Автор: Соколова Татьяна Викторовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 30"
Населённый пункт: город Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития певческих навыков у детей старшего дошкольного
возраста.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития
певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного
развития дошкольника.
Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь.
Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества –
голосом. Важно только научиться правильно им владеть.
Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников,
наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного –
верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже
воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения
у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого
развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой апппарат. Правильная певческая
установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе
пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества,
коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной
стороне.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря
словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой
музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их
музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает
наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое
отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь
комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое
чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают
различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка,
т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной
деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни,
к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–
сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных
качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие
музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки
ее мелодии, аккомпанимента, постигает их выразительное значение, разбирается в
структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее
состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением
кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет
голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на
равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха,
улучшает детскую речь. Метлов Н.А. в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных
качествах детского голоса, о том, что ''голосовой аппарат очень хрупкий, нежный,
непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые
связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он
усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и
придаточные полости носа) и нижний грудной (полости трахеи и бронхов)… У детей
грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но
звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время
пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание''
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее
сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В
то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания
дошкольников.