Автор: Речкина Татьяна Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Гусельки"
Населённый пункт: город Нефтеюганск ХМАО - Югра
Наименование материала: Консультация
Тема: Пение как основной вид музыкальной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование
Пение как основной вид музыкальной деятельности детей
дошкольного возраста
Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы
петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого
качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.
Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании
дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения,
особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного.
Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои
переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные
способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь,
укрепляются легкие и весь голосовой аппарат. Правильная певческая установка
способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения
у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества,
коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной
стороне.
К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового
пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого
поколения. А ведь раньше в общее образование обязательно входило и
музыкальное, что сейчас редкость. И, если в детском дошкольном возрасте на это
еще обращается внимание, то уже в школе уроки музыки не всегда считаются
значимыми. Знаю это по опыту своей работы в школе. Уроки музыки до сих пор
являются “необязательными”, на них отводится минимальное количество учебных
часов и находятся они на периферии школьной жизни.
Будучи дирижером-хормейстером и, проработав более 20 лет музыкальным
руководителем в детском саду, конечно, уделяю особое внимание развитию
певческих способностей детей. Дети поют с большим удовольствием любые
песни, важно только правильно помочь им в овладении простейших певческих
навыков. Раскрепощаются самые застенчивые и малоактивные дети.
Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс
кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не
сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к
этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и
разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю
вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение
эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому
аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому
содержанию.
Проведенный опрос родителей “Какие песни мы поем дома?” выявил, что более
70% современных родителей (а это, как правило, молодежь до 30 лет) не знают
колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные
песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы
хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к
действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных
песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь
современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен
выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны
соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону).
При работе над формированием певческих способностей детей важна
последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:
формирование у детей певческих навыков, способствующих
выразительному исполнению и пению в коллективе;
развитие ладового, метроритмического чувства, музыкального слуха;
формирование естественного звучания детского голоса, расширение
певческого диапазона;
воспитание певческого дыхания, дикции;
развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в
пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.
Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям,
которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я
применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало
эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней
провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание
песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь,
заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом
самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы,
игрушки, пособия и др.
После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть
разнообразие приемов. Вот некоторые из них:
пение вслух и “про себя”;
контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);
пение “цепочкой”;
пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;
с закрытым ртом;
пение вокализом;
пение на распев слогов (игра “Настройщик”);
распевка на слоги;
пение на одном звуке;
пение по сигналу;
пение “по секрету”, шепотом;
транспонирование в другую тональность;
скороговорки; проговаривание стихотворения;
пение а-капелла;
сольное или ансамблевое пение;
пение по рядам, по подгруппам, соло;
инсценировка песни;
“сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);
хор и дирижер; хор и солист;
найти попевку по карточке и спеть ее.
На занятиях пою песню или читаю стихотворение, показывая движения,
отражающие характер музыки или персонажей, а также высотное положение
звуков. Дети зрительно воспринимают рельеф мелодии, ее настроение, точно
повторяя движения. В результате устанавливается координация восприятия
звучания с двигательным, голосовым и зрительным аппаратами. Таким образом, в
процессе пения участвует весь организм, скоординированный как единое целое.
Очень помогают в работе использование различных пальчиковых игр с пением
(Л.Гусева “Музыкальная радуга”).
Использование всех приемов и методов исключает однообразное повторение,
развивает слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно,
физически и, что очень важно, творчески. Дети пытаются сочинять свои мелодии
и маленькие песенки (“Убаюкай мишку”, “Куколка, попляши”, песни на стихи
А.Барто, “Придумай песенку по картинке” и т.д.).
Последнее десятилетие наблюдаю тенденцию частого заболевания детей,
особенно простудного характера, снижения иммунитета. И это не только из-за
климатических условий Крайнего севера.
Чтобы хоть как-то помочь детям меньше болеть, стала вводить на занятиях
(например, вместо распевок) дыхательные упражнения (“Шорох листьев”,
“Хитрая змея”, дыхательные упражнения из программы М.Картушиной “Зеленый
огонек здоровья”, а также распевки на звуки и слоги (игра “Как поет ветер”,
“Песенка скрипки”, “Играй, гармонь” и др.). Особое внимание уделяю протяжным
песням, как народным, так и современным. Поскольку сама пою в хоровом
народном коллективе, замечаю, что при пении протяжных песен развиваются не
только легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется певческий аппарат,
голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с
мышцами артикуляционного аппарата, что дает возможность противостоять
простудым и легочным заболеваниям.
За последние несколько лет сочинила более 25 песен и музыкальных игр для детей
(сборник “Звонкие капельки”), часть из которых представлены в Приложениях
Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях,
развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не
потеряли к песне интерес. А эта задача не только музыкального руководителя, но
и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка