Автор: Алиса Рафитовна Копанева
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: учитель логопед
Населённый пункт: пгт Камские Поляны
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ «Д – Т»
Раздел: начальное образование
Конспект логопедического занятия в группе младших школьников
с нарушением фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Копанева Алиса Рафитовна
учитель – логопед
МБОУ ППМС «Центр диагностики и
консультирования» НМР РТ
ТЕМА:
Нам поможет Знайка в дифференциации «Д – Т»
ЦЕЛЬ: совершенствовать умение дифференцировать звуки и буквы «Т» - «Д» в слогах, в
словах и в предложениях.
ЗАДАЧИ:
- уточнить представления о звуках и буквах «Т» и «Д»;
- совершенствовать и закреплять умение и навыки дифференциации звуков и букв «Т» и «Д»
в слогах, в словах и в предложениях;
- активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы
речи;
- развивать связную речь;
- развивать фонематическое восприятие, навыки звуко-буквенного и слогового анализа и
синтеза;
- развивать зрительное, слуховое внимание и логическое мышление, память;
- формировать интерес к логопедическим занятиям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- индивидуальные зеркала
- картинка сказочного героя «Знайка»
- резиновый мяч для игры
- картинка «Поезда» и «вагона»
- предметные картинки со звуками данной темы
- индивидуальные карточки с парным звонким и глухим согласным «Д» и «Т»
- символы звуков «Колокольчик» и «Наушник»
- буквы «Т» и «Д»
- индивидуальное поле для определения места звука в слове
- индивидуальные резиновые мячики для пальчиковой игры
- карточки для составления из предложенных слов предложения
- зеленная волшебная коробочка
- медали «Умник» и «Умница»
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня необычный день, к нам пришли гости, поздоровайтесь!
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его
лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности,
уверенности на занятии.
- Вы пришли на занятие после уроков и конечно устали. Прежде чем начать занятие, мы
выполним упражнения, после которых вы будете лучше слышать, запоминать, размышлять.
Начнем?
Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю
часть мизинца. Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга. Кончиками пальцев,
часто как по барабану постучите по щечкам, по лбу. Сожмите руки в расслабленный кулак
и покрутите ими.
- А сейчас выполним артикуляционные упражнения. Возьмите зеркало в руки, приступим.
Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (Упражнение “Лопаточка”)
Язык иголочкой потяни. (Упражнение “Иголочка”)
А потом пойди гулять, на качелях вверх взлетать. (Упражнение “Качели”)
Покачался язык смело…. Но пора ему за дело.
Поспешил к себе во двор, чтобы починить забор. (Упражнение “Заборчик”)
Вот и банка с краской рядом. Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать, наш заборчик не узнать. (Упражнение “Маляр”)
Язычок наш закончил дело. Отдыхать он может смело.
Он с лошадкой погуляет. (Упражнение “Лошадка”)
И грибов насобирает. (Упражнение “Грибочек”)
Солнце скрылось за горой. Язычок пошел домой. (Упражнение “Горка”)
Дверь он запер на замок. Лёг в кроватку и умолк.
- Ребята, сегодня вам предстоит увлекательное весенние путешествие на станцию «Умников
и умниц» вместе с умным сказочным героем Николая Носова «Знайкой» (вешается картинка
ЗНАЙКА)
- Для этого нам нужно как следует подготовиться к этому путешествию. И в конце
путешествия нас ждет вознаграждение.
- Ребята, вы готовы? (ответы детей).
- Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? (ответы детей)
- Молодцы!
Игра «С мячом», дети называют признаки весеннего дня (Весенний день какой? Солнце
светит ярче; день становится длиннее, а ночь короче; днем температура плюсовая; тает
снег; бегут ручьи; небо светло голубое; плывут облака; птицы прилетают с теплых краев).
Сейчас мы проложим дорогу от школы до станции «Умников и умниц».
- А на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете, когда разгадаете загадку:
По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке…(поезд)
- Молодцы, мы отправляемся на весёлом поезде! (вешается «ПОЕЗД»), а сейчас добавим его
запоздалые вагоны…(вешаются ВАГОНЫ)
Поезд тронулся. И вот, набирает поезд ход.
- Итак, наш состав готов к отправлению, осталось правильно разместить всех пассажиров по
своим вагонам, (перевернутые картинки: ДЖЕМ, СТРИЖ, КАК-ТУС, ЛАН-ДЫШ, ШО-КО-
ЛАД, СА-МО-ЛЕТ).
Дети выходят к доске по очереди, и выбранные картинки садят в вагоны, в 1й вагон с одним
слогом, во 2й с двумя и в 3й с тремя.
- Молодцы, ребята! Справились!
II. Объявление темы.
- Послушайте внимательно и скажите, все ли правильно я говорю:
Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.
- Ребята, а что вы смеетесь, я, что то сказала не правильно, я где-то ошиблась? Так исправьте
меня скорей!!! (дети исправляют)
- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия (ответы детей)
(вешаются картинки БУКВ Д, Т)
-Молодцы, все правильно!
Работа с карточками (называю слова на звук Д-Т, дети поднимают соответствующую
карточку) Слова: СЛЕД (ы), КИТ (ы), ЗАГАДКА (загадок), КРОТ (ы), КНУТ (ы), ХВАТКА
(хватать), СКИДКА (скидок), КОМПОТ (компотов), НАХОДКА (находок). (Похвалить
детей)
Физминутка:
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до 5ти считаем,
Открываем, поморгаем и работать продолжаем.
III. Основная часть занятия
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Мы прибыли с вами на станцию «Звуковая».
Скажите, о каком звуке сказано из нашей сегодняшней темы?
Языком, передним краем,
В дёсны верхние ударим.
Звук короткий, звук взрывной,
Звук без голоса, глухой.
(Дети произносят звук [Т], дают ему характеристику, твердость-мягкость, доказывают
глухость различными приемами контроля: пальцы - на голосовых связках, уши закрыты
ладонями, символы - наушники) вешается НАУШНИК.
Языком в десну ударим,
Звонкий голос мы добавим.
(Аналогично: работа со звуком [Д])
Сходство: оба звука согласные,
Различие: звонкость, глухость. (Вешается КОЛОКОЛЬЧИК)
Чистоговорки на «Д» и «Т»
- Сейчас мы с вами разучим чистоговорки на слоги «ДА» и «ТА». Если я вам покажу символ
«Колокольчик» вы все вместе скажите «ДА-ДА-ДА», а если «Наушник», скажите хором
«ТА-ТА-ТА». Задание понятно?
та, та, та - горячая плита
да, да, да - в баке вода
Да-да-да,- не ходи, Вадим, туда!
Та-та-та - у нас дома чистота.
Да-да-да -ой! Холодная вода!
Та-та-та – поймай кота
Да-да-да – в огороде лебеда
Та-та-та - просто красота!
- Молодцы!
Игра «Узнай звук» (в начале, в середине, в конце)
- Вернемся к нашим пассажирам. И определим место звука, где находятся звонкий или
глухой согласный, (у детей на столах индивидуальное поле и фишка для нахождения места
звука в слове).
Джем (в начале), стриж (в середине), кактус (в средине), ландыш (в середине), шоколад (в
конце), самолет (в конце).
- Итак, мы на станции «Грамотейкино»
Игра «Один – много» (мяч)
Поиграем в игру «Один – много»
- Измените, слово так, чтобы не было сомнений в правильном написании буквы.
Слова: ГОД (ы), ПЛОТ (ы), ЗАГАДКА (ок), ВЕТКА (ок), ЯГОДКА (ы), СЛЕД (ы), СОСЕД
(и), УТКА (ок), НОТКА (ы), БОРОДКА (ы), МОНЕТКА (ы).
Пальчиковая гимнастика (Я мячом круги катаю)
Я мячом круги катаю, Взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немного, как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
- Ребята мы остановились на заключительной станции «Умников и Умниц». - Знайка
предлагает нам выполнить последнее задание. Готовы?
- Я вам раздам карточки, нужно составить из предложенных слов предложения. Ребята,
работаем в парах.
У, дом, в, деревне, дедушки – У дедушки дом в деревне.
Около, красивый, деревни, пруд – Около деревни красивый пруд.
Летом, Тема, был, дедушки, у – Летом Тема был у дедушки.
- Прочитайте, что у вас получилось.
IV. Итог.
– Ребята наше путешествие заканчивается. Расскажите «Знайке» о своем настроении, что вам
больше запомнилось в путешествии, какие задания понравились больше? (ответы детей).
- Я довольна вашими ответами! А сейчас закройте глаза и послушайте слова, которые вам
хочет сказать Знайка: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своем настроении. Я
рад, что вы справились со всеми заданиями, поэтому вы заслужили медали «Умников» и
«Умниц».
(Гости вручают детям медали).
- Но, а я в свою очередь хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными,
чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания, ребята!