Автор: Хуснуллина Алсу Фаргатовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - д/с № 50 "Лэйсэн"
Населённый пункт: Город Альметьевск,Республика Татарстан
Наименование материала: Обучение дошкольников ПДД посредством сюжетно - ролевых игр
Тема: Сюжетно - ролевые игры по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах
Раздел: дошкольное образование
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГАХ
Обучение детей правилам дорожного движения занимает особое место
в основах безопасности жизнедеятельности. В условиях роста интенсивности
движения особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности
детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и
жизни детей, предупреждению ДТП с их участием, существенное значение
имеет своевременная и качественная
подготовка ребенка к условиям
безопасности дорожного движения.
Основными целями изучения правил
дорожного
движения
и
поведению
на
улицах
являются:
Снижение дорожно – транспортного травматизма детей посредством
повышения
уровня
знаний
ими
правил
дорожного
движения;
Развитие
психофизиологических
качеств
ребенка;
Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с
дорогой. Основным методом обучения детей правилам дорожного движения
является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды
подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой
игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте
дети приобретают определенное количество знаний и представлений об
окружающем,
поэтому
мы
используем
интеллектуально
–
игровую
деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач,
головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, саВ
результате игровой деятельности дети узнают и называют разные виды
транспорта, имеют представления о дороге, различают тротуар, обочину,
проезжую часть дороги, знают сигналы светофора, их значение; имеют
элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве
пешехода.
Проводить обучение детей по ПДД в игровой форме очень легко и в
тоже
время
получается
совершенно
ненавязчиво.
Кроме
того,
игра
способствует развитию познавательных интересов, логического мышления,
творческих способностей
дошкольников, умение обобщать, рассуждать,
классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово
или сигнал, ориентироваться в окружающем пространстве; воспитывать
выдержку и терпение в достижении цели.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком прежде всего социальных
отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам,
неизменяемым условиям.
Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей.
Это игры «во что-то», в «кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая
различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи
роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания о правилах
дорожного движения.
В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные
проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры»,
«Регулируемый перекресток» и др.), в которых могут показать практические
навыки и умения. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (вызов
скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором),затем ведущий
программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, дает советы
дорожной безопасности.
Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты
дорожной обстановки и реализовать возможности разнообразного участия
ребенка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры и
реальной дорожной действительности. Всё это способствует развитию
познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в
общественных местах.
Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат
достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые
требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ
ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-
ролевые
игры
позволяют моделировать
типовые
варианты
дорожной
обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в
Знание правил дорожного движения и поведения на улице для современных
детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь
подрастающего поколения.