Автор: Бабкина Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательная роль сказок.
Раздел: дошкольное образование
Сообщение из опыта работы " Познавательная роль сказок".
Подготовила
ст.
воспитатель
МДОУ
№42
«Чебурашка»
Бабкина
Татьяна
Александровна.
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной
педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто
не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на
них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве
только дети были слушателями бабушки – сказительницы в семье?
С неменьшим
удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да
и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей
сказке? Теперь мы
подробно разбираем
все свойства сказки, ее педагогические,
психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без
сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать
окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему
приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и
пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность
пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы
ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно – образовательной
работы с детьми.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий
выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно
доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для
друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить, в курс
образования и воспитания каждого ребенка.
Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое
значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С
этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в
корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции,
как известно, познание истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания
заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так
в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа
рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но
сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что
познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных
обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.
А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского быта. На
помощь приходят сказки. Ведь в сказках мы познаем о посеве репки, как из маленького
зернышка может вырасти такая большая репа, говорим детям, что весной на своем огороде мы
посадим репку и будем за ней ухаживать. Спрашиваем детей «А как мы будем ухаживать?»,т.е
такими вопросами мы активизируем мыслительную деятельность детей.
Сказка - свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала
русского языка, того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения.
Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем случае допустить
ухудшения изучения русского языка и русской культуры.
В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли
определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
В
Федеральные государственных требованиях указывается о необходимости приобщения детей
к непреходящим общечеловеческим ценностям. Для решения данной проблемы мы выбрали
работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно
вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького
ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в
воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором
ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами;
в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных
сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед
ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Как мы знакомим
детей со сказкой? В процессе организации детских видов деятельности были использованы
адекватные формы работы с детьми. Это конечно чтение. Читаем много и во второй половине
дня и в утренний отрезок времени, после чтения всегда беседуем, говорим о героях сказках,
даем им характеристику: добрый, злой, хитрая, умная, находчивый, и т.д. Также используем
такую форму работы как рассматривание иллюстраций. На сегодняшний день разные
издательства выпускают много детских книг. И одна и также сказка может быть
проиллюстрирована по-разному, нашим педагогам нравиться использовать в своей работе
книги издательства «Полиграф- проект» Дрофа плюс. Иллюстрации в этих книгах красочные,
колоритные, и в тоже время большой формат А3, в книгах этого издательства много и
развивающих заданий на развитие памяти , воображения, внимания. Даются задание на
выполнение продуктивной деятельности. Нельзя не сказать о книгах серии «Расскажи сказку»,
это нужные книги в работе воспитателя, воспитатель может одновременно рассказывать и
показывать сказку. А вот для самостоятельной деятельности детей можно использовать книги
со звуками или говорящие книжки, где ребенку надо только выбрать кнопку с соответствующей
сказкой и внимательно ее послушать. Показ настольного театра это еще одна форма работы с
детьми по ознакомлению со сказкой. В самом начале этой работы воспитатель сам рассказывает
и показывает сказку, в последующем сами дети могут воспроизводить сказку рассказывать и
показывать самостоятельно. Наши педагоги любят использовать еще такую форму совместной
работы как обыгрывание сказки. После чтения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в
цыпляток, деток курочки Рябы, помочь деду вытащить репку, взяв на себя роли: собачки,
кошки, мышки, внучки. Интересно проходил показ русской народной сказки «Теремок», в
гости к малышам пришли дети подготовительной группы и предложили посмотреть сказку в их
исполнении. Малыши были в восторге, им очень понравилось представление. В этой работе мы
решили сразу несколько задач: познакомили малышей со сказкой, старшие дети оказали заботу
и внимание малышам только, что пришедших в детский сад, показали, что в саду не так уж
плохо, а очень даже интересно. Многие малыши после этого стали приходить в детский сад без
слез.
В совместной работе с родителями говорили о необходимости домашнего чтения.
Беседовали об исследованиях А.М.Виноградовой, Н.Г. Минераловой. Ими установлено, что в
процессе общения при совместном чтении ребенка и взрослого, включаются особые
механизмы, отвечающие за личностный рост слушателя и рассказчика.
А как познакомить со сказкой в непосредственной образовательной деятельности?
Дети вместе с воспитателем лепили колобка, рисовали дорожку к теремку, собирали пирожки в
короб медведя, раскрашивали яичко, курочки Рябы.
В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки
закладываются
основы
нравственного
сознания
ребенка.
Происходит
воспитание
национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а
значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что
сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.