Автор: Антонова Татьяна Алексеевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: разработка локального акта
Тема: Положение о наставничестве
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4»
(МБДОУ д/с № 4)
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
протокол от 18.02.2021 г. № 3
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МБДОУ д/с № 4
______________Т.А.Антонова
Приказ № 73-д от 19.02.2021 г.
ПРИНЯТО:
с учётом мнения ППО МБДОУ д/с № 4
протокол от 12.02.2021 г. № 70
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении «Детский сад № 4»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
положение
разработано
в
муниципальном
бюджетном
дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад № 4» (далее по тексту - Учреждение) в соответствии с
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и
определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в Учреждении, права и
обязанности наставников и стажеров.
1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:
Наставничество – форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или менее
опытных работников Учреждения в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками,
приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре организации.
Наставник – более опытный работник Учреждения, принимающий на себя функции по
обучению новых или менее опытных работников.
Стажер – новый работник или менее опытный работник Учреждения, прикрепляемый к
наставнику.
Начинающий педагог - педагог, не имеющий трудовой стаж педагогической деятельности в
ДОО или имеющий трудовой стаж не более 3 лет.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в Учреждении на основе
единой системы передачи опыта и воспитания, оказание помощи начинающим педагогам в их
профессиональном становлении, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов
для скорейшего достижения стажерами необходимых результатов, снижение текучести кадров и
мотивирования новых работников к достижению целей Учреждения.
2.2. Основные задачи наставничества:
− оказать помощь стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с
современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;
- привить начинающему педагогу интерес к педагогической деятельности;
− обучить стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, развить
его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране
труда;
− содействовать достижению стажером высокого качества труда, воспитать у него чувство личной
ответственности за результаты своей деятельности;
− способствовать вхождению стажера в трудовой коллектив, освоению им корпоративной
культуры, Правил внутреннего трудового распорядка Учреждения.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего Учреждения. Приказ о
закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения вновь
поступившего
работника
на
должность
с
указанием
срока
наставничества.
Наставник
прикрепляется к стажеру на срок не менее 1 (одного) года.
3.2. Отбор кандидатур наставников осуществляется по следующим критериям:
− высокий уровень профессиональной подготовки;
− наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
− развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
− способность и готовность делиться профессиональным опытом;
− стаж профессиональной деятельности в Учреждении не менее пяти лет.
3.3. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете.
3.4.
Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого
наставника и стажера, за которым он будет закреплен.
3.5. За одним наставником закрепляется одновременно не более двух стажеров.
3.6. За успешную работу наставник отмечается заведующим Учреждения по действующей
системе поощрения и стимулирования.
3.7. Замена наставника производится приказом заведующего Учреждения в случаях:
- увольнения наставника;
- перевода на другую работу стажера или наставника;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- психологической несовместимости наставника и стажера.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
− требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью;
− принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить
предложения в профсоюзные органы, заведующему Учреждения о поощрении стажера,
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- по результатам предварительного анализа профессиональной деятельности стажера
корректировать
план
его
профессионального
становления;
по
результатам
контрольных
мероприятий разрабатывать с участием стажера и реализовывать дополнительные мероприятия,
направленные на адаптацию стажера;
-
с
согласия
заведующего
Учреждения,
старшего
воспитателя
подключать
для
дополнительного обучения начинающего педагога других сотрудников Учреждения.
4.2. Наставник обязан:
− ознакомить стажера с основами корпоративной культуры организации;
− изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе,
коллективу, увлечения, наклонности;
− оказать стажеру индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и
способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять
допущенные
ошибки;
проводить
необходимое
обучение;
контролировать
и
оценивать
самостоятельное выполнение стажером трудовых обязанностей;
- разрабатывать совместно со стажером план профессионального становления; давать
конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
− личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его
поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать
здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и
профессионального кругозора;
− информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности Учреждения;
− развить у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению
новой техники и современных технологий;
− способствовать развитию постоянного интереса к инновационному творчеству, внедрению
современных стандартов качества образования;
− с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать его
профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании
и развитии карьеры;
- подводить итоги профессиональной адаптации стажера,
составлять отчет по итогам
наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, характеристику на стажера.
4.3. Ответственность наставника:
− наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения
функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением;
5. Права и обязанности стажера
5.1. Стажер имеет право:
- участвовать в разработке плана профессионального становления, вносить предложения о
его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки;
- вносить на рассмотрение администрации Учреждения предложения по совершенствованию
работы, связанной с наставничеством;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.
- посещать внешние организации по вопросам, связанным с его профессиональной
деятельностью;
- повышать квалификацию удобным для себя способом;
-
защищать
свои
интересы
самостоятельно
или
через
представителя
в
случае
дисциплинарного
или
служебного
расследования,
связанного
с
нарушением
норм
профессиональной этики;
- требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев,
предусмотренных законом.
5.2. Стажер обязан:
− ознакомиться под подпись с выпиской из приказа о назначении наставника в течение трех
дней с момента издания приказа;
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности
работы Учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;
− выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и Правилами
внутреннего трудового распорядка;
- выполнять план профессионального развития в установленные сроки;
-
постоянно
работать
над
повышением
профессионального
мастерства,
овладевать
практическими навыками по занимаемой должности:
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- повышать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- 1 раз в квартал отчитываться о своей работе перед наставником и старшим воспитателем;
− проходить контрольные мероприятия согласно плана профессионального становления, в
том числе заполнять предложенные анкеты.
8. Руководство работой наставника
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на старшего
воспитателя и заведующего Учреждения.
8.2. Заведующий Учреждения обязан:
- представить стажера трудовому коллективу Учреждения, объявить приказ о закреплении за
ним наставника;
создать необходимые условия для совместной работы стажера с закрепленным за ним
наставником.
8.3. Непосредственную ответственность за работу наставников с начинающими педагогами
несет старший воспитатель Учреждения. Старший воспитатель обязан:
посещать НОД и совместную деятельность с детьми, проводимые педагогом-наставником и
начинающим педагогом;
организовать обучение педагогов-наставников передовым формам и методам индивиду-
альной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и
практическую помощь в составлении планов работы с начинающими педагогами;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества в
Учреждении.
9. Документы, регламентирующие наставничество
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее
Положение; приказ заведующего Учреждения об организации наставничества; планы работы
наставника; протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы
наставничества; методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.
9.2. По окончании срока наставничества наставник в течение 10 дней должен сдать старшему
воспитателю или заведующему отчет о проделанной работе с оценкой выполнения плана
профессионального становления стажера и отзывом с предложениями по дальнейшей работе
стажера.