Автор: Игошина Лариса Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 167
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: рекомендации для родителей
Тема: "Играем вместе с детьми"
Раздел: дошкольное образование
Игры и занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях в
период самоизоляции
Игры для развития навыков классифицирования
Группируем по признакам
Разложите перед ребенком карточки с изображениями разных предметов, которые
можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например, апельсин,
морковь, помидор, мяч, яблоко, цыпленок, солнце:
Апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания;
Апельсин, яблоко — фрукты;
Морковь, помидор - овощи;
Апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые;
Апельсин, морковь — оранжевые;
Солнце, цыпленок — желтые и т.п.
Вспомни быстрее
Предложите ребенку быстро вспомнить и назвать: три предмета круглой формы, три
деревянных предмета, четыре домашних животных и т.п.
Остановка «Белая»
Сделайте поезд из нескольких картонных коробок. Загрузите «вагоны» картинками с
изображениями предметов определенных категорий. В каждом вагоне — предметы одной
группы. Например, первый вагон везет картинки с изображениями тарелки, ложки,
кастрюли, блюдца и т.п. Поезд отправляется в путешествие по квартире. Периодически
объявляются остановки: «Остановка «Посудная». Задача ребенка — найти и разгрузить
вагон с картинками, на которых изображена посуда. В названиях остановок может
скрываться цвет предмета, материал или размер, например, «Остановка «Пластмассовая»
или «Остановка «Большие мячи».
Все, что летает
Подберите несколько картинок с различными предметами. Предложите ребенку
отбирать их по названному вами признаку. Например, все круглое или все теплое, или все
одушевленное, что умеет летать и т.п.
Из чего сделано
Вы называете какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно
из него сделать. Например: «дерево». «Из него можно сделать бумагу, доски, мебель,
игрушки, посуду, карандаши».
Что бывает...
Предложите ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
Что бывает большим? — Дом, машина, радость, страх и т.п.
Что бывает узким? — Тропа, лента, лицо, улица и т.п.
Что бывает низким (высоким)?
Что бывает красным (белым, желтым)?
Что бывает длинным (коротким)?
Плавает или летает
Подберите карточки с изображением плавающих и летающих объектов: птицы, рыбы,
насекомые, транспорт, игрушки (бумеранг, мяч). Предложите ребенку разделить карточки
по группам: предметы, которые летают, и предметы, которые плавают. Некоторые
объекты могут быть определены и в ту и в другую группу (водоплавающие птицы,
гидросамолеты). Попросите ребенка объяснить, почему?
Игры на развитие памяти и внимания у детей
Что в мешке?
Положите в мешочек несколько предметов, сделанных из разных материалов и
отличающихся формой. Предложите ребенку засунуть руки в мешочек и опознать
предмет, который ему попался. При этом следует комментировать свои действия: «Я
держу в руках что-то небольшое, гладкое, твердое, легкое, резиновое. Это — мяч».
Угадай по запаху
Попросите ребенка закрыть глаза. Подносите к его лицу предметы с ярко выраженным
запахом (чеснок духи, кофе, апельсин и т.п.). Задача малыша состоит в том, чтобы угадать
и назвать предмет, запах которого он ощущает.
Посмотри и запомни
В течение нескольких секунд показывайте ребенку сюжетную картинку. Уберите
изображение. Задавайте малышу вопросы об увиденном на рисунке. Обращайте внимание
на детали, помогая ребенку уточняющими вопросами (сколько птичек сидело на дереве,
какого цвета занавеска на окне и т.п.) Поменяйтесь ролями, предложив ребёнку придумать
и задать вам вопросы по картинке.
Разложи правильно
Для игры вам потребуется два одинаковых набора картинок. В каждом наборе должно
быть не менее пяти изображений. Разложите картинки из своего набора в определенном
порядке. Малыш рассматривает получившийся ряд в течение 10 секунд, после чего вы
закрываете изображения. Задача ребенка — разложить свои картинки в том же порядке,
держа образец в памяти. Усложняя задание, увеличивайте количество карточек.
Лес, море
Для игры вам потребуется мяч. Вы бросаете его ребенку и называете какую-либо
область обитания животных (лес, пустыня, море и т.п.). Возвращая мяч, малыш должен
назвать животное данной местности.
Буква под запретом
Вы задаете ребенку простые вопросы, а он должен построить ответы таким образом,
чтобы в словах не было определенной буквы. О том, какую букву нельзя произносить,
договариваются перед игрой. Чтобы правильно ответить на вопрос, не нарушая правила
игры, ребенок должен проявить немалую смекалку. Например, запрещено произносить
букву О. Вы спрашиваете: «Когда с деревьев падают листья?». Возможный вариант
ответа: «Перед наступлением зимы». Первые игры следует проводить в медленном темпе,
давать ребенку время на обдумывание, подбор слов. В дальнейшем ускоряйте ход игры,
подключайте других участников.
Игра способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания.
Будь внимателен!
Разложите на столе несколько карточек с изображениями различных предметов.
Называя один из предметов, вы хлопаете рукой по столу возле карточки с изображением
объекта.
Ребенок должен повторять ваши действия,
но при этом быть очень
внимательным, потому что иногда называя один предмет, вы хлопаете по столу возле
карточки с другим изображением.
Хлоп! Попался!
Вы выставляете руки ладонями вверх, ребенок покрывает их своими ладонями.
Рассказывая веселый стишок и отвлекая внимание малыша, вы периодически пытаетесь
быстро вытащить свою руку из-под руки крохи и хлопнуть его по внешней стороне другой
руки. Задача малыша — вовремя отдернуть свою руку.
Раскрась правильно
Напишите крупным шрифтом буквы и цифры, чередуя их друг с другом. Предложите
ребенку обвести все буквы красным карандашом, а все цифры — синим. Усложняя
задание, попросите все гласные буквы обвести красным карандашом, все согласные -
синим, цифры — зеленым.
Выбери игрушку
Поставьте перед ребенком несколько игрушек. Предложите ему выбрать загаданную
вами игрушку, выслушав короткую сказку. Сочините короткую историю, главным
персонажем которой является задуманная игрушка. При этом в сказке должны
упоминаться признаки, свойственные этому предмету или, если игрушка олицетворенная
(кукла, зайчик), лицу. Например: «жил-был один предмет. Жил он вместе с братьями-
близнецами. Это была очень дружная семья. Вместе они могли превратиться во что
угодно — в домик или мостик, в башню или крепость. А ёще могли научить ребенка
читать, считать или складывать картинки. Наш герой, как раз, и был частью такой
картинки. Отгадай, что это?» (кубик из набора).
Я покажу, а ты отгадай
Выберите несколько игрушек. Предложите ребенку поочередно изображать какие-
либо действия, по которым можно узнать одну из игрушек. Например, вы загадали
медвежонка. Пройдите по комнате, имитируя косолапую походку медведя, порычите,
покажите, как зверь спит и сосет лапу.
Найди дерево
Подберите картинку с замаскированными деревьями. Попросите ребенка найти березу,
дуб, сосну. Предложите малышу комментировать свои действия.
Мячик вверх, мячик вниз
Мяч в руках ребенка. Вы просите малыша внимательно слушать и повторять ваши
команды: «Вверх!» — мяч подбрасывается вверх, «Вниз!» — ребенок хлопает мячом о
пол, «Вперед!» — малыш кидает мяч вам. Усложняйте задание: после нескольких
повторов одной команды внезапно для ребенка меняйте ее. В дальнейшем вводите новые,
усложненные команды, например: «Вверх, хлопок!», то есть, подбросить мяч вверх и
хлопнуть в ладоши и т.п.
В игре развиваются навыки аудирования, развивается внимание, слуховое восприятие.
Игры, обучающие чтению детей
Узнай букву
Вырежьте буквы из бархатной бумаги. Предложите ребенку угадывать буквы, проводя
по ним пальцами. Глаза должны быть закрыты. Игру можно проводить в форме
соревнования, ощупывая буквы поочередно. За каждую узнанную букву дается фишка. В
конце игры фишки подсчитываются и объявляется победитель.
Пройди по букве
Из толстых веревок выложите на полу крупную букву. Предложите ребенку пройти по
веревке с закрытыми глазами и угадать, какую букву вы выложили.
Напиши то, что услышал
Прочитайте ребенку стихотворение и предложите написать буквы, о которых идет
речь:
Азбука
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г ударилась немножко
И рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю перекладинку свою!
Очутившись на полу, поломала хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло —
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло —
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась —
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
С. Михалков
Найди пару
Для игры вам потребуется 12 парных карточек с написанными на них крупным
шрифтом буквами. Разложите карточки картинкой вниз. Переверните одну карточку,
рассмотрите букву, на ней изображенную, верните в первоначальное положение.
Поочередно рассматривая все карточки, ищите парные буквы. То есть, ребенок должен
вспомнить, где лежит карточка с такой же картинкой и показать на нее. Постепенно
увеличивайте количество пар.
Попробуй, прочти
Вырежьте из картона буквы. Предложите ребенку называть каждую выложенную вами
букву. Сложность заключается в том, что все буквы выкладываются вверх ногами. После
того, как ребенок освоит это упражнение, попросите прочесть слово, выложенное таким
образом. Обращайте внимание на то, что подобные слова выкладываются справа налево.
Поет? Не поет?
Приготовьте чистый лист бумаги, синий и красный карандаши. Предложите ребенку
поиграть: вы называете звук, а малыш определяет, можно ли его пропеть. Звук, который
тянется, то есть гласная буква обозначается красным карандашом, а согласная (не поется)
— синим. Напишите короткое слово, попросите ребенка определить, какие буквы в этом
слове должны быть синими, а какие — красными.
Слоги без записи
Предложите ребенку поиграть в буквы: вы — согласная буква, а он — гласная.
Согласная буква называет себя и бросает гласной мяч. Гласная возвращает мяч,
проговаривая получившийся слог. Пример: малыш в роли буквы А. Вы говорите: «М», —
бросаете мяч. Ребенок, возвращая мяч, произносит: «МА». «Р» — «РА», «С» — «СА» и
т.д. Затем гласная буква меняется: «М» — «МО», «Р» — «РО», «С» — «СО» и т.д.
Игра способствует развитию фонематического слуха, внимания.
Что ты слышишь?
Подготовьте карточки с буквами. Предложите ребенку выкладывать буквы в
соответствии с произносимыми вами звуками: «А-а-а, уа, аои и т.п.». Если задание
вызывает затруднения, делайте паузы перед произнесением каждого звука.
Выложи картинки
Подготовьте картинки с изображениями разных предметов. Предложите ребенку
выбрать предметы, начинающиеся на одну букву (бабочка, белка, барсук, башня). Затем
подберите предметы с одинаковым звуком в конце слова (бегемот, самолет, робот, крот).
Попросите малыша проговорить слова, делая акцент сначала на первом звуке, потом — на
последнем.
По первым буквам
Покажите ребенку картинку с изображениями двух предметов и попросите составить
слог из первых звуков слов. При этом учитывайте, что одно из слов должно начинаться с
гласной буквы. Например, картинки с изображениями банана и арбуза. Ребенок должен
вычленить первые звуки: Б и А и составить слог БА. Предложите малышу вспомнить
слова, начинающиеся с этого слога. Затем поменяйте слова местами, продемонстрировав
составление слога АБ, придумайте слова, начинающиеся с этого слога.
Сравни слово
Предложите ребенку поиграть в сравнение слов: вы называете слово, а малыш должен
определить, какое из них:
— длиннее (дерево — деревце; карандаш — карандашик; трава — травинка и т.п.);
— короче (уши — ушки; лапы — лапки; день — год);
— больше (кот — кит; мышка — мишка; дом — лом и т.п.);
— меньше (кошка — ложка; удочка — уточка).
Игры для развития творческих способностей детей
Осенний лес
Соберите листья от разных деревьев, дома очистите их от грязи, поместите между
газетными листами и придавите прессом. Через несколько дней листья можно
использовать для составления гербариев и других поделок. Предложите ребенку создать
лес дома. Для этого вам потребуется большой лист ватмана и клей. На листе нарисуйте
стволы деревьев. Попросите малыша «опознать» каждое дерево, объясняя свой выбор.
После этого сформируйте кроны деревьев, приклеивая собранные листья. Чтобы
завершить картину осеннего леса, поселите в нем небольших зверушек — мышку, ежа.
Изобразите солнце, облака, грибы, осенние ягоды. Чтобы картина не потеряла форму,
подержите ее несколько часов под прессом.
Рябиновые бусы
Соберите ягоды красной и черноплодной рябины. Предложите ребенку сделать из них
бусы в подарок бабушке. Но бусы должны быть не простые, а волшебные. Поэтому
сделать их надо по волшебному рисунку. Заранее приготовьте схему готовых бус с
нанизанными
в определенном
порядке
красными
и черными
бусинами-ягодами.
Попросите малыша нанизывать ягоды в точном соответствии с рисунком. Сделанные
таким образом бусы защитят бабушку от всех болезней.
Гравировка восковыми мелками
Вам потребуется: лист плотной белой бумаги, цветные восковые мелки, острый
предмет (скрепка, шило, зубочистка и др.), бумажная салфетка.
Бумагу расчертите на небольшие участки. Тщательно закрасьте их цветными
восковыми мелками. Сверху затушуйте все черным мелком. Покажите ребенку, как на
черном фоне можно создавать цветные изображения, процарапывая их острым предметом.
При процарапывании определенного участка листка, проявится соответствующий цвет.
Так можно прорисовывать контуры различных предметов, или создавать сюжетные
картины. Черный мелок можно заменить любым другим, важно, чтобы он полностью
затушевал нижний слой. Закончив работу, отполируйте рисунок бумажной салфеткой.
Аппликация из пряжи
Вам потребуются: пряжа разного цвета, плотный лист бумаги, клей, ножницы.
На бумаге очертите контур выбранного вами объекта, например, цыпленка.
Предложите ребенку выбрать пряжу нужного цвета (желтого). Намажьте клеем
обведенную территорию и, отрезая, наклеивайте на нее небольшие части пряжи. Зеленую
пряжу можно наклеить в виде травы. Попросите малыша придумать темы для других
аппликаций из пряжи (домик, дерево, цветочек и т.д.).
Какие бывают картины
Познакомьте ребенка с такими направлениями в живописи, как пейзаж, портрет,
натюрморт.
Сделайте
подборку
репродукций
каждой
из
перечисленных
групп.
Внимательно рассмотрите их, обращая внимание малыша на построение композиции,
предметы, изображенные на картине. Не забывайте называть имя и фамилию художника.
Изучая то или иное произведение, воспользуйтесь отрывками «Песни о картинах» Г.
Гладкова: Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, —
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Попросите ребенка среди репродукций найти пейзажи, поинтересуйтесь, чем
обоснован выбор. Предложите создать собственный пейзаж — нарисовать то, о чем
рассказывается в стихотворении.
Таким же образом изучайте натюрморты:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Сможет ли ребенок самостоятельно нарисовать натюрморт? Предложите сделать
рисунок или аппликацию с натуры: красиво разложите фрукты или овощи в вазе или в
тарелке, совместно с ребенком выберите бумагу или карандаши нужного цвета,
обговорите, что следует рисовать сначала, что — потом.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, —
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, —
Обязательно картина
Называется портрет.
Рассмотрите портреты людей, сделанные знаменитыми художниками, фиксируйте
внимание ребенка на том, как автор передал настроение человека, его особенности.
Попробуйте сделать портрет кого-нибудь из близких. Из работ малыша можно устроить
домашнюю галерею.
Игры дли формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей
Непослушный зайка
В пластиковый пакет положите надутый воздушный шарик. В гости к малышу пришел
Зайка. Он рассказывает, что по дороге нашел большой пакет, наверное, в нем масса
интересных вещей. Гость предлагает малышу заглянуть в пакет. Прервите разговорчивого
Зайку и поинтересуйтесь у ребенка: можно ли брать и заглядывать в пакеты, найденные на
улице? Непослушный Зайка, между тем, все-таки залез в пакет: шарик лопается, Зайка
плачет. При этом учитывайте эмоциональную готовность ребенка к подобным эффектам.
Если ваш малыш легко возбудимый и впечатлительный, то достаточно будет устного
рассказа о том, что может случиться при подобных действиях. Зайка раскаивается и
вспоминает несколько случаев «из жизни»: знакомый медвежонок схватил на остановке
сумку с красивой игрушкой, в результате, он лечит в больнице обожженные лапки и т.п.
Обговорите с малышом, что надо делать в подобных ситуациях (отойти на безопасное
расстояние, позвать взрослых, позвонить в милицию).
Запрещено!
В гости к ребенку опять пришел Зайка. Он рассказывает, что очень торопился к вам и
даже не пошел с незнакомым «дядей» смотреть красивых рыбок, но думает, что успеет это
сделать, выйдя из гостей. Поругайте бестолкового зайчика и объясните ему, что с
незнакомыми людьми ходить никогда и никуда нельзя, а если они настаивают на этом,
надо громко кричать «Помогите!». Вспомните сказку «Красная Шапочка», знает ли ваш
гость, что случилось с девочкой? Предложите ребенку составить для Зайки список
запретных действий, чтобы с легкомысленным малышом не случилось ничего плохого.
Выслушивайте версии ребенка и предлагайте свои:
— не разговаривать на улице с незнакомыми людьми;
— не брать от них угощение, игрушки и другие предметы;
— не садиться в лифт с незнакомцами;
— не подбирать пустые бутылки, банки, не трогать сумки или пакеты;
— не подходить к оголенным проводам;
— не гулять на стройке и т.п.
Знаешь ли ты?
Пригласите
друзей
малыша
и
организуйте
викторину
с
вопросами
о
пожаробезопасности. Заранее подготовьте все необходимое: карточки с вопросами,
фишки, плакаты с соответствующей тематикой. Игру можно организовать по принципу
передачи «Что? Где? Когда?», разложив вопросы по кругу и поместив в центре стола
волчок со стрелкой. Дети поочередно крутят волчок и берут карточку, на которую укажет
стрелка. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Неверный ответ чреват
потерей одной фишки. В конце игры подсчитываются очки и вручается символический
приз, например, вырезанная из картона медаль «Юный пожарник».
Список примерных вопросов для викторины:
- Представители какой профессии борются с огнем?
Пожарные
- Какой номер телефона предназначен для вызова пожарной команды? Почему?
01 самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер можно набрать
даже в темноте на ощупь.
- Почему пожарная машина красная ?
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому
необходимо уступить дорогу. Красный цвет — цвет огня.
- Какая форма одежды у пожарных?
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голова защищена
каской, на руках — рукавицы, на ногах — сапоги. Кроме того, для работы в огне и дыму
пожарным необходим аппарат для дыхания.
- В каких литературных произведениях упоминается о пожаре?
С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; К. Чуковский
«Путаница», Л. Толстой «Пожарные собаки».
- Чем опасны пожары?
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при
пожаре могут погибнуть люди.
- Опасен ли пожар чем-нибудь еще, кроме огня? (2 балла)
Кроме огня при пожаре опасен дым и угарный газ. В задымленной комнате трудно
найти выход, пожарные могут не увидеть пострадавших. Дымом и угарным газом можно
задохнуться.
- Чем можно потушить начинающийся пожар? (1 балл)
Возгорание можно тушить огнетушителем, водой песком, одеялом.
- Что может стать причиной пожара? (1 балл)
Игра
со
спичками,
зажигалкой,
пиротехника,
оставленные
без
присмотра
электроприборы, включенные в сеть, утечка бытового газа.
- Как следует вызывать пожарных? (2 балла)
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя, очаг возгорания.
- Что делать, если в квартире много дыма? (2 балла)
Следует смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, продвигаться к
выходу ползком.
- Что делать, если нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)
Смочить водой свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя бежать вниз,
если живешь на верхних этажах.
- Можно ли во время пожара пользоваться лифтом? (2 балла)
Нет, в нем собирается дым, можно задохнуться. Кроме того, при пожаре он может
отключиться.
Грибники
Подготовьте карточки с изображением грибов: ядовитых и съедобных. Вместе с
ребенком рассмотрите их. Обращайте внимание малыша на внешние особенности
ядовитых грибов — яркая или неестественная окраска и т.п. Расскажите, что может
произойти, если их съесть. Разложите карточки с грибами на полу или на столе,
предложите ребенку отправиться за грибами и собрать все съедобные грибы.
Кукла потерялась
Создайте игровую ситуацию: вы «гуляете» по улице и встречаете куклу, которая
потеряла свою маму. Девочка бежит в неизвестном направлении и громко плачет.
Остановите куклу, поинтересуйтесь, где именно она отстала от мамы, куда они
направлялись, помнит ли малышка свое имя, фамилию, имя мамы, папы, домашний адрес,
телефон. Предложите кукле вернуться туда, где они были с мамой и ждать ее, стоя на
одном месте. И вот появляется испуганная кукла-мама и радуется встрече с дочкой.
Поговорите с ребенком о том, что надо делать в такой ситуации (стоять на том месте, где
потерялся, обратиться к милиционеру). Знает ли ваш малыш свой домашний адрес,
телефон, адрес бабушки?
Первая помощь
К ребенку приходит плачущий медвежонок: он упал с дерева и поранил лапку. Что
делать? Предложите малышу выбрать все необходимое для оказания первой помощи.
Разложите перед ним карточки с изображением бинта, ваты, зеленки, таблеток, шприца,
градусника и попросите выбрать то, что нужно медвежонку (зеленка, бинт). Пусть
ребенок поиграет во врача «Скорой помощи» и забинтует лапу пострадавшему. А можно
ли вылечить ссадину, если под рукой нет бинта? Расскажите о свойствах некоторых
растений останавливать кровь, прочитайте стихотворение:
Подорожник
По дороге там и тут подорожники растут.
Подорожник-горемыка весь истоптан, посмотри-ка.
Низко стелется у ног, пожалей его, дружок.
Сам страдалец, он не прочь и чужой беде помочь.
Может верно послужить, если кто поранится.
Стоит листик приложить — ранка и затянется.
А. Деружинский
Игры для развития речи у детей 5-6 лет
Я речка, а ты рыбка
Один из игроков отождествляет себя с каким-либо предметом или явлением, задача
другого участника игры - продолжить ассоциативный ряд. Например: «Я — дом». «А я —
дверь». «Я — замок», «А я — ключ и т.п.». Проигрывает тот, кто не может продолжить
ряд.
Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.
Я целое, а ты - часть
Вы называете предмет, а ребенок — одно из его составляющих. Например: «Я -
солнце», — «А я — лучик». «Я — дождь», — «А я — капля» и т.д. В дальнейшем можно
немного изменить игру, вы говорите: «Я — колесо», — ребенок должен назвать предмет,
частью которого является колесо: «А я — велосипед». «Я — пальчик», — «А я — рука» и
т.п.
Где спрятался звук
Разложите перед ребенком несколько картинок с изображениями одиночных
предметов. Расскажите, что на одном из этих рисунков спрятался звук, который нужно
найти. Предложите малышу показать картинку, где спрятался, например, звук А (на одном
из рисунков может быть изображен арбуз). Проговорив слово, выясните, в какой его части
спрятался звук — начало, середина, конец. Попросите ребенка придумать такое слово, где
звук А прячется в середине и т.п.
Ну, пожалуйста!
Устройте соревнование: кто быстрее доберется до выбранного объекта (дерево — на
улице, противоположная стена - дома). Ограничивающим передвижение условием
является то, что каждый шаг можно делать только после того, как сказано вежливое слово,
словосочетание или предложение: пожалуйста, на здоровье, будьте добры и т.п.
День рождения куклы
У куклы Юли — День рождения, она пригласила много гостей. Все знают, что на День
рождения надо идти с подарками. Приглашенные выбирают подарки для куклы и
отправляются в гости. Каждый гость, вручая подарок,
подробно рассказывает, для чего предназначен этот предмет, что с ним можно делать,
почему выбран именно этот подарок. Озвучивать гостей вы можете поочередно.
Помогайте малышу составить подробный рассказ о подарке его героя, следите за
правильностью речи ребенка, побуждайте его употреблять различные эпитеты, сравнения.
«Юля, поздравляю тебя с Днем Рождения! Я дарю тебе зеленый фломастер, ты же
любишь рисовать. Посмотри, какой яркий цвет, этим фломастером можно нарисовать
листья на дереве, траву на поляне, кузнечика и многое другое». От имени куклы
поблагодарите всех друзей за подарки и пригласите на чаепитие.
Превращение слов
«Пришел как-то большой дом к волшебнику и попросил, чтобы тот превратил его в
маленький. Волшебник предложил сломать дом и построить из остатков дом поменьше.
Но дом не захотел, чтобы его ломали. Думал-думал волшебник и придумал. Он подарил
дому две буквы, которые сделали его маленьким. Как ты думаешь, какие это были
буквы?». Расскажите ребенку эту сказку и вместе с ним «додумайтесь»: чтобы дом
уменьшился, надо прибавить к его названию суффикс -ик. Дом — домик. Попробуйте
«уменьшать» другие предметы. Предложите малышу с помощью букв увеличить что-
либо: дом — домище, хвост — хвостище и т.п.
Ассоциации
Назовите
любое
слово
и
предложите
ребенку
придумать
другие
слова,
ассоциирующиеся с первым по тому или иному признаку, например: лягушка
— болото (место обитания);
— мошки (способ питания);
— квакушка (издаваемые звуки);
— кузнечик (цвет, способ передвижения, одноименная детская песня);
— подушка (рифмование);
— утки (по сюжету сказки «Лягушка-путешественница») и т.п.
Подбери рифму
Прочитайте ребенку стихотворение Д. Хармса «Очень- очень вкусный пирог», делая
паузы перед тем, как произнести последнее слово и побуждая малыша подобрать его
самостоятельно.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе ...(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ... (пирог).
Пирог, ножи и вилки туг —
Но что-то гости ... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек ... (проглотил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту ... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек ... (не нашли).
Вместе со стихами известных детских поэтов включайте в игру простые двустишия
или четверостишия собственного сочинения.
Назови мои действия
Предложите ребенку понаблюдать за вашими действиями и затем перечислить их по
памяти, например: «Ты включила свет, села на диван и взяла книгу». «Папа взял отвертку,
нашел колесо и починил мою машинку».
Услышь неверное слово
Вы произносите несколько раз какое-либо слово, неожиданно для ребенка, вставляете
другое слово, похожее на первое. Задача малыша — услышать и назвать вставленное
слово. Например:
— Роса, роса, роса, роса, коса, роса, роса, роса, роза, роса, роса.
Рассмотрите слова, отличающиеся от выбранного вами. Попросите ребенка объяснить,
в чем состоит отличие, подчеркните буквы, меняющие слово. Предложите ребенку
придумать ряд таких слов.
Раздели на слоги
Договоритесь, что вы будете произносить слово, а ребенок — делить его на части,
хлопая в ладоши. Следите, чтобы количество хлопков соответствовало числу слогов в
слове. Если ребенок ошибается, произносите слова ритмично, выделяя каждый слог.
Начните с двусложных слов, далее подбирайте слова с большим количеством частей.
Если…, то…
Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Предложите продолжить
ваши высказывания. Следствие:
Если в воду добавить сахар, то...
Если в комнату принести снег, то...
Если съесть много мороженого, то... и т.п.
Причина:
Девочка идет в школу, потому что...
Мальчик заболел ангиной, потому что...
Дождь пошел, потому что... и т.п.
Чем было? Чем станет?
Поочередно задавайте друг другу вопросы, называя какой-либо, ответы на которые
должны пояснять, чем был предмет в прошлом:
Кем был цыпленок? — Яйцом.
Чем была тетрадь? — Деревом.
Кем была корова? — Теленком и т.п.
Второй вариант игры — что чем станет?
Кем станет девочка? — Девушкой, женщиной.
Чем станет снег? — Водой.
Кем станет поросенок? — Свиньей и т.п.
Что? Кто?
Обсудите с ребенком тему «одушевленное - неодушевленное». Расскажите ему, что
все живые предметы определяются вопросом «Кто?», а неживые — «Что?». Предложите
поиграть в игру: вы задаете вопросы, а малыш, подумав, на них отвечает:
Кто плавает? Что плавает?
Кто вырос? Что выросло?
Кто большой? Что большое?
Кто рисует? Что рисуют? И т.п.
Найди общее
Предложите ребенку найти общее между двумя не связанными между собой
предметами, например, стул и велосипед: и то и другое сделано человеком, оба имеют
сиденье, на них можно сесть верхом, оба состоят из нескольких скрепленных между собой
деталей и т.д. Игру можно проводить в форме соревнования: поочередно перечисляйте
общие признаки предметов, за каждое верное высказывание выдается фишка. В конце
игры фишки под- считываются. Обладатель большего их количества становится
победителем.
Желаем Вам успехов и радости в общении с
вашим ребенком!!!