Автор: Дуева Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: село Уральское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по роману Э.Веркина "Облачный полк" (из курса "Родная русская литература" 8 класс)
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
г. Чайковский
«Настоящее лицо войны»
(урок по роману Э.Веркина «Облачный полк»
из курса «Родная русская литература» 8 класс)
Выполнил: учитель русского языка и литературы
Дуева Ольга Витальевна
2021 г.
Цель: воспитание чувства патриотизма средствами художественного слова (на материале
романа Э.Веркина «Облачный полк»)
Задачи:
1. Обучение композиционному, образному, языковому анализу художественного текста;
2. Развитие интереса к литературе Великой Отечественной войны;
3. Обучение работе в группах;
4. Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Место урока в системе уроков по литературе
Предмет: Родная русская литература
Класс: 8
Раздел: «Русский характер – русская душа»: «Не до ордена - была бы Родина…»
Подраздел: Дети и война
Урок: Э.Веркин «Облачный полк» (главы из романа)
Предварительная подготовка к уроку:
1. Всему классу прочитать главы из романа Э.Веркина «Облачный полк» (в учебнике
«Родная русская литература» 8 класс).
2. Трое ребят готовят презентации по книгам о Великой Отечественной войне: «Сын
полка» В.Катаев, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкин, «Иван» В.Богомолов.
План выступления:
1. Рассказать о сюжете книги.
2. Рассказать об экранизации этой книги с демонстрацией отдельных кадров из фильма.
3. Просмотр эпизода фильма.
Время выступления – 5 минут.
Ход урока
1. Слово учителя.
Великая Отечественная война – дна из самых трагических страниц истории нашей
страны. В этот период трудно пришлось не только взрослым, но и детям.
«Дети и война» - особая тема в русской литературе. Ребёнок всегда был символом
будущего, символом жизни. И вдруг он берёт автомат и начинает уничтожать врагов
Родины, тех, кто убил его родных, тех, кто лишил его дома. Именно поэтому темы
сиротства, бездомья тесно связаны в произведениях о детях на войне.
2. Выступления учащихся.
Представление презентаций.
Рассказы детей о книгах Великой Отечественной войны и их экранизациях.
3. Слово учителя о романе Э Веркина «Облачный полк»
Сегодня мы познакомимся с ещё одной книгой о Великой Отечественной войне, где
главными героями являются дети. Это роман Э Веркина «Облачный полк».
В книге рассказывается о партизанском отряде, в котором много ребятишек-сирот.
Димку, например, опекает Саныч (Леня Голиков). Димке 17 лет. Он герой-пионер.
Однажды Димка с Санычем попадают в дом художника Чистякова. Тот пишет картину,
где в облаках вечно живут воины- защитники всех веков.
Отряд партизан успешно подрывает немецкий поезд, но потом вынужден поплатиться за
это жизнями солдат. Погибают все, кроме Димки.
Теперь Димка стал взрослым и рассказывает о своей юности правнуку Вовке.
4. Работа с учебником «Родная русская литература» 8 класс
Прочитать второй абзац на стр.120 из раздела «Из первых уст»
- Как сам автор отвечает на вопрос, зачем он написал этот роман?
5. Беседа по первичному прочтению глав
- Что вы поняли из прочитанного?
- Какие моменты, эпизоды оставили впечатление?
- Над чем заставили задуматься?
Особенность книги Э.Веркина в том, что рассказ о войне становится страшнее от того,
что преподнесён через призму обыденного. Перед нами не блестящие герои, а обычные
люди, способные испытывать страх, слабость, желание жить. Это уже потом, спустя
некоторое время, их действия начинают расцениваться как проявление героизма. А тогда,
на поле боя, они просто действовали как подсказывала им совесть.
6. Работа в группах. Анализ глав романа
1 группа. Анализ 4 главы романа «Облачный полк» Э.Веркина.
Эта глава построена на антитезах: созидание и разруха, солнце и тьма, жизнь и смерть,
мечта и реальность. Найдите подтверждение этому, приведя конкретные примеры из
текста. Сделайте вывод, что приносит с собой война?
После выступления учащиеся делают вывод: война приносит с собой смерть, боль,
разруху.
2 группа. Анализ 9 главы романа «Облачный полк» Э.Веркина.
Партизаны совершили подвиг: взорвали немецкий эшелон с танками. Но эта картина
предстаёт перед нами глазами подростка, который не чувствует себя героем. Найдите
примеры картин, где героика снижена и всё происходящее принимает обыденный,
будничный характер. Сделайте вывод, каково настоящее лицо войны?
После выступления учащиеся делают вывод: Настоящее лицо войны не парадная
героическая картина, а низкие убийства, жестокость, страх, грязь, холод.
3 группа. Анализ 10 главы романа «Облачный полк» Э.Веркина.
Что вы узнали из писем советских ребят о жизни мирного населения на оккупированной
территории? Как вы поняли смысл последних двух предложений текста («Чем дальше
война, тем толще шкура, о неё уже можно спички тушить, и зажигать тоже можно.
Лишь чёрное семечко, поселившееся где-то в лёгких, справа от сердца, там, где душа,
это семечко выпустит ещё один корешок, и станет больше, и крепче врастёт в мясо,
так что выдрать его будет уже никак нельзя»)? Сделайте вывод, кто помимо воинов
гибнет на войне?
После выступления учащиеся делают вывод: на войне гибнутне только солдаты, но и
мирные жители: женщины, дети, старики.
4 группа. Анализ 13 главы романа «Облачный полк» Э.Веркина.
Какими словами передаёт герой свои ощущения от ранения в живот? От понимания
невозможности спастись всем? Сделайте вывод, что значит для человека потеря близких
людей?
После выступления учащиеся делают вывод: видеть собственную смерть и смерть
близких людей – значит испытывать ужасную душевную боль.
Выводы каждой группы фиксируются на доске как итог работы над главами
романа.
7. Общий вывод по уроку.
Нельзя допустить повторения войны. Мир – главная человеческая ценность как
возможность жить, любить, учиться, трудиться, создавать новое, иметь дом и семью.
- Что каждый из вас взял для себя из книги Э.Веркина «Облачный полк»?
- Почему так назван роман?
8. Домашнее задание.
Книга «Облачный полк» Э.Веркина ещё не попала на экран.
Задание: напишите сценарий к одной из глав романа.