор газеты
«Вестник
культуры»,
попрошу
вас
написать
статью.
Статья
должна
состоять
из
2-
3
предложений,
записанных
на
листочках.
(Раздаются
оформленные листочки для статей, клей, ножницы). А тему статьи выберут
представители ваших групп. (Предлагаются статьи на карточках разного
уровня сложности).
Темы статей:
1.Правила поведения в музее.
2. Виды музеев.
3.Музей в ст. Анапской.
4.Музеи в городе Анапе.
- Фоторепортёры уже подготовили фотографии с места репортажа.
(Ученикам
раздаётся
одинаковый
набор
фотографий,
из
которых
они
должны выбрать фотографию соответствующую своей теме). Приклейте их
к статье. У вас на всю работу даётся 7 минут. Я попрошу Максимаследить
за песочными часами и сообщить нам, когда время истечёт. (Ребёнку с
ОВЗ, даётся ответственное поручение - контроль над песочными часами).
(Работа в группе). (По истечении времени ребёнок оповещает, что время
истекло). Я предлагаю представителя от каждой группы зачитать нам свою
статью. (Дети зачитывают статьи). Уважаемые журналисты, оцените
работы своих коллег. (Высказывание мнения о работах одноклассников).
Вы просто молодцы, журналисты! Замечательно поработали! Мы, сейчас
поместим статьи в нашу газету, в рубрику «Музей». (Статьи крепятся к
ватману на доске).
Рефлексия.
- Ребята, я предлагаю вам выполнить тест. (Раздаются карточки с
тестом каждому ученику). Давайте вспомним правила работы с тестом.
-
Работая
с
тестом
необходимо
прочитать
вопрос
или
высказывание. Выделить верный ответ. (Выполнение тест).
Тест
1.В музее можно покупать вещи.
Да
Нет
2.Музеи появились недавно в России.
Да
Нет
3.Экспонат – предмет, выставленный в
музее.
Да
Нет
4. В музее можно громко разговаривать
и играть.
Да
Нет
Теперь, обменяйтесь карточкой с соседом и сравните его работу с
эталоном
на
слайде.
(На
интерактивную
доску
выводиться
слайд
с
правильными
ответами).
(Работа
в
парах.
Ребята
обмениваются
карточками и сверяют ответы с эталоном). Оцените свою работу по
шкале. Нарисуйте на своей карточке вертикальную шкалу, и оцените себя.
Отметка в самом верху - работа без ошибок, по центру- 1-2 ошибки, ниже
центра - 3 и более. (Дети оценивают себя). Молодцы ребята!
VIII.
Подведение итогов урока.
- Наша работа подошла к завершению. Продолжите фразу:
- Я узнал сегодня, что…(Ответы детей).
- Мне понравилось на уроке больше всего…(Ответы детей).
Мы достигли цели, поставленной в начале урока?
- Я считаю, что мы достигли поставленной цели на уроке, мы
узнали много нового о музеях.
- Оцените свою работу на уроке, выбрав вазу. (Учитель указывает на
стол,
на
котором
стоят
две
одинаковые
вазы.
К
вазам
прикреплены
таблички). Обратите внимание, что под одной вазой написано «У меня
сегодня всё получилось», а под другой написано «Мне необходимо ещё
постараться».
Опустите
свой
цветок
в
выбранную
вазу.
Ребята
на
каникулах, я вам советую обязательно посетить любой музей в нашем
городе. И напишите мне письмо, описав своё впечатление от посещения! А
теперь, подарите цветы, которые вы сделали на уроке технологии, нашим
гостям. Вы отлично поработали на уроке! Спасибо! Вы молодцы!