Напоминание

Познавательная роль сказок.


Автор: Бабкина Татьяна Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №42
Населённый пункт: Городской округ Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательная роль сказок.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы " Познавательная роль сказок".

Подготовила

ст.

воспитатель

МДОУ

№42

«Чебурашка»

Бабкина

Татьяна

Александровна.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной

педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто

не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на

них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве

только дети были слушателями бабушки – сказительницы в семье?

С неменьшим

удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да

и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей

сказке? Теперь мы

подробно разбираем

все свойства сказки, ее педагогические,

психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без

сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать

окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему

приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и

пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность

пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы

ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно – образовательной

работы с детьми.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий

выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно

доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для

друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить, в курс

образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое

значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С

этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в

корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции,

как известно, познание истины невозможно. Сказки в зависимости от темы и содержания

заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так

в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа

рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но

сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что

познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных

обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

А как донести до понимания детей – горожан особенности крестьянского быта. На

помощь приходят сказки. Ведь в сказках мы познаем о посеве репки, как из маленького

зернышка может вырасти такая большая репа, говорим детям, что весной на своем огороде мы

посадим репку и будем за ней ухаживать. Спрашиваем детей «А как мы будем ухаживать?»,т.е

такими вопросами мы активизируем мыслительную деятельность детей.

Сказка - свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала

русского языка, того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения.

Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем случае допустить

ухудшения изучения русского языка и русской культуры.

В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли

определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

В

Федеральные государственных требованиях указывается о необходимости приобщения детей

к непреходящим общечеловеческим ценностям. Для решения данной проблемы мы выбрали

работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно

вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького

ребенка; близка его мышлению, представлению. А.М. Виноградова отметила роль сказок в

воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором

ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами;

в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных

сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед

ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Как мы знакомим

детей со сказкой? В процессе организации детских видов деятельности были использованы

адекватные формы работы с детьми. Это конечно чтение. Читаем много и во второй половине

дня и в утренний отрезок времени, после чтения всегда беседуем, говорим о героях сказках,

даем им характеристику: добрый, злой, хитрая, умная, находчивый, и т.д. Также используем

такую форму работы как рассматривание иллюстраций. На сегодняшний день разные

издательства выпускают много детских книг. И одна и также сказка может быть

проиллюстрирована по-разному, нашим педагогам нравиться использовать в своей работе

книги издательства «Полиграф- проект» Дрофа плюс. Иллюстрации в этих книгах красочные,

колоритные, и в тоже время большой формат А3, в книгах этого издательства много и

развивающих заданий на развитие памяти , воображения, внимания. Даются задание на

выполнение продуктивной деятельности. Нельзя не сказать о книгах серии «Расскажи сказку»,

это нужные книги в работе воспитателя, воспитатель может одновременно рассказывать и

показывать сказку. А вот для самостоятельной деятельности детей можно использовать книги

со звуками или говорящие книжки, где ребенку надо только выбрать кнопку с соответствующей

сказкой и внимательно ее послушать. Показ настольного театра это еще одна форма работы с

детьми по ознакомлению со сказкой. В самом начале этой работы воспитатель сам рассказывает

и показывает сказку, в последующем сами дети могут воспроизводить сказку рассказывать и

показывать самостоятельно. Наши педагоги любят использовать еще такую форму совместной

работы как обыгрывание сказки. После чтения сказки воспитатель предлагает детям поиграть в

цыпляток, деток курочки Рябы, помочь деду вытащить репку, взяв на себя роли: собачки,

кошки, мышки, внучки. Интересно проходил показ русской народной сказки «Теремок», в

гости к малышам пришли дети подготовительной группы и предложили посмотреть сказку в их

исполнении. Малыши были в восторге, им очень понравилось представление. В этой работе мы

решили сразу несколько задач: познакомили малышей со сказкой, старшие дети оказали заботу

и внимание малышам только, что пришедших в детский сад, показали, что в саду не так уж

плохо, а очень даже интересно. Многие малыши после этого стали приходить в детский сад без

слез.

В совместной работе с родителями говорили о необходимости домашнего чтения.

Беседовали об исследованиях А.М.Виноградовой, Н.Г. Минераловой. Ими установлено, что в

процессе общения при совместном чтении ребенка и взрослого, включаются особые

механизмы, отвечающие за личностный рост слушателя и рассказчика.

А как познакомить со сказкой в непосредственной образовательной деятельности?

Дети вместе с воспитателем лепили колобка, рисовали дорожку к теремку, собирали пирожки в

короб медведя, раскрашивали яичко, курочки Рябы.

В своей работе мы хотим показать, как через восприятие народной сказки

закладываются

основы

нравственного

сознания

ребенка.

Происходит

воспитание

национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор, а

значит и через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что

сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.



В раздел образования