Автор: Бабкина Лариса Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Малыш"
Населённый пункт: Липецкая область, Краснинский район, с.Красное
Наименование материала: статья.
Тема: Современные инновационные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении»
Использование инновационных технологий в образовательном процессе
ДОУ. Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ,
применение
педагогами
знаний,
умений,
навыков,
приобретенных
в
профессиональной деятельности.
Задачи:
внедрение
инновационных
технологий
для
повышения
профессиональной культуры педагогов; создание творческой атмосферы и
объединение усилий всего педагогического коллектива по построению
образовательного
процесса;
выработка
стремлений
у
педагогов
к
рационализации и эффективной организации инновационных технологий в
педагогической деятельности.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских
дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие
технологии –
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни. Основной их целью является создание условий для
формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об
умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также
формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для
поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные
праздники,
физкультминутки
между
занятиями,
утренняя
гимнастика,
гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая
гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но
и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Проектная деятельность- это целенаправленная деятельность с определенной
целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских,
практических задач по любому, направлению содержания образования. Знания,
которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным
достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об
окружающем мире.
Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется
для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем
обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению,
решению проблемы в результате анализа своих действий.
Коррекционные
технологии:
их
целью
является
снятие
психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды: сказкотерапия,
цветотерапия, музыкальная терапия и др.
Информационные
технологии:
Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные
устройства,
механизмы,
способы,
алгоритмы
обработки
информации.
Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет
ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий.
Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых
презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес
у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала
позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а
также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств
ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых
знаний.
Новые
требования
к
дошкольному
воспитанию
как
первому
звену
непрерывного образования: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и
др.)
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в
мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить
профессиональный
уровень
педагогов
и
компетентность
родителей.
Требования
к
компьютерным
программам
ДОУ: исследовательский
характер; легкость для самостоятельных занятий детей; развитие широкого
спектра
навыков
и
представлений; возрастное
соответствие; занимательность.
ИКТ в работе современного педагога
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов,
группы, кабинетов (сканирование, интернет, интерактивная доска, планшет,
принтер, презентация) .
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не
писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и
в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство
со сценариями праздников и других мероприятий.
Создание
презентаций
в
программе
Рower
Рoint
для
повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Познавательно-исследовательская деятельность. Цель - сформировать у
дошкольников
основные
ключевые
компетенции,
способность
к
исследовательскому типу мышления.
При
организации
работы
над
творческим
проектом
воспитанникам
предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя
или проводя эксперименты. Непосредственное участие ребёнка в ходе
эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности: беседы; наблюдения; моделирование (создание моделей об
изменениях в неживой природе) ; фиксация результатов: наблюдений,
опытов, экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски,
звуки, запахи и образы природы; использование художественного слова;
дидактические
игры,
игровые
обучающие
и
творчески
развивающие
ситуации; трудовые поручения, действия.
Личностно-ориентированные технологии: ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных
условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных
условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов,
создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,
обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной
технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия
для творчества личности.
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения
Цели и задачи утреннего сбора: установление комфортного социально-
психологического климата в детском коллективе; создать условия для
межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.
п.) ; учить объяснять словами свое эмоциональное состояние; развивать
навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.) ; учить
формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою
точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные
события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично; учить
делать выбор, а также планировать собственную деятельность.
Технология «Портфолио педагога». Современное образование нуждается
в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными
технологиями
образования,
приемами
психолого-педагогической
диагностики,
способами
самостоятельного
конструирования
педагогического
процесса
в
условиях
конкретной
практической
деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого
должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное
и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может
стать портфолио педагога. Сюда могут входить: ксерокопии документов об
образовании, курсах переподготовки и повышения квалификации, грамоты и
дипломы за личные достижения и достижения воспитанников, собственные
методические разработки проектов, сценариев различных мероприятий с
детьми и родителями, конспекты открытых занятий, фотографии с различных
мероприятий , проводимых педагогом, отзывы коллег и родителей о
педагоге, копии опубликованных статей и т.п.
Игровая технология: строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение
отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на
слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота
каждого воспитателя.
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды
в ДОУ
Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.
Задачи: воспитывать позитивное отношение к применению и освоению
нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию
дошкольниками
изучаемого
материала,
повышать
познавательную
мотивацию,
вовлекая
их
в
активную
самостоятельную
деятельность,
формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных
находок;
дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития
дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции,
фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.
Заключение.
Технологический
подход,
то
есть
новые
педагогические
технологии
гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их
успешное обучение в школе.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога,
научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным
ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение
инновационных
педагогических
технологий
способствует:
повышению качества образования; повышение квалификации воспитателей;
применение педагогического опыта и его систематизация; использование
компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление
здоровья воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.