Напоминание

Путешествие в Классицизм


Автор: Ольхова Любовь Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ им. Таривердиева
Населённый пункт: Гвардейск
Наименование материала: концерт-лекция
Тема: Путешествие в Классицизм
Раздел: дополнительное образование





Назад




Концерт-лекция «Путешествие в классицизм».

Здравствуйте, дорогие ребята. И сегодня мы отправимся с Вами в

необыкновенное путешествие во времени.

Ребята, а Вы любите путешествовать?

Я тоже люблю. Путешествия не только дают возможность обогатиться

новыми впечатлениями, но и позволяют по-новому взглянуть на себя, на тот

мир, в котором мы живем. А может быть, даже преобразить свой мир,

привнести в него нечто особое, неповторимое, т.е. путешествия помогают

нам творить себя и свой мир. И сейчас предлагаю отправиться в

увлекательное путешествие в эпоху классицизма, где мы познакомимся с

выдающимися деятелями искусства того времени и представителями венской

классической школы. слайд 1(1 щелчок)

- Когда-то давным-давно, в XVII веке, это время называется эпохой

Просвещения, во Франции появилось направление в искусстве под

названием классицизм, что означает «образцовый». Он проявился во всех

областях искусства. Образцами для творчества классиков стали произведения

античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония.

Классицизм в музыке отличался от классицизма других видов искусств.

Содержание музыкальных сочинений связано с миром чувств человека,

которые не поддаются жесткому контролю разума. Однако композиторы этой

эпохи создали очень стройную и логическую систему правил построения

произведения. Слайд 2 (3 щелчка)

В это время появились первые публичные концерты, а в главных городах

Европы образовываются музыкальные общества и оркестры.

Раньше главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек

находился внизу, в огромном пространстве и музыка помогала ему взглянуть

ввысь, и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в

аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на

городской площади. А звучание органа и хора сменилось звучанием

симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке

лёгкой, ритмичной и танцевальной. Слайд 3(3 щелчка)

Новый состав оркестра привел к появлению симфонии - важнейшего жанра

музыки. В это же время появляется струнный квартет, состоящий из двух

скрипок, альта и виолончели, появляется новый инструмент - фортепиано.

Наиболее важными из сольных произведений классического периода были

сонаты, они создавались для любого инструмента.

- Продолжим наше путешествие, и следующей страной, где мы остановимся,

будет Австрия. И здесь мы познакомимся с одним из ярких представителей

венской классической школы Францем Йозефом Гайдном. Слайд 4 (2

щелчка)

Й. Гайдн

Уже в пять лет маленький Йозеф обратил на себя внимание. Он обладал

прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Благодаря своим

выдающимся музыкальным способностям, мальчик попал сначала в

церковный хор, а затем в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св.

Стефана в Вене. Пение в хоре было единственной его школой. Но Йозеф был

понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он знал, чтобы стать хорошим

музыкантом, нужно много и упорно трудится.

- Когда у Гайдна стал ломаться голос, его уволили из капеллы, и для юноши

началась самостоятельная жизнь, полная невзгод и лишений, а главное -

непрерывного и упорного труда. Он стал давать уроки пения и музыки, играл

на скрипке на праздничных вечерах, по заказу сочинил несколько своих

первых произведений, изучал произведения прославленных композиторов.

Бродя днём и ночью по улицам Вены, слушал народные песни: австрийские,

венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому его

произведения пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем

весёлыми и жизнерадостными.В эту бродячую и почти нищую пору жизни

будущий великий композитор и дирижер обитал преимущественно на

чердаках, и нередко случалось, что ночевал прямо на скамейках в парках

Вены. Однако он не унывал.

- Если бы у меня был талант, меня бы признали сразу, - шутливо говаривал

впоследствии по этому поводу Гайдн. - Но я, видимо, был гениален, а гениев,

как известно, всегда поначалу не понимают, так уж в жизни заведено... Так

что приходилось терпеть до поры до времени... Такова уж у нас, у гениев,

участь.

Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» исполнит хор 1 кл.

Слайд 5 (1 щелчок) А сейчас мы побываем в имении князя Николая

Эстергази «Великолепного». Его роскошный дворец не уступал в своём

величии дворцу французских королей. Гордостью князя был обширный парк

с беседками и статуями, фонтанами и павильонами. Для занятий искусствами

были построены два театра и два концертных зала. Здесь протекала жизнь,

служба и творчество великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Как

капельмейстер он не только занимался с музыкантами и дирижировал

оркестром, в его обязанности входил надзор за внешним видом оркестрантов:

парики должны быть напудрены и расчёсаны, бельё чистым, а чулки сверкать

белизной. Гайдн должен следить за поведением музыкантов и улаживать

между ними конфликты и споры, кроме того – отвечать за сохранность нот и

инструментов. Так что он в одном лице – капельмейстер, капельдинер и

мировой судья. Слайд 6 (2 щелчка) Но Гайдн ещё, своего рода,

«музыкальный повар». Трапеза князя всегда сопровождалась музыкой, и в

обязанности Гайдна входил подбор специального репертуара, так сказать,

«музыкальных приправ» к каждому блюду. Среди всей этой массы дел есть

ещё одна незначительная обязанность – он ведь ещё и композитор. Но на

этот счёт Гайдн, с присущим ему чувством юмора говорил: «Теперь я, Слава

Богу, не отягощён мучительными раздумьями о том, что мне сочинять. Обо

всём этом думает за меня мой князь».

Тридцать лет служил Гайдн у венгерского князя Эстергази и тридцать лет он

оставался «крепостным слугой». Несмотря на то, что композитор уже

получил всеобщее признание, он должен был во всем подчиняться князю. Ни

Гайдн, ни музыканты капеллы не имели права покидать резиденцию князя,

пока он был там. А князь уезжать из резиденции не торопился. Музыканты

капеллы устали от жизни без отдыха, что вынудило их обратиться к Гайдну

за помощью.

И Гайдн нашел выход. В 1772 году к очередному празднеству он написал

новую симфонию. Гости об этом были предупреждены заранее, и теперь они

с нетерпением ждали начала концерта. Слайд 7

И вот зажжены свечи на пюпитрах, раскрыты ноты, приготовлены

инструменты… Симфония зазвучала… Вдруг… Один из валторнистов

отыграл такты своей партии, закрыл ноты, затем сложил свой инструмент,

потушил свечу на пюпитре… и ушел! Гайдн, будто не замечая, продолжил

дирижировать.

Флейтист сыграл свою партию и тоже закрыл ноты, потушил свечу и ушел.

Никто в оркестре не обращает внимания на то, что уже второй валторнист, а

за ним гобоист покидают сцену. Одна за другой гаснут свечи на пюпитрах,

друг за другом уходят музыканты…

Что же Гайдн? Неужели не слышит?

Замер последний звук. Погас последний огонек. И в беспросветно темном

зале остался лишь густой запах свечного нагара.

Гайдн победил. Князь понял намек и на следующее утро покинул свою

резиденцию, дав музыкантам возможность отдохнуть от служения.

Слайд 8 (1 щелчок) Как мы поняли, изредка Гайдну удавалось бывать в

Вене и видеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с

любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением

квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым

удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном.

Есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll

"Бритвенный". Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда

терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную

бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот

момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи

композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не

раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн

сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный

квартет получил такое необыкновенное название.

А сейчас мы прослушаем отрывок из сонаты Ре мажор Гайдна в

исполнении…

Слайд 9 (1 щелчок) Однажды, дирижируя в английской столице, Гайдн

обратил внимание на то, что, явившись на концерт, лондонские меломаны

имеют обыкновение, вместо того чтобы слушать музыку, засыпать, удобно

расположившись в своих креслах...

Испытывая вполне понятное раздражение и обиду, композитор принял свои

меры к тому, чтобы сладко посапывающим слушателям жизнь медом не

казалась... С этой целью он не поленился сочинить новую симфонию -

специально для лондонцев!

Эта симфония была построена таким образом: начиналась она плавно и тихо,

Гайдн как бы нарочно убаюкивал слушателей, но стоило публике начать

клевать носом, как раздавался могучий, подобный раскату грома, удар

большого барабана, от которого все, естественно, мгновенно просыпалась,

только что не подпрыгнув с перепугу в кресле!...

Некоторое время после этого проснувшиеся любители музыки внимательно

слушали оркестр, но потом опять начинали потихоньку и с удовольствием

засыпать, но не тут-то было: большой барабан был наготове!

Эта "противосонная" симфония Гайдна носит название "Симфония с ударами

литавр", или "Сюрприз"...

Есть еще очень интересная история, произошедшая с композитором в

Лондоне. Гайдн дирижировал своей симфонией. Любопытные лондонцы

покинули места и толпились возле сцены, чтобы вблизи посмотреть на

знаменитого человека. Внезапно с потолка в партер рухнула огромная и

довольно тяжелая люстра; со страшным грохотом она разлетелась на тысячи

осколков... По воле счастливого случая зрители, подошедшие к сцене, были

спасены.

Глубоко взволнованный случившимся Гайдн сказал оркестрантам:

- А все-таки музыка моя чего-то да стоит, коли она спасла жизнь по меньшей

мере сотне людей..."Чудо" - именно так стала именоваться эта симфония

композитора.

Гайдн. «Анданте». Исполняют Попов Костя и Еремина Валентина

Сергеевна

В. Моцарт

Слайд 10 (4 щелчка) Родился Моцарт 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его

отец, Леопольд Моцарт, который сам был прекрасным музыкантом и

педагогом, сразу увидел необыкновенную одаренность своего сына. Уже в

три года его невозможно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши,

он долго и внимательно вслушивался, бурно радовался, когда находил

понравившиеся ему созвучия. В четыре года он уже сочинял собственные

пьесы и вскоре стал блестящим клавесинистом, скрипачом и способным

певцом. (Слегка дрожащим тонким голоском он пел дуэтом со своим отцом и

очень сердился, когда тот фальшивил.) В 12 лет Моцарт сочинил свою

первую оперу и к тому времени уже стал прекрасным дирижером. Наверное,

забавно было наблюдать, как маленький мальчик со всей строгостью

руководил оркестром профессионалов в три или четыре раза старше его. Но

ему это удавалось, ибо все вокруг понимали, что он являет собой подлинное

чудо.

Все в нем просто души не чаяли, он обладал мягким нравом и живым,

веселым характером. Кроме того, Моцарт был хорош собой. Его лицо

отличалось аккуратными, правильными чертами и приятным, нежным

выражением. В довершение всего по особым случаям он надевал

изящнейшую одежду и роскошный завитой парик. Его нельзя было не

любить, и сам он с юных лет без конца влюблялся в прекрасных дам.

Однажды он без памяти увлекся Марией-Антуанеттой, будущей королевой

Франции, и сообщил ей, что собирается на ней жениться, чем ее немало

позабавил.

Моцарт «Колыбельная» исполняет…

Слайд 11 (2 щелчка) Но вернемся к Моцарту. Ребенок был настолько

гениален, что отец решил: мир должен услышать игру Вольфганга и его

сестры Анны-Марии (известной как Наннерль). Семья Моцартов

отправляется в первое большое турне по городам Европы. Концерты детей

проходили с триумфальным успехом. Обычно сначала Наннерль с блеском

исполняла трудные пьесы, а потом ее затмевал младший брат. Моцарт не

только исполнял столь же трудные сочинения – даже те, что видел впервые,

но и на основе предложенных публикой мелодий тут же сочинял большие

пьесы. Ему устраивали всевозможные экзамены. Например, закрывали

клавиатуру платком и просили играть сложные произведения. Вольфганг

исполнял сложные пассажи одним пальцем. Он мог определить высоту

любого звука, даже отвернувшись от инструмента. Некоторые даже думали,

что здесь не обошлось без колдовства. Известен случай, произошедший на

концерте в Неаполе, когда Моцарта заставили снять с пальца кольцо, якобы

обладавшее волшебной силой. Когда Моцарт сыграл без него, публика

буквально захлебнулась от восторга.

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное

сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура

этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но

Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он

хотел сделать подарок для своей сестры Наннель – преподнести ей ноты,

которые имеются только у Папы Римского… Узнав о «похищении», Папа

пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна,

наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры…

Рассказы о том, с какой скоростью Моцарт писал музыку, стали легендой.

Когда, к примеру, на улице к нему подходил нищий, а Моцарт не мог

отыскать свой бумажник, он просто брал лист бумаги, прочерчивал на нем

нотный стан и за пару минут сочинял менуэт. Затем он отдавал новую

композицию нищему и отсылал того к музыкальному издателю, который тут

же приобретал произведение.

«Приди, весна» исполняет дуэт гитаристов…

Слайд 12 (3 щелчка) В семь лет Вольфганг написал свою первую

симфонию, в двенадцать лет – первую оперу «Бастьен и Бастьена». В

Болонской академии существовало правило не принимать никого в члены

академии моложе двадцати шести лет. Но для вундеркинда Моцарта было

сделано исключение. Он стал академиком Болонской академии в

четырнадцать лет… Когда отец поздравлял его, он сказал: - Ну теперь,

дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто

погулять?

Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок.

Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с

нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии

записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с

разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются от

друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

Моцарт был еще тот шутник. Как-то раз к Моцарту обратился молодой

человек, желавший стать композитором. - Как написать симфонию? –

спросил он. - Но вы еще очень молоды для симфонии, ответил Моцарт, –

почему бы не начать с чего-нибудь попроще, например с баллады? - Но сами-

то вы сочинили симфонию, когда вам было девять лет… - Да, – согласился

Моцарт. – Но я ни у кого не спрашивал, как это сделать…

Один близкий приятель Моцарта был большим шутником. Решив разыграть

Моцарта, он послал ему огромный сверток, в котором не было ничего, кроме

оберточной бумаги и маленькой записки: «Дорогой Вольфганг! Я жив и

здоров!» Через несколько дней шутник получил огромный тяжелый ящик.

Открыв его, он обнаружил большой камень, на котором было написано:

«Дорогой друг! Когда я получил твою записку, этот камень свалился у меня с

сердца!»

Моцарт .Сонатина. Исполняют Чернобай Вика и Еемина Валентина

Сергеевна.

Бетховен

Слайд 13 (4 щелчка) С Веной тесно связано и творчество Бетховена.Он

часто играл здесь в аристократических салонах. Современников поражала не

только манера игры Бетховена, но и «всклокоченный» внешний вид и резкое

поведение. Бетховен не стеснялся нелестно говорить об императоре и мог

нагрубить слушателям, если те переговаривались во время концерта.С одним

из выступлений во дворце графа Фриса связан эпизод, упоминаемый

многими биографами: «Заметив, что некий молодой граф беседует с дамой,

Бетховен немедленно прекратил игру, воскликнув: «Для таких свиней я не

желаю играть!» Никакие извинения не помогли. Бетховен отказался играть».

Каждый раз, прежде чем сесть за стол и приступить к сочинению музыки,

Бетховен опускал голову в таз с ледяной водой. Этот прием настолько вошёл

у него в привычку, что композитор не мог отказаться от него до конца жизни.

Бетховен не мог умножать цифры, это ему просто не удавалось, как бы он ни

старался. Но удивительная вещь, он обожал варить себе кофе только из 64

зерен.

Бетховен. Сонатина Соль мажор. 1 ч. Исполняет Диков Аскольд.

Слайд 14 (1 щелчок) Однажды Бетховен был приглашен как исполнитель в

один весьма аристократический дом. Он исполнил там свои знаменитые

фортепианные трио.

Среди приглашенных находился и старый Йозеф Гайдн, который в разговоре

с Бетховеном отозвался о только что прослушанной музыке вежливо, но

весьма сдержанно. Он даже посоветовал Бетховену ни в коем случае не

издавать трио в таком виде, а серьезно переработать.

Ничуть не убежденный в необходимости этой переработки, Бетховен,

однако, попросил старика Гайдна откровенно высказаться, что же именно

ему не нравится.

-Хорошо, я скажу, - согласился тот.- В вашем творчестве есть вещи

прекрасные, и даже чудесные, господин Бетховен. Но очень часто музыка

ваша столь угрюма, мрачна и тревожна, что на душе делается скверно и

весьма неспокойно...

- Надо полагать, вы советуете мне изменить стиль? - усмехнулся Бетховен.

- О, нет, дорогой мой господин Бетховен, - живо отвечал старый Гайдн. - И

вы, и я - мы оба знаем, что изменить свой стиль невозможно. Ведь стиль

музыканта - это всегда он сам. Поэтому я советую вам попробовать

измениться самому...

Подумав, молодой композитор ответил:

- Может быть Бетховен и плох, но он все-таки Бетховен... А перестав быть

Бетховеном, не превращусь ли я в плохого Гайдна...

Но если говорить серьёзно о значении Бетховена – композитора и человека,

то стоит привести слова Ромена Роллана (великого французского писателя):

«Он – самая героическая сила в современном искусстве. Он самый большой,

самый лучший друг всех, кто страдает и кто борется… Какое несказанное

благо, окунуться в мир его музыки, в этот животворный океан воли и веры!»

Стифанив Даша исполнит Романс из 2й сонатины Бетховена.

Слайд 15 (2 щелчка) В нашем путешествии, ребята, вы узнали много нового

и интересного об эпохе классицизма и жизни и творчестве композиторов. Но,

к сожалению, наше путешествие закончилось и пора возвращаться назад, в

музыкальную школу. Я надеюсь, что вам было интересно. До новых встреч!



В раздел образования