Напоминание

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Романова Диана Михайловна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ ГО "Жатай"
Населённый пункт: город Якутск, городской округ "Жатай"
Наименование материала: статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Романова Диана Михайловна

Преподаватель

хореографии,

направление подготовки

«Педагогическое образование»,

МБОУ ДО ДШИ ГО «Жатай»

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

в

статье

рассматривается

нравственное

воспитание

подростков средствами художественно-творческой деятельности учреждений

дополнительного образования.

Ключевые

слова:

подростковый

возраст,

нравственность,

дополнительное образование, художественно - творческая деятельность.

EDUCATION OF MORAL QUALITIES OF TEENAGERS BY

MEANS OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES IN THE

INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Annotation: тhe article deals with the moral education of adolescents by

means of artistic and creative activity of institutions of additional education.

Key words: adolescence, morality, additional education, artistic and creative

activity.

1

Подростковый возраст - самый восприимчивый период личности, так

как именно в это время обогащаются представления, понятия, взгляды о

нравственных нормах, имеющихся в обществе. Все ярче у подростков

проявляется

желание

утвердить

себя

в

группе

сверстников,

продемонстрировать

собственное

мнение,

личные

оценки.

Особое

воздействие на нравственное развитие подростков оказывает их участие в

художественно-творческой

деятельности

учреждений

дополнительного

образования. Вследствие того, что ребята посещают их по собственной

инициативе (а не как в раннем детстве - по желанию родителей), то и

становление нравственных качеств формируются и закрепляются лучше.

Постижение этических понятий теперь уже связано с элементами

самовоспитания, с пониманием личных моральных качеств. К сожалению, в

сегодняшнее время современный подросток в ходе своей социализации часто

видит

плохие

примеры

взрослого

поведения:

СМИ,

агрессивные

компьютерные игры, сеть Интернет, телевидение с второсортными ток-шоу,

«мода» на свободу слова, самым негативным образом воздействует на

несформировавшуюся психику подростков. Часто получается так, что

именно таким «образцам» желают подражать в своем поведении многие

подростки,

так

как,

по

их

мнению,

именно

агрессивность

и

беспристрастность являются главными чертами успешной личности.

В 2017 году группой педагогов Новосибирского государственного

педагогического университета было проведено исследование на выявление

уровня нравственной воспитанности подростков. В опросе принимало 200

человек,

занимающихся

в

творческих

объединениях

системы

дополнительного образования г. Новосибирска. [1, с.18] В ходе исследования

изучались: уровни сформированности нравственности; ситуации, в которых

проявлялись нравственные качества и отношение подростков к ситуациям,

где нужно проявить этические качества [4, с.11].

В частности, исследование проходило по определенным областям, где

подросток мог проявить свою нравственность [7, c.136].

2

Поведение в семье. Какое участие принимает подростков в делах и

вопросах семьи, какие обязанности выполняет по дому, помогает ли

младшим и старшим членам семьи, проявляет ли инициативу в готовности

помочь.

Поведение в школе. Дисциплинированность на уроках, пунктуальность

и старательность, участие в коллективных делах класса.

Отношение к старшим. Уважение, оказание помощи на просьбу

помочь.

Отношения со сверстниками. Отношения с товарищами, желание

оказать помощь, участие в совместных делах, переживание их радостей и

скорбей, верность в дружбе и искренность чувств.

Поведение в обществе. Соблюдение норм и правил поведения в

коллективе, соблюдение порядка в общественных местах, уважение к

старшим, младшим, женскому полу (мальчикам).

Отношение

к

себе.

Самокритичность,

дисциплинированность,

аккуратность,

ведение

здорового

образа

жизни,

выполнение

своих

обязанностей в школе (учебном заведении) и дома и т.д. [5, с.48]

Степень сформированности нравственных знаний педагоги определяли

с помощью анкетирования, используя методику «Что для вас значит хороший

поступок? Плохой?» Также было проведено анонимное анкетирование по

поведению

в

разных

ситуациях,

и

обсуждение

ситуации

«Закончи

предложение».

Большая часть подростков (88%), занимающихся в художественно-

творческих коллективах системы дополнительного образования, считают, что

в большинстве случаев они добры с окружающими, чутки, внимательны,

готовы прийти на призыв о помощи.

Остальные подростки (22%) оценивают проявление своих чувств более

критично. Они редко сами выказывают желание помочь, сдержаны в

проявлении добрых чувств, но и не проявляют агрессивности к окружающим.

Считают, что помогать нужно только самым близким людям.

3

Полученные характеристики помогают сделать вывод о том, что очень

нужна организация целенаправленной деятельности по нравственному

воспитанию подростков в системе дополнительного образования. 20%

подростков, не изъявляющих собственное желание прийти на помощь – это

очень высокий процент!

Итак, педагоги разработали систему по нравственному воспитанию

подростков в системе дополнительного образования. Была организована

целенаправленную воспитательную деятельность [2, с.41]:

1.

Участие

в

занятиях

коллективов

творческих

объединений,

клубов, студий, детских театров, научных обществ учащихся и др.

В первую очередь подростка нужно заинтересовать участием в

творческой

деятельности-интересной,

разнообразной,

современной:

в

организации и постановке спектаклей, концертных программ, праздников.

Сюда же можно отнести ручной труд - создание моделей и поделок из

разнообразного прикладного материала.

Когда подросток принимает участие в спектакле, в добрых и

нравственных остановках, он тем самым впитывает духовность, перенимает

от персонажей знание добра и зла, размышляет над их поступками,

формирует свое мнение.

Участие в поделках также прививает подростку чувство к прекрасному:

бисероплетение, рисование, лепка из полимерной глины, конструирование

моделей кораблей, автомобилей, зданий рассказывает подросткам об истории

ремесла, формирует у них чувство красоты.

2.

Поездка в детские дома со спектаклями, с дальнейшим вручением

сувениров, сделанными подростками. Посещение многодетных семей.

Традиционное шефство над младшими ребятами очень положительно

сказывается

на

формировании

нравственных

качеств.

нравственном

воспитании. Подростки, часто переживающие непонимание окружающих,

одиночество чувствуют здесь себя нужными, взрослыми, ответственными.

Они видят на наглядном примере, что есть дети, которые по-настоящему

4

одиноки. К тому же, когда они видят радостные глаза детей, их слова

благодарности, чувствуют их искренние объятия, они потом в будущем

обязательно задумаются перед тем, как обидеть младшего брата или плохо

подшутить

над

ним.

Заменить

стилистику,

чтобы

это

не

было

разговорной речью.

Непосредственное общение с конкретным адресатом доброты делает

внутренний смысл выполняемой деятельности более эмоциональным и

осязательным, позволяет воспринимать каждое конкретное дело как очень

нужное и крайне важное, испытать свою причастность к жизни общества.

3.

Участие в концертах в больницах для детей и взрослых, домах

ветеранов.

Подростки часто не осознают, не понимают, как много вокруг них

людей, нуждающихся в поддержке, даже не в физической помощи, а

понимании их проблем. Молодой и здоровый организм, в большинстве

случаев, ограничивает подростков от встреч с больными и немощными

людьми. Поездка в больницу или в Центр социальной защиты с концертом

(Новый год, 8 марта, День пожилых людей, День Победы) способствует

воспитанию положительного эмоционального отношения к людям, развитию

доброты, сочувствия к чужим проблемам и бедам. Общение с аудиторией в

процессе концерта, интерактивные формы

Анализ ребятами каждого мероприятия или их культурно-досуговой

деятельности в целом, помогает формировать общность нравственных

оценок и суждений. Такие беседы как «ВЫ ЖЕ ПИСАЛИ ПРО КОНЦЕРТЫ»

должны проходить не только по каким-то особым случаям, а после каждого

подобного мероприятия, где должны высказаться все участники по поводу

прошедшего концерта, спектакля, волонтерской акции [6, с.14].

Также успешному развитию нравственности содействует народное

прикладное искусство. Воздействие чего? кого? В данной области какой

области??? На подростков во многом будет зависеть от педагога, от того, как

сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую

5

выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у

подростков интерес к декоративно-прикладному творчеству. Зачем? У нас не

эстетическое, а духовно-нравственное воспитание. Не пытайтесь объять

необъятное. Наиболее популярными остаются ремесла Богородской фабрики

художественной

резьбы,

Жостовской

фабрики

декоративной

росписи,

Гжельского

гончарного

завода,

Федоскинской

фабрики

миниатюрной

живописи, а также Хохломская роспись, Городецкая роспись, миниатюры

Палеха и Холуя, дымковской глиняной игрушкой и т.д.

Рассказывая об истории ремесла, знакомя с ее тонкостями, педагог тем

самым прививает любовь к русскому искусству, способствуя развитию

патриотических качеств личности. К тому же, изделия, сделанные своими

руками, всегда можно подарить, то есть – отдать безвозмездно, это тоже

развивает у подростка желание дарить добро.

Фотокружки учат подростков запечатлевать красивые и интересные

кадры. Так, можно сфотографировать разные эмоции: радость, огорчение,

печаль, удивление. Подросток, делая акцент на кадре, «пропускает» его через

себя. Он может запечатлеть кадр, где малыш задувает на торте свечи, или

как женщину с ребенком в руках на пороге роддома встречает счастливый

муж, он может сфотографировать наработанные морщинистые руки старика

или грустные глаза женщины, стоящей у вечного огня. Фотографируя такие

моменты, подросток учится сосредотачивать свое внимание на конкретных

людях, их чувствах.

Подобным образом влияют на нравственное воспитание детские

любительские киностудии. Дети самостоятельно или с помощью педагога

могут придумать сценарий фильма, снять его, затем показать другим.

Мудрый педагог заденет нравственную тему для фильма, где на примере

героев подростки научатся выбирать добро и совесть, ответственность и

храбрость, а также на опыте отрицательных героев увидят и прочувствуют,

как поступать нельзя, что за этим может последовать.

6

Любой творческий коллектив - это группа людей с разными мнениями,

характером, поведением. Дети, общаясь друг с другом, вынуждены слушать и

слышать товарища, считаться с его мнением, одним словом, расти

психологически и нравственно.

Регулярное

посещение

художественно-творческих

учреждений

дополнительного

образования

способствует

прививанию

нравственных

привычек, которые являются важнейшим звеном воспитания этического

поведения, опыта детей. Например, сначала дети изготавливают подарки

родителям,

близким.

Но

со

временем

труд

подростков

приобретает

общественный

характер.

Они

самостоятельно

делают

реквизиты

для

театрального

спектакля,

который

затем

демонстрируется

в

разных

аудиториях и приносит радость зрителям, или подростки оттачивают

танцевальные движения, чтобы выступление прошло без заминки, или они

тщательно трудятся над изготовлением подарка для близкого человека,

ожидая увидеть искреннюю радость в его глазах [3, с.93].

Процесс

формирования

личности,

ее

духовно-нравственное

становление происходит в период детства и подросткового возраста, поэтому

организация

досуговой

деятельности

подростков

является

сегодня

эффективным средством воспитания и социализации школьников [8, с.164].

Таким образом, целенаправленная воспитательная деятельность по

нравственному

воспитанию

подростков

в

системе

дополнительного

образования детей осуществляется на основе их общественно полезной

деятельности и помогает подросткам приобрести опыт нравственных

отношений и поведения.

Список литературы:

1.

Белоусова Е.Л., Ложникова Н.А., Сибирский педагогический

журнал, Изд.: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение

высшего

профессионального

образования

«Новосибирский

государственный педагогический университет, НГПУ, 2017. – 64 с.

7

2.

Здвижкова

Е.А.,

Формирование

нравственных

ценностей

подростков // Школьная педагогика. - 2016. - №2. - С. 6-9.

3.

Колесникова А.Н., Айрумян Г.С., Современная характеристика

нравственной

воспитанности

школьников

в

аспекте

Федерального

государственного образовательного стандарта // Молодой ученый. - 2015. -

№9. - С. 90-93.

4.

Матафонова Т.Н., Комарова Е.В., Моисеева Л. А. Определение

уровня

воспитанности

подростков

/

Инновационные

педагогические

технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). -

Казань: Бук, 2016. - С. 8-11.

5.

Петрова М.И., Семья и нравственное воспитание подростков в

современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.

6.

Тремаскина Е.В., Уривская Н.С., К проблеме формирования

личности в юношеском возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики:

материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита:

Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 12-14.

7.

Фридман

Л.М.,

программа

формирования

воспитанности

учащихся. // Народное образование. - 2002.- № 6. - С.136–143.

8.

Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в

условиях образовательного учреждения: основные аспекты / Г. И. Грибкова.

Л.С. Рогачева/ /Современные проблемы науки и образования. 2017. -№ 2. - С.

160.

8



В раздел образования