Авторы: Михеева Оксана Александровна, Филатова Анна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №43
Населённый пункт: Беловский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: Влияние рисования на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Раздел: дошкольное образование
Влияние рисования на развитие мелкой моторики пальцев рук.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления
об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле,
палочкой на песке, мелом на асфальт. При этом дети не только отражают,
что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и
качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники
приобретают
вначале
простейшие
умения
и
навыки
рисования
традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно
изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в
собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может
сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими
место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое
нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает
отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие
способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Каждый
из
видов
изобразительной
деятельности
имеет
свои
возможности
и
средства
для
изображения
предметов
и
явлений,
в
совокупности
давая
возможность
отображать
действительность
многообразно и разносторонне.
Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и
аппликация.
Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание
ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже
охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер
забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование
приобретает
характер
изображения.
Дети
рисуют
в
детском
саду
карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более
целостно, пусть на первых порах не расчленено, передавать форму предмета,
его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать
части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет
зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей
контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или
красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры,
украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из
глины, сделанные из бумаги.
Выражение
в
рисунке
связного
содержания
требует
овладения
передачей
пространства,
в
котором
располагаются
предметы,
их
сравнительной величины, положения относительно друг другу.
Своеобразием
каждого
вида
изобразительной
деятельности
определяются задачи воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому
большое
значение
имеет
воспитание
правильных
навыков
сидения,
положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического
развития детей. Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается
с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется
также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с
самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу.
Наглядность
имеет
большое
значение
на
занятиях
изобразительной
деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей
развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается,
повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения
работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к
словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый
интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию
усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия.
Воспитатель
постепенно
осуществляет
задачу
развития
интереса
к
результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем
самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами
своей
работы,
качеством
ее
выполнения,
а
не
только
испытывают
удовольствие от самого процесса рисования.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного
развития
детского
художественного
творчества
-
разнообразие
и
вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное
начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей
неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие
факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную
деятельность
однообразие
и
скуку,
обеспечивает
живость
и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы
всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной
стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с
другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у
ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно
трудиться. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все
моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать
множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно.
Рисование,
лепка,
аппликация
как
виды
художественно-творческой
деятельности
не
терпят
шаблона,
стереотипности,
раз
и
навсегда
установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся
именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно
так растет, а домик вот так» и т.п.)».
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном
листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка,
блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш
начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это
определяется тем, что предстоит изображать.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также
влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставит детей перед
необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит
будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия
следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить,
вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами (мольбертами), за
сдвинутыми вместе столами по два и более; сидеть или работать, стоя у
столов, расположенных в один ряд, у мольбертов и т.д. Важно, чтобы
организация занятия соответствовала его содержанию, чтобы детям было
удобно работать.
Особый интерес у детей вызывает создание изображений на темы
сказок. Дети любят сказки, готовы слушать их бесконечно; сказки будят
детскую фантазию. У каждого малыша есть свои любимые произведения и
сказочные герои, поэтому предложение нарисовать картинки к сказкам или
вылепить волшебных персонажей всегда вызывает у детей положительный
отклик. Тем не менее, рисование, аппликации, лепку по сюжетам сказок
необходимо разнообразить. Так, все дети могут создавать образ одного и того
же персонажа. В этом случае, рассматривая вместе с малышами готовые
работы, следует обратить внимание на разницу в изобразительных решениях,
на какие-то оригинальные находки. Например, если дети рисовали петушка
из сказки «Лиса и заяц», можно затем попросить их выбрать самого
большого петушка, отметить, у кого петушок самый красивый, храбрый.
Можно провести занятие, на котором дети будут изображать разных
сказочных животных. В другой раз они рисуют иллюстрации к одной сказке,
и каждый сам решит, какую картинку нарисует.
Занятие может проходить и так: ребята вместе создают иллюстрации к
своей любимой сказке, а затем поочередно рассказывают эпизод, который
изобразили. Дети с большим удовольствием откликаются на предложение
воспитателя нарисовать или вырезать и наклеить общую картинку к какому-
то произведению, например, «Незнайка в Солнечном городе» Н. Носова,
«Чебурашка и крокодил Гена» Э. Успенского, «Горшочек каши» братьев
Гримм и др. Предлагая детям создавать изображения на темы сказок,
необходимо разнообразить и материалы.
Многие виды нетрадиционного творчества способствуют повышению
уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по
стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).
Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая
нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.
Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно
выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно
определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась
бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе
результата можно и не достигнуть).
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не
утомляет
дошкольников,
у
них
сохраняются
высокая
активность,
работоспособность
на
протяжении
всего
времени,
отведенного
на
выполнение задания.
Чем
разнообразнее
будут
условия,
в
которых
протекает
изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы
с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее
станут развиваться детские художественные способности.
Свою работу я решила начать, потому что считаю одной из основных
проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной
стадии рисования, является недостаточное развитие моторики, и, мелкой
моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но
и общий уровень сенсорного развития, особенно - мышление и речь.
Работа была начата с младшей группы. Дети с удовольствием стали
заниматься, их привлекло то, что можно рисовать не только кисточкой, но и
пальцами, ладошкой и другими материалами.
При построении НОД
учитывала: индивидуальные особенности, уровень развития
детей. Я
использовала следующие формы работы:
1.Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая
кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт
пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения:
ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально.
При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь
лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или
колючей поверхности.
2. Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы:
мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы,
салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик
и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска
разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь
легко смывается.
3. Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы:
широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы
большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок
опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью
кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой
руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
4. Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: без
цветная двухсторонняя бумага, гуашь, жесткая кисть, трафарет. Способ
получения изображения: ребенок обмакивает кисть в гуашь, не применяя при
этом воду, затем путем тычков наносит гуашь на изображение.