Напоминание

Здоровьесберегающая среда


Авторы: Елисеева Оксана Евгеньевна, Тюлебаева Айгуль Фархатовна
Должность: воспитатель, воcпитатель
Учебное заведение: МАДОУ №113
Населённый пункт: Республика Башкортостан, город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающая среда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для

формирования здорового образа жизни.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических

дефектов. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе

личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении.

От

того

насколько

грамотно

организована

работа

с

детьми

по

здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия

дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды строится на основе

комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности

ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на

единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающая среда – это:

комфортное пребывание ребенка в детском саду;

гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу

которой

составляет

эмоционально-комфортная

среда

пребывания

и

благоприятный

режим

организации

жизнедеятельности детей.

Инфраструктура

образовательного

учреждения

соответствует

здоровьесберегающей задаче, когда обеспечиваются следующее:

Здание

и

помещения

соответствуют

нормам

(санитарно-

гигиеническим, пожарной безопасности, охраны здоровья и труда

обучающихся);

Качественное

горячее

питание

обучающихся

в

помещениях

с

необходимым оснащением процесса (в том числе для занятий

физической культурой);

Наличие помещений для медицинских работников;

Наличие квалифицированных специалистов, способных реализовывать

работу с обучающимися.

Созданные условия должны способствовать всестороннему развитию

ребенка, с учетом его возможностей и индивидуальных особенностей.

Приоритетным

направлением

деятельности

любого

дошкольного

образовательного учреждения является: создание условий для сохранения

психического и физического здоровья каждого ребенка,

обеспечение

эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки

для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это

представляет

собой

здоровьесберегающую

среду

детского

сада

или

здоровьесберегающее пространство.

К сущностным характеристикам здоровьесберегающей среды следует

отнести;

морально-психологический климат;

экология и гигиена;

современный дизайн;

рациональный режим жизни, труда и отдыха;

современные

образовательные

программы,

методики

и

технологии.

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

динамизм;

открытость;

гибкость;

саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем.

Здоровьесберегающая

среда

должна

создаваться

в

дошкольном

учреждении с учетом индивидуально-дифференцированного подхода.

В

нашем

детском

сад

функционируют

физкультурный

зал,

оборудованный самыми современными материалами, музыкальный, игровые

комнаты, бассейн, медицинский кабинет, кабинет психолога, библиотека,

кабинет дополнительного развития, спортивная площадка.

В самих группах соблюдаются здоровьесберегающие условия: учебный

процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими

требованиями,

выделено

пространство

для

организации

двигательной

активности

детей,

созданы

спортивные

уголки

с

физкультурным

оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую

работу.

В работе основная задача – это создание комфортной, уютной среды,

приближенной к домашней, где можно организовать разные виды игровой и

творческой деятельности.

Важное значение в сохранении психического здоровья детей имеет

личностно-ориентированный стиль общения, основой которого является

признание малыша как полноценной личности, учет детских интересов и

предпочтений в содержании и организации разных видов деятельности,

повышению самооценки малыша.

Утренники, развлечения, кукольные театры, способствуют присутствию

атмосферы радости, праздника.

Особо важное значение в деятельности педагога – это подбор

здоровьесберегающих

технологий

для

организации

образовательной

деятельности с дошкольниками;

Основные

цели

и

задачи

технологий:

обеспечить

дошкольнику

возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые

знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Выделяют три группы технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика;

Динамические паузы;

Подвижные и спортивные игры;

Релаксация;

НОД;

Гимнастика пальчиковая;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика дыхательная;

Гимнастика бодрящая;

Гимнастика корригирующая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

НОД;

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия);

Коммуникативные игры;

Занятия из серии «Здоровье»;

Самомассаж;

Точечный самомассаж.

3. Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия;

Сказкотерапия;

Технологии воздействия цветом;

Технологии коррекции поведения;

Психогимнастика;

Фонетическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка

стойкую

мотивацию

на

здоровый

образ

жизни,

полноценное

и

неосложненное развитие.

Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного

учреждения

соответствии

с

ФГОС

ДО)

является

социально

-

коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Основной целью

этого направления является позитивная социализация детей дошкольного

возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства.

Одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии

с ФГОС ДО звучит так:

Формирование у детей основы безопасного поведения в быту,

социуме, природе; готовность к совместной деятельности со

сверстниками.

Остановимся более подробно на теме «Безопасность». Как можно

трактовать это понятие? Безопасность – это состояние защищенности

жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия

от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего

взрослые.

Безопасность

сегодня

приобретает

особое

значение.

Формирование

у

детей

понимание

смыла

термина

«Безопасность»

направлено

на

достижение

целей

формирования

основ

безопасности

собственной

жизнедеятельности

и

формирования

предпосылок

экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение

следующих задач:

формирование

представлений

об

опасных

для

человека

и

окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в

них;

приобщение

к

правилам

безопасного

для

человека

и

окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного

движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к

потенциально опасным для человека и окружающего мира

природы ситуациям.

Таким

образом,

современные

подходы

к

организации

здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально –

комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его

физическому, духовному и социальному благополучию. Наша задача

обеспечить сохранность здоровья, формировать у ребенка необходимые

знания, умения, навыки по ЗОЖ, научить детей использовать полученные

знания в повседневной жизни.



В раздел образования