Напоминание

РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО – ЗАИКАНИЕ


Автор: Елена Александровна Веселова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО – ЗАИКАНИЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЧЕВОЕ РАССТРОЙСТВО – ЗАИКАНИЕ

Заикание - речевое расстройство, при котором нарушается ритм, темп и

плавность речи, обусловленное судорожным состоянием мышц

речевого аппарата.

Но главная беда при заикании - это нарушение возможностей общения с

людьми, ощущение постоянного страна речи, желание уйти от речевых контактов.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание

- это внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений,

связанных с поражением центральной нервной системы. Данное расстройство

речи известно с древних времён. Люди всячески пытались придумать, как

облегчить страдания заикающихся. И в наши дни учёные работают над этим и

находят всё новые подходы в решении данной проблемы.

Заиканием страдает примерно 3% детей, и обычно оно возникает в возрасте

от 2 до 5 лет, в некоторых случаях может начаться и позже, а иногда и в

подростковом возрасте.

От 2 до 5 - это период становления фразовой речи, во время которого

запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они

называются физиологическими, т.е. нормой. Кроме того, в данном возрасте дети

могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда

вставлять эмболы (лишние звуки и слова «а», «у», «вот» и т.д.). Это нормальный

процесс становления ритмичной речи. Когда ребёнок научится лучше выражать

свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько

частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не

думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как

ребёнок старается скрыть их. Не откладывайте визит к психиатру или

невропатологу, а затем обратитесь к логопеду.

Причиной заикания ребёнка может послужить:

подражание (если заикается кто-то из родственников).Ребёнок не обязательно

будет страдать тем же недугом, но к этому он уже предрасположен,

аллергия,

инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, коклюш),

частые респираторные заболевания,

нарушение внимания (внимание и плавность речи тесно связаны). Если

человек легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного на другое, то и

речевое оформление мышления теряет ритмичность,

поступление в детский сад (новая обстановка, новый режим),

поступление в школу (начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки

на ребёнка, предъявляются новые повешенные требования,

физиологические и психологические изменения в организме в подростковом

возрасте,

длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением ЦНС

постоянные семейные скандалы, неправильное отношение к ребёнку в семье,

конфликты в детском коллективе,

эмоциональная перегрузка ребёнка.

Заикание может возникнуть остро, т.е. внезапно, вследствие психической

травмы-испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало

посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.д.)

или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.

Заикание возникает и вследствие быстрой речи (такой темп мешает лёгкой и

свободной артикуляции звуков: возникают остановки, чтобы сориентироваться в

выборе правильного звука).

У мальчиков заикание отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Эта патология почти никогда не выступает в самостоятельном виде, она

всегда, так или иначе, проявится совместно с другими нервно-психическими

расстройствами. Поэтому необходимо проконсультировать ребёнка у детского

психиатра, невропатолога и логопеда.

Правильное поведение родителей с заикающимся ребёнком.

При первых симптомах заикания родители должны обратиться к врачу-

невропатологу или психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.

Родители в присутствии ребёнка не должны показывать своего волнения, не

должны требовать от него правильной речи, правильного произношения слов.

Они должны отказаться от сурового давления на заикающегося малыша, от

насмешек над его речью и от передразнивания его. Это всё может обострить

течение заикания.

Говорить

с

заикающимся

ребёнком

нужно

как

можно

спокойнее,

неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. При резко выраженном

заикании создать такие условия, чтобы ребёнок на первых порах меньше

разговаривал, не травмировал свою психику. Отношение родителей к своему

ребёнку должно быть ровным, спокойным. Спокойная, плавная, неторопливая

речь должна повсеместно окружать ребёнка со стороны родителей и близких.

Родители должны строго соблюдать режим своего ребёнка. Сон должен

продолжаться не менее 10-11 часов для дошкольников и обязательно дневной сон,

который составляет 2-3 часа. Приучить ложиться ребёнка в одно и то же время.

Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных

сказок, просмотр телевизионных взрослых передач, а детские сократить до

минимума.

Стараться не перегружать ребёнка впечатлениями - ребёнок в один день

может сразу побывать в кино, на ёлке, в цирке. Это всё сказывается на работе

центральной нервной системы, ребёнок перевозбуждается, переутомляется.

Родители не должны заставлять ребёнка заниматься танцами, спортом, музыкой,

изучением иностранного языка. Такая непосильная перегрузка мажет стать одной

из причин возникновения заикания. Родители сами должны выбрать для себя, что

в настоящее время необходимо ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.

Родители не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить

ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает

семейный разлад, нервничает, находится постоянно в нервном напряжении, часто

плачет.

Отношение к ребёнку в семье должно быть ровным, т.е. родители не должны

заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.

Родители должны относиться к нему как к нормальному, здоровому ребёнку.

Правила речи

1. Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что надо сказать.

2. Сделай вдох чуть приоткрытым ртом и начинай говорить, постепенно

выдыхая воздух тоже ртом.

3. Ударный гласный звук в слове произноси громче и немного длиннее

остальных гласных в этом же слове.

4. Через 2-4 слова в предложении делай остановку, то есть паузу, сообразуясь

со смыслом.

5. Говори громко и всегда смотри на того, с кем говоришь.



В раздел образования