Напоминание

Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах


Автор: Лебедева Светлана Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 8
Населённый пункт: Красноуральск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 8

« Развитие певческого голоса и музыкального

слуха в процессе элементарного музицирования

на народных инструментах»

( из опыта работы)

Составил:

Музыкальный руководитель

Лебедева С.Е.

ГО Красноуральск, 2021

Проблема построения модели образовательного процесса на

основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего

культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки,

является в настоящее время особенно актуальной.

Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при

восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у

них первоначального музыкального опыта, несформированностью

эмоционально – слуховых представлений и мотивации к познанию.

Эту проблему можно решить, если первоначальное музыкальное

воспитание детей осуществляется с опорой на традициии народной

музыки и исполнительство на народных инструментах – трещетках,

погремушках, бубенцах, жужжалках и пр.

У детей развиваются первичная рефлекторная реакция,

координация движений, чувство ритма , а в дальнейшем - интерес к

музыкальной деятельности. Игру на инструментах можно рассматривать

как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и

формированию певческого голоса, музыкального слуха через творческие

проявления детей.

Моя задача заключалась в том, чтобы найти те упражнения,

которые наиболее целенаправленно и систематично развивали бы

певческий голос и музыкальный слух, и выстроить их в эффективный

методический комплекс.

На первой ступени обучения дети от 4-х до 5 лет (средняя

группа) в игровой форме знакомятся с миром музыкальных

инструментов, учатся распознавать простейшие звуковысотные,

ритмические, темповые, тембровые соотношения. В процессе

музыкальной деятельности у детей формируются музыкально – слуховые

представления. Народные инструменты помогают создавать на занятиях

положительный настрой, активизируют восприятие, расширяют

представления о мире предметов, их свойствах и назначении.

На этой ступени музыкально – воспитательного цикла ребенок учится:

- взаимодействовать с другими детьми во время занятий, в процессе

подготовки и проведения праздников, в свободное время;

- проявлять инициативу, понимать значимость результатов своей

деятельности и деятельности товарищей;

- работать над дикцией, исполняя песенки, потешки, считалки;

- осваивать ритмические рисунки, состоящие из четвертей и восьмых,

с использованием ритмослогов («та» - четверть, «ти» - восьмая);

- проговаривать и пропевать рифмованные фразы, считалки, потешки,

пестушки;

- определять сильные и слабые доли, показывать на народном

инструменте (бубне, погремушке) сильную долю. Ритмические

рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по полу

и т.п., а также простейших ударных инструментов – постукалок, ложек.

Дети принимают участие в праздниках в праздниках Осенины,

Рождество, Масленица.

На второй ступени обучения у детей от 5 до 6 лет (старшая группа)

формируются умения воспринимать и сравнивать различные

музыкальные явления, выделять и обобщать признаки народных

музыкальных инструментов. В игровой форме дошкольники знакомятся

с народной культурой – музыкой, танцем, игрой, праздником. Радость от

общения с прекрасным способствует формированию устойчивого

интереса к музыкальной деятельности. Во время игры на музыкальных

инструментах у детей расширяется и активизируется речевой словарь,

формируется желание самостоятельно заниматься музыкой, в частности

играть в разученные на занятиях музыкальные игры.

На второй ступени обучения предусматривается взаимодействие с

занятиями танцем, литературным и художественно – прикладным

творчеством. Дети продолжают знакомиться с основными приемами

игры на простейших ударных инструментах: постукалках, ложках,

погремушках, бубне, бубенцах, коробочках, рубелях, колокольчике.

Учатся различать их по звучанию, создают ритмические сопровождения к

музыкальным произведениям, в том числе песням, которые они

исполняют. Учатся отображать в движении средства музыкальной

выразительности, эмоциональный характер музыкального произведения.

На третьей ступени обучения у детей от 6 до 7 лет (подготов. гр)

возникает желание проявлять инициативу, самоорганизовываться и

заниматься творчеством. Совершенствуется опыт взаимодействия в

коллективе, формируются умения наблюдать и сравнивать, выделять и

обобщать разные музыкальные явления, различать звуки по тембру,

высоте и длительности. На этой ступени обучения происходит

знакомство с народными художественно – прикладными промыслами

(жостовская роспись на металле, каргопольская игрушка, резьба по

бересте и др.). Дошкольники принимают участие в подготовке

праздников Осенины, Рождество, Масленица, знакомятся с искусством

русских скоморохов. Дети изучают новые музыкальные инструменты:

колотушку, рубель с бубенцами, трещетку с колокольчиками и круговую

трещетку, свистульки. Закрепляются умения выразительно и ритмично

двигаться в соответствии с характером музыки, придумывать

собственные танцевальные движения, сочетать танцевальные движения

и пение, игру на инструментах.

Систематическая и планомерная работа по развитию музыкального

слуха и певческого голоса дала возможность не только закреплять в

процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный

слух , певческий голос, но и развила самостоятельность детей, их

творческую деятельность. Практика работы показывает, что это ведет к

полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного

материала, музыкальному и общему развитию дошкольника, активному

формированию музыкального духовного потенциала детей.



В раздел образования