Автор: Лебедева Светлана Евгеньевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 8
Населённый пункт: Красноуральск Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие певческого голоса и музыкального слуха в процессе элементарного музицирования на народных инструментах
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 8
« Развитие певческого голоса и музыкального
слуха в процессе элементарного музицирования
на народных инструментах»
( из опыта работы)
Составил:
Музыкальный руководитель
Лебедева С.Е.
ГО Красноуральск, 2021
Проблема построения модели образовательного процесса на
основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего
культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки,
является в настоящее время особенно актуальной.
Затруднения, возникающие у детей дошкольного возраста при
восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у
них первоначального музыкального опыта, несформированностью
эмоционально – слуховых представлений и мотивации к познанию.
Эту проблему можно решить, если первоначальное музыкальное
воспитание детей осуществляется с опорой на традициии народной
музыки и исполнительство на народных инструментах – трещетках,
погремушках, бубенцах, жужжалках и пр.
У детей развиваются первичная рефлекторная реакция,
координация движений, чувство ритма , а в дальнейшем - интерес к
музыкальной деятельности. Игру на инструментах можно рассматривать
как процесс, способствующий одновременно усвоению навыков игры и
формированию певческого голоса, музыкального слуха через творческие
проявления детей.
Моя задача заключалась в том, чтобы найти те упражнения,
которые наиболее целенаправленно и систематично развивали бы
певческий голос и музыкальный слух, и выстроить их в эффективный
методический комплекс.
На первой ступени обучения дети от 4-х до 5 лет (средняя
группа) в игровой форме знакомятся с миром музыкальных
инструментов, учатся распознавать простейшие звуковысотные,
ритмические, темповые, тембровые соотношения. В процессе
музыкальной деятельности у детей формируются музыкально – слуховые
представления. Народные инструменты помогают создавать на занятиях
положительный настрой, активизируют восприятие, расширяют
представления о мире предметов, их свойствах и назначении.
На этой ступени музыкально – воспитательного цикла ребенок учится:
- взаимодействовать с другими детьми во время занятий, в процессе
подготовки и проведения праздников, в свободное время;
- проявлять инициативу, понимать значимость результатов своей
деятельности и деятельности товарищей;
- работать над дикцией, исполняя песенки, потешки, считалки;
- осваивать ритмические рисунки, состоящие из четвертей и восьмых,
с использованием ритмослогов («та» - четверть, «ти» - восьмая);
- проговаривать и пропевать рифмованные фразы, считалки, потешки,
пестушки;
- определять сильные и слабые доли, показывать на народном
инструменте (бубне, погремушке) сильную долю. Ритмические
рисунки осваиваются при помощи хлопков, ударов по коленям, по полу
и т.п., а также простейших ударных инструментов – постукалок, ложек.
Дети принимают участие в праздниках в праздниках Осенины,
Рождество, Масленица.
На второй ступени обучения у детей от 5 до 6 лет (старшая группа)
формируются умения воспринимать и сравнивать различные
музыкальные явления, выделять и обобщать признаки народных
музыкальных инструментов. В игровой форме дошкольники знакомятся
с народной культурой – музыкой, танцем, игрой, праздником. Радость от
общения с прекрасным способствует формированию устойчивого
интереса к музыкальной деятельности. Во время игры на музыкальных
инструментах у детей расширяется и активизируется речевой словарь,
формируется желание самостоятельно заниматься музыкой, в частности
играть в разученные на занятиях музыкальные игры.
На второй ступени обучения предусматривается взаимодействие с
занятиями танцем, литературным и художественно – прикладным
творчеством. Дети продолжают знакомиться с основными приемами
игры на простейших ударных инструментах: постукалках, ложках,
погремушках, бубне, бубенцах, коробочках, рубелях, колокольчике.
Учатся различать их по звучанию, создают ритмические сопровождения к
музыкальным произведениям, в том числе песням, которые они
исполняют. Учатся отображать в движении средства музыкальной
выразительности, эмоциональный характер музыкального произведения.
На третьей ступени обучения у детей от 6 до 7 лет (подготов. гр)
возникает желание проявлять инициативу, самоорганизовываться и
заниматься творчеством. Совершенствуется опыт взаимодействия в
коллективе, формируются умения наблюдать и сравнивать, выделять и
обобщать разные музыкальные явления, различать звуки по тембру,
высоте и длительности. На этой ступени обучения происходит
знакомство с народными художественно – прикладными промыслами
(жостовская роспись на металле, каргопольская игрушка, резьба по
бересте и др.). Дошкольники принимают участие в подготовке
праздников Осенины, Рождество, Масленица, знакомятся с искусством
русских скоморохов. Дети изучают новые музыкальные инструменты:
колотушку, рубель с бубенцами, трещетку с колокольчиками и круговую
трещетку, свистульки. Закрепляются умения выразительно и ритмично
двигаться в соответствии с характером музыки, придумывать
собственные танцевальные движения, сочетать танцевальные движения
и пение, игру на инструментах.
Систематическая и планомерная работа по развитию музыкального
слуха и певческого голоса дала возможность не только закреплять в
процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный
слух , певческий голос, но и развила самостоятельность детей, их
творческую деятельность. Практика работы показывает, что это ведет к
полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного
материала, музыкальному и общему развитию дошкольника, активному
формированию музыкального духовного потенциала детей.