Напоминание

"Организация речевого уголка в группах ДОУ"


Автор: Гладкая Ксения Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ДС № 50
Населённый пункт: город Копейск Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Организация речевого уголка в группах ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация речевого уголка в группах

дошкольного образовательного учреждения»

Проблема развития речи особенно остро стоит в настоящее время.

Взрослые должны

приложить

немало

усилий,

чтобы

речь

ребенка

развивалась

правильно

и

своевременно.

В

современном

дошкольном

образовании

речь

рассматривается

как

одна

из

основ

воспитания

и

обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в

школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи и речевое

общение осуществляется во всех видах детской деятельности, в разных формах. Развивающая среда и

общение являются факторами, определяющими речевое развитие.

Главная

суть

речевого

развития

детей

заключается

в

тесной

взаимосвязи

и

взаимодополняемости четырёх компонентов:

1. Центральное место занимает речь воспитателя.

Своей

речью

педагог

учит

ребенка

родному

языку,

общаясь

на

протяжении

всего

дня.

Речь

воспитателя

основной

источник

речевого

развития

детей

в

детском

саду,

и

он

должен

в

совершенстве

владеть

теми

речевыми

навыками,

которые

передает

детям

(звукопроизношение,

артикуляция, формирование лексических и грамматических навыков и т. д) .

2. Систематические занятия по развитию речи.

3. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка,

которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть

кратковременными и более длительными (10-15 минут) ; могут быть спланированы заранее, а могут

возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.

4. Создание педагогами определенных условий – специального места, обособленного от игровых зон,

где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.

Одно

из

важных

условий

воспитательно-образовательной

работы

в

ДОУ

правильная

организация

предметно-развивающей

среды.

Предметно

развивающая

среда

-

есть

комфортная,

уютная

обстановка,

рационально

организованная,

насыщенная

разнообразными

сенсорными

раздражителями и игровыми материалами.

Речевые

уголки

способствуют

содержательному

общению

детей

с

взрослыми

и

сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой

деятельности и речевого общения.

Критерии оснащения при подборе дидактического материала:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка» речевого уголка) .

Содержание должно определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,

физиологическими

и

психолого-педагогическими

особенностями

формирования

речи.

Материал,

содержащийся

в

речевом

уголке,

имеет

многофункциональный

характер.

Игры

должны

быть

подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи. Игровой и

дидактический

материал

заменяется

или

пополняется

в

уголке

ежемесячно.

Необходимо

разнообразить

деятельность

детей

в

речевом

уголке.

Дидактическое

оснащение

должно

удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. В то же

время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это затрудняет выбор. Комплектование

игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи. Она

регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми задачами. А помогает

им в этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Создавая

развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и

эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике речевого

уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к

самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в

уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

2. Комплект зеркал (с ручкой) .

3. Картотека дыхательных упражнений.

4. Картотека пальчиковых игр.

5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) .

6. Предметы для поддувания.

7. Дидактические игры на обогащение словаря.

8. Дидактические игры на развитие ГСР.

9. Дидактические игры на развитие СР.

10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам.

11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР.

12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия.

13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.)

14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов речевого уголка:

• дыхание – голубой;

• ЗКР – оранжевый;

• лексика – жёлтый;

• грамматика – синий;

• СР – красный;

• мелкая моторика – чёрный.

Работу по развитию обогащению словарного запаса детей включать в любую форму физкультурно-

оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития

дошкольников.

Всякая

двигательная

активность

не

будет

наиболее

интересна

для

ребенка

без

использования

в

утренней

гимнастики,

на

занятиях

физкультурой,

в

подвижных

играх,

в

самостоятельной двигательной деятельности; при выполнении закаливания считалок; словесных игр;

без подвижной игры со стихотворным текстом. Особенно тесно связано со становлением речи

развитие

тонких

движений

пальцев

рук.

Движения

рук,

в

частности

упражнения

для

пальцев

являются

хорошим

стимулом

не

только

для

своевременного

(на

2-

ом

году

жизни

ребенка)

возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность увеличивает

запас слов, способствует осмысленному их использованию. По мнению известного философа Канта,

“рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг”. Поэтому уровень речевого развития ребенка

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки

человека. Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми упражнения для

развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую гимнастику. Особый интерес для педагогов

составляют двигательно-речевые средства. Они часто используются на занятиях при динамической

паузе,

при

автоматизации

звуков,

при

развитии

умений

координировать

движения

с

речью.

Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног,

и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Детям

необходимо

выполнять

как

традиционные

дыхательные

упражнения

на

тренировку

верхнегрудного, нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику. Особенно

эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с упражнениями на мячах, используя

их вибрационные свойства расслабления, а также используя музыку и пение. Если захочет взрослый,

то захочет и ребенок. Главное, вооружить воспитателей простыми и эффективными средствами для

организации речевых уголков, которые таят в себе огромный резерв творческого развития ребенка.

В заключение хочется напомнить, что одним из главных условий качества коррекционно-

речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание

помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях

затруднений.

Памятка воспитателям

при организации речевого уголка в группе

Дидактический материал в речевом уголке:

материал

по

развитию

артикуляционной

моторики (предметные

картинки-опоры;

артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук;

артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)

пособия

для

развития

дыхания

(разноцветные

шарики;

султанчики;

бумажные

снежинки;

вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)

пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки,

трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)

материал

по

звукоподражанию

(шумовые

инструменты;

звуковые

коробочки;

детские

музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики,

погремушки;

предметные,

сюжетные

картинки

для

высказывания

звуков

и

их

автоматизации;

звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные

пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по

слоговой структуре слова)

игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные

картинки;

различные

виды

театров;

альбомы

на

каждый

звук;

логопедические

альбомы

для

автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики

звуков; схема слова)

игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)

игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки,

стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)

материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики

«Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:

Дидактическое

оснащение

должно

соответствовать

структуре

речевых

нарушений

детей,

их

индивидуальным и возрастным особенностям.

Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.

Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление

к самостоятельной деятельности.

Игровой материал должен быть доступным для ребенка.

Не следует перегружать уголок оборудованием.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – "одушевленный персонаж”,

который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности,

стеснительность,

достижение

эмоциональной

устойчивости,

саморегуляции,

вызывать

у

детей

речевой интерес, побуждать к речевой активности.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные картинки.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

б) предметами домашнего обихода;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-

горький, большой-маленький т.д.);

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные, настольные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

Средняя группа

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные, настольные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями

предметов;

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением

размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой

-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает,

моет, гладит т.д.). ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов,

одна кукла – много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е

груши, 5 груш).

9. Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая, подготовительная группы

1. Картинки по лексическим темам.

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике;

д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные, настольные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.

7. Картинки:

а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр,

плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными

частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального

назначения

(подъемный

кран,

экскаватор,

трактор,

панелевоз,

снегоуборочная

машина),

электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными

признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный,

прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается,

гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во

множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши,

5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)

8. Зеркало или индивидуальные зеркала.



В раздел образования