Напоминание

Пение как основной вид музыкальной деятельности детей


Автор: Речкина Татьяна Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Гусельки"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО - Югра
Наименование материала: Консультация
Тема: Пение как основной вид музыкальной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пение как основной вид музыкальной деятельности детей

дошкольного возраста

Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы

петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого

качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.

Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании

дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения,

особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного.

Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои

переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные

способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь,

укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка

способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения

у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества,

коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной

стороне.

К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового

пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого

поколения. А ведь раньше в общее образование обязательно входило и

музыкальное, что сейчас редкость. И, если в детском дошкольном возрасте на это

еще обращается внимание, то уже в школе уроки музыки не всегда считаются

значимыми. Знаю это по опыту своей работы в школе. Уроки музыки до сих пор

являются “необязательными”, на них отводится минимальное количество учебных

часов и находятся они на периферии школьной жизни.

Будучи дирижером-хормейстером и, проработав более 20 лет музыкальным

руководителем в детском саду, конечно, уделяю особое внимание развитию

певческих способностей детей. Дети поют с большим удовольствием любые

песни, важно только правильно помочь им в овладении простейших певческих

навыков. Раскрепощаются самые застенчивые и малоактивные дети.

Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс

кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не

сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к

этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и

разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю

вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение

эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому

аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому

содержанию.

Проведенный опрос родителей “Какие песни мы поем дома?” выявил, что более

70% современных родителей (а это, как правило, молодежь до 30 лет) не знают

колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные

песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы

хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к

действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных

песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь

современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен

выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны

соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону).

При работе над формированием певческих способностей детей важна

последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:

формирование у детей певческих навыков, способствующих

выразительному исполнению и пению в коллективе;

развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;

формирование естественного звучания детского голоса, расширение

певческого диапазона;

воспитание певческого дыхания, дикции;

развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в

пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям,

которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я

применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало

эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней

провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание

песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь,

заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом

самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы,

игрушки, пособия и др.

После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть

разнообразие приемов. Вот некоторые из них:

пение вслух и “про себя”;

контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);

пение “цепочкой”;

пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;

с закрытым ртом;

пение вокализом;

пение на распев слогов (игра “Настройщик”);

распевка на слоги;

пение на одном звуке;

пение по сигналу;

пение “по секрету”, шепотом;

транспонирование в другую тональность;

скороговорки; проговаривание стихотворения;

пение а-капелла;

сольное или ансамблевое пение;

пение по рядам, по подгруппам, соло;

инсценировка песни;

“сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);

хор и дирижер; хор и солист;

найти попевку по карточке и спеть ее.

На занятиях пою песню или читаю стихотворение, показывая движения,

отражающие характер музыки или персонажей, а также высотное положение

звуков. Дети зрительно воспринимают рельеф мелодии, ее настроение, точно

повторяя движения. В результате устанавливается координация восприятия

звучания с двигательным, голосовым и зрительным аппаратами. Таким образом, в

процессе пения участвует весь организм, скоординированный как единое целое.

Очень помогают в работе использование различных пальчиковых игр с пением

(Л.Гусева “Музыкальная радуга”).

Использование всех приемов и методов исключает однообразное повторение,

развивает слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно,

физически и, что очень важно, творчески. Дети пытаются сочинять свои мелодии

и маленькие песенки (“Убаюкай мишку”, “Куколка, попляши”, песни на стихи

А.Барто, “Придумай песенку по картинке” и т.д.).

Последнее десятилетие наблюдаю тенденцию частого заболевания детей,

особенно простудного характера, снижения иммунитета. И это не только из-за

климатических условий Крайнего севера.

Чтобы хоть как-то помочь детям меньше болеть, стала вводить на занятиях

(например, вместо распевок) дыхательные упражнения (“Шорох листьев”,

“Хитрая змея”, дыхательные упражнения из программы М.Картушиной “Зеленый

огонек здоровья”, а также распевки на звуки и слоги (игра “Как поет ветер”,

“Песенка скрипки”, “Играй, гармонь” и др.). Особое внимание уделяю протяжным

песням, как народным, так и современным. Поскольку сама пою в хоровом

народном коллективе, замечаю, что при пении протяжных песен развиваются не

только легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется певческий аппарат,

голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с

мышцами артикуляционного аппарата, что дает возможность противостоять

простудым и легочным заболеваниям.

За последние несколько лет сочинила более 25 песен и музыкальных игр для детей

(сборник “Звонкие капельки”), часть из которых представлены в Приложениях

Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях,

развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не

потеряли к песне интерес. А эта задача не только музыкального руководителя, но

и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка



В раздел образования