Напоминание

Общение, как средство взаимодействия и коммуникации


Автор: Вингольц Лилия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ С(К)НШ № 60
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Общение, как средство взаимодействия и коммуникации
Раздел: начальное образование





Назад




«Общение»

Новосибирск 2021

Содержание:

Введение

1.

Общая характеристика общения

1.1.

Структура общения

1.2.

Средства общения

1.3.

Виды общения

2.

Педагогическое общение

2.1. Стили отношения учителя к ученикам

2.2. Этапы и стадии педагогического взаимодействия и коммуникаций.

Список литературы

Введение

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся

специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не

случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно

начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все

чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все

большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на

практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих

проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы

регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы

узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение

определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и

ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и

наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова

наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на

личности партнера, а в каких - на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться

нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида

общения существуют свои приемы и методы.

1.

Общая характеристика общения

Существование множества различных определений понятия «общения» связано с

различными взглядами ученых на эту проблему.

В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как

«сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между

людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и

взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

А.А.

Бодалев

предлагает

рассматривать

общение

как

«взаимодействие

людей,

содержанием

которого

является

обмен информацией

с

помощью

различных

средств

коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный

феномен, субъект которого следует рассматривать не изолировано. Точка зрения А.А.

Леонтьева на «общение как вид деятельности» поддерживают и другие авторы, например В.Н.

Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт,

проявляющийся

в

обмене

информацией,

взаимовлиянии,

взаимопереживании,

взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов

(Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с

философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход

основывается на том, что именно общественная концепция

обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры

общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе

общение определяется как специфическая форма

деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации

других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у

личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

передача информации;

восприятие друг друга;

взаимооценка партнерами друг друга;

взаимовлияние партнеров;

взаимодействие партнеров;

управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их

шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального,

группового и общественного взаимодействия)

информационная (обмен информацией между людьми)

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и

передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)

синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)

самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического

контекста)

трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)

социального контроля (регламентации поведения и деятельности)

социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с

принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных

функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить

диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции

.

1.1.

Структура общения

Понятие «общение» является сложным, следовательно необходимо обозначить его

структуру.

В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют

обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

сигналы непосредственно от другого человека;

сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

информация об итогах деятельности;

информация от внутреннего опыта;

информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники

информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать «хорошую» информацию от «плохой».

Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется «налицо

и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением,

которая содержит в себе способы защиты от действия речи».

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание.

Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не

слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не

только в уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто

заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические

барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:

прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с

основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

прием “завлечения” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно,

неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы

привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в

общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего

партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения

является

интерактивная,

которая

заключается

в

организации

взаимодействия

между

индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие

позиций относительно друг друга.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс

восприятия

друг

друга

партнерами

по

общению

и

установления

на

этой

почве

взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление.

Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым

схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с

человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно.

А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем.

Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка

происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название —

фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам

внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его

более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или

недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности.

Следующая схема связана с так называемым фактором «отношения к нам». Те люди,

которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются

эффектом ореола.

Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее

позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого

следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные

исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно

определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В

реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В

постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание

партнера. Известно, что способности адекватного восприятия других индивидов у разных

людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть

молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его

жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных

состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт —

нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.)

Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия. Она основана на умении

поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в

своём поведении.

1.2.

С

РЕДСТВА

ОБЩЕНИЯ

Главным средством общения является язык.

«Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения». Знаком

является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое

вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их

организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого

человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются

таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе

попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека.

Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания

друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а

знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с

другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга.

К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение

это

бессознательная

подверженность

определенным

психическим

состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния

(например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека

на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от

возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет

внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого

человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

1.3.

В

ИДЫ

ОБЩЕНИЯ

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять

собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п.,

набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к

собеседнику).

Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или

мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает

— отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не

скрывают этого.

Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и

содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его

социальной роли.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но

интересы дела являются более значимыми.

Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ

собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает

интересы и убеждения партнера.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя

разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей

личности собеседника.

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что

думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как

точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет

характера коммуникаций.

2.

Педагогическое общение.

Педагогическое общение - средство формирования отношений между учителем и

учащимся, их обучения и воспитания. Поэтому стоит различать стиль педагогического

общения, стиль отношений между учителем и учащимися, стиль руководства учителя. Хотя, и

это стоит отметить, обращение к анализу стилей отношения учителя к ученикам и стилей

руководства учителя коллективом учащихся позволяет лучше понять особенности стилей

педагогического общения.

В общении выделяют несколько этапов. В развернутом виде их можно представить

следующим образом: установление контакта; ориентация в ситуации; раскрытие темы,

обсуждение вопроса, проблемы; подведение итогов, вывод, принятие решения; выход из

контакта. В реальном общении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной,

подробной. Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во

многом эффективность профессионального общения.

2.1.

Стили отношения учителя к ученикам

Пять стилей отношения учителя к ученикам выделили Н.А. Березовин и Я. Л.

Коломинский.

Они

называют

активно-положительный,

ситуативный

(неустойчивый),

пассивно-

положительный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный стиль. Нужно сказать о

важности такого подхода, который позволяет проследить влияние стилей на оценку учителем

социально-психологической ситуации в детском коллективе и на саму ситуацию, на оценку

школьниками учителя и взаимоотношений с ними учащихся и т.д.

Остановимся на некоторых характеристиках типов отношений, выделенных названными

авторами.

Активно-положительный стиль характеризуется тем, что у учителя в отношении к

детям преобладает эмоционально-положительная

направленность, выраженная в манере

поведения, речи и др. Такой учитель дает наиболее высокую оценку положительных качеств

учащихся. Он убежден, что у каждого из них есть определенные достоинства, которые при

соответствующих усилиях можно раскрыть и развивать. В индивидуальных характеристиках

своих учеников он отмечает положительный рост и качественные сдвиги.

При ситуативном стиле отношения учителю свойственна эмоциональная нестабильность,

выраженная в зависимости от конкретных ситуаций, отражающихся на его поведении. Он

может быть вспыльчивым, непоследовательным; для него характерно чередование дружелюбия

и враждебности по отношению к учащимся. Учитель с этим типом отношений не имеет

твердых объективных взглядов на личность, ученика и возможность его развития. Оценки им

учащихся противоречивы или неопределенны.

Для учителя с пассивно-положительным стилем характерна общая положительная

направленность в отношении к ученикам. Однако ему присуща определенная замкнутость и

педантизм. С учащимися он разговаривает преимущественно официальным тоном.

Активно-отрицательный стиль отношения учителя со школьниками характеризуется

ярко выраженной эмоционально-негативной направленностью, которая проявляется в резкости,

раздражительности. Такой учитель дает низкую оценку своим ученикам, делает акцент на их

недостатках. Похвала, как метод воспитания, для них несвойственна, при любой неудаче

ребенка он возмущается, наказывает, часто делает замечания.

При пассивно-отрицательном стиле отношения учитель не столь явно проявляет

негативное отношение к детям. Такой учитель чаще бывает эмоционально вялым, безучастным,

отчужденным в общении с ними Возмущения поведением он, как правило, явно не проявляет,

но равнодушен к успехам и неудачам детей.

Для учащихся чрезвычайно важна оценка педагогом результатов их учебы. Однако

следует помнить, что, оценивая знания, учитель по существу одновременно оценивает и

личность

ребенка,

его

возможности,

место

среди

одноклассников.

Именно

так

и

воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценку учителя, они сами ранжируют себя и

своих товарищей, как отличников, среди слабых, активных, пассивных, старательных,

нестарательных и др.

Таким образом, особенности межличностного взаимодействия учителя с классом

оказывают сильное влияние и на оценку школьниками учителя, и на характер взаимоотношений

с ним, и на эмоционально-мотивационную сферу детей, и на проявление их творческой

активности в процессе обучения.

При

всем

разнообразии

подходов

к

определению

и

характеристике

стилей

педагогического общения можно сказать, что все они разворачиваются вокруг схемы,

предложенной Куртом Левиным. Некоторые из них, такие как классификации В.А. Кан-Калика,

Н.А. Березовина и Я.Л. Коломинского более конкретны и полнее отражают особенности

педагогического взаимодействия учителя и учащегося. Надо принимать во внимание и тот

факт, что педагогическое общение не однозначно отношениям учителя и ученика, оно также не

сводится только к руководству учителем учебным процессом и коллективом учащихся.

2.2.

Этапы и стадии педагогического взаимодействия и

коммуникации

.

Исследуя педагогическое общение, В.А. Кан-Калик выделил следующие стадии:

- ориентирование в условиях общения.

На этой стадии происходит сложный процесс прилаживания общего стиля общения к

сегодняшним условиям общения (урока, мероприятия и т.д.);

- привлечение учителем к себе внимания со стороны учащихся.

Существует несколько вариантов организации этой стадии общения (речевой, пауза,

двигательно-знаковый,

совмещенный).

Чаще

всего

используется

смешанный

вариант

привлечения внимания - вербальное обращение учителя к учащемуся, пауза, развешивание

таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.д. Правильно выбранный способ привлечения

внимания перед началом общения может оказать активное, мобилизующее воздействие на

класс, нередко более действенное, чем повышение голоса или окрик.

- поисковый этап педагогической коммуникации состоят в том, что педагог, как бы

«зондирует», зрительно ощупывает класс, внутренне подготавливая учеников к предстоящему

общению, к восприятию нового материала. Успешная реализация учебной деятельности

возможна только при условии точного и адекватного взаимопонимания.

- стадия вербального общения, на которой происходит изложение учебного материала

учителем, передача своих видений объекту - это эпицентр процесса педагогического общения,

его педагогическая сердцевина. На этой стадии большое значение имеют выразительная, яркая

речь, точность и одновременно действенность определений, способность учителя вызвать

образное видение излагаемого материала. Здесь большую роль играет образное мышление

учителя, его педагогическое воображение, личное отношение педагога к тому, о чем идет речь.

Представленная

периодизация

процесса

педагогического

общения

далека

от

совершенства.

Весьма проблематично выделять вербальное общение, которое сопровождает весь учебно-

педагогический процесс, в самостоятельную стадию педобщения. Тем не менее, в схеме

предложенной Кан-Каликом, можно найти много ценного и полезного. Представляют интерес

его высказывания о том, что общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только

одной

функцией-информацией.

Необходимо

использовать

весь

многофункциональный

«регулятор» общения, т.е. реализовывать задачи и обмен информацией для организации

взаимоотношений и познания личности, оказания педагогического воздействия.

Структурируя процесс педагогического общения, уместнее говорить о его этапах. По

мнению того же В.А. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова, педагогическое общение реализуется

через ряд этапов:

- Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, аудиторией в процессе

подготовки к непосредственной деятельности с детьми (прогностический этап).

- Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент изначального

взаимодействия с ними (начальный период общения).

- Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.

- Анализ осуществленной системы общения

и моделирование системы общения на

предстоящую деятельность.

На педагогическое общение существенное влияние оказывает идентичность учителя. Под

идентичностью (вообще) понимается тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-

либо с чем-нибудь. Учитель является идентичным, если он при всех самых различных

ситуациях и обстоятельствах остается самим собой.

Можно сказать, что для того, чтобы сделать общение воспитательно-эффективным,

педагогу необходимо обладать достаточно высокой психологической культурой, основные

положения которой можно попытаться свести к трем основным элементам: а) разбираться в

психологии ребенка и верно оценивать его индивидуальные качества; б) адекватно

эмоционально откликаться на поведенческие реакции ребенка и его актуальные психические

состояния; в) выбирать по отношению к каждому ребенку такой способ обращения с ним,

который бы наилучшим образом отвечал его индивидуальным особенностям.

Таким образом, реализующийся в общении воспитательный процесс можно рассматривать

на трех уровнях: на уровне социального познания, уровне эмоционального отношения и

поведенческом уровне.

Данная

трехкомпонентная

модель

общения

при

дальнейшем

развитии

помогает

определить

и

обозначить

психологические

условия,

облегчающие

или

затрудняющие

воспитательно-эффективный педагогический процесс.

Представленные типы общения - это гипотетически выделенные и условно обозначенные

общие понятия для характеристик общения различного уровня организации, различного

психологического содержания, различного воспитательного потенциала. Каждый из этих типов

интегрирует в себе возможные соотношения параметров трех основных компонентов

функциональной структуры общения. Вероятность проявления и дееспособность каждого из

них в реальных условиях взаимодействия личностей будет, по-видимому, различной в

зависимости от характера и специфических условий общения, особенностей конкретных видов

совместной

деятельности

частности,

педагогической),

а

также

индивидуально-

психологических и мотивационных характеристик общающихся между собой людей.

Высшим уровнем по данной классификации является «диалогический» тип общения,

который оптимален с точки зрения организации и обладает максимальным развивающим,

воспитывающим, творческим потенциалом.

Первым и основным «внутренним» условием такого общения являются взаимоотношения

между людьми, условно обозначенные нами как «личностные», являющиеся центральным

компонентом в данной структуре общения.

Такой вид отношений характеризует, прежде всего, отношения равноправных субъектов,

равноценных партнеров по общению, они основываются на априорном безусловном принятии

друг друга как ценностей самих по себе и предполагают ориентацию на индивидуальную

неповторимость каждого из субъектов.

Эти отношения представляют собой тот оптимальный психологический фон организации

контактов, к которому должны стремиться люди и которые, при адекватной внешней

репрезентации,

приводят

к

подлинному

взаимораскрытию,

взаимопроникновению,

личностному взаимообогащению общающихся на этом уровне людей.

Кроме того, «личностные» отношения в полной мере соответствуют нормообразующим

принципам морали; поэтому и общей целью всего воспитательного процесса в целом,

осуществляемого на современном этапе развития общества, в этой связи должно стать

формирование у людей прежде всего именно данных свойств личности.

В этой связи, первым и основным условием воспитательно-эффективного взаимодействия

педагога и ребенка является наличие доверия и положительного отношения между ними,

основанного на взаимном уважении и эмоциональном контакте. Без этого условия трудно

рассчитывать на успех всего воспитательного процесса в целом, поскольку при безразличных,

ролевых (инструментализированных) или отрицательных взаимоотношениях психологическая

эффективность даже самых изощренных воспитательных воздействий будет минимальна.

Все искусство эффективного психологического воздействия вообще и воспитательного в

частности состоит в том, чтобы создать у другого человека такое психическое состояние, чтобы

он (безразлично, сознательно или неосознанно) был внутренне готов или хотел принять это

воздействие. Для этого же необходимо доверие к источнику информации, которое в

максимальной степени обеспечивается «личностным» отношением и «диалогическим»,

«доверительным» типами общения.

Принимая предложенную Г.А.Ковалевым типологию общения, необходимо при этом

заметить, что она носит обобщенный психологизированный характер и в ней недостаточно

отражен этический аспект названных типов общения. Надо всегда помнить, что в общении,

особенно педагогическом, психологическая и этическая стороны неразрывно связаны между

собой.

Воспитательная функция педагогического общения значительно усиливается обращением

к этическим ценностям (доброте, справедливости, совести, вежливости, честности и т.д.).

Список литературы

:

1.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. -

363 с

2.

Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.:

ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 412

3.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2000.

- 355 с.

4.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. -

СПб.: Питер, 2009 - 576 с.

5.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л,

2006. - 352 с.

6.

Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2000. - С.178-179.

7.

Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - №4. -

С. 157-159.

8.

Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги»,

2000. - 164 с.



В раздел образования