Автор: Ходунова Алена Дмитриевна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ "Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский лом 27 "
Населённый пункт: Хабаровский край, Солнечный район, р.п. Солнечный
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемы общения и взаимопонимания подростков и родителей
Раздел: дополнительное образование
Проблемы общения и взаимопонимания подростков с родителями
Специалисты службы по профилактике социального сиротства в своей
работе
сталкиваются
с
семьями,
где
нарушены
детско-родительские
отношения, имеются проблемы в общении и взаимопонимании.
Трудности общения родителей с подростками - насущная проблема
современности.
Родители
зачастую
с
трудом
могут
наладить
контакт с
детьми
подросткового
возраста.
Порой
даже
самые
понимающие
и
терпеливые родители осознают, что они уже не в силах контролировать
воспитание.
Это
обусловлено
особенностями
подросткового
возраста,
главное содержание которого составляет переход от детства к взрослости.
Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке,
возникают
и
формируются
новые
психологические
образования.
Этот
процесс преобразования и определяет все основные особенности личности
детей подросткового возраста, а, следовательно, и специфику общения с
ними. Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю
деятельность
подростка.
Благоприятные
отношения
между
ребенком
и
родителями
определяют
его
успехи
в
школе,
вне
школы;
являются
важнейшим условием эффективного общения со сверстниками, родителями
и
другими
взрослыми.
Особенности
общения
родителей
с
подростками
определяется
необходимостью
преодоления
неминуемых
трудностей
в
общении
с
ними,
понимания
особенностей
отношений
межличностной
значимости подростка с его ближайшим окружением.
В подростковом возрасте отношения с родителями, учителями и другими
взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости.
Эта
взрослость
для
подростка
первоначально
вырисовывается
в
отрицательном плане как требование свободы от зависимости и ограничений,
свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая
«переоценка
ценностей»
и,
прежде
всего
перестройка
отношений
с
родителями.
Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее
выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои
права
на
самостоятельность,
отождествляемую
в
их
понимании
с
взрослостью.
Они
болезненно
реагируют
на
реальные
или
кажущиеся
ущемления
своих
прав,
пытаются
ограничить
претензии
взрослых
по
отношению к себе.
Несмотря на внимание противодействия, проявляемые по отношению к
взрослому,
подросток
испытывает
потребность
в
поддержке.
Особо
благоприятной
является
ситуация,
когда
взрослый
выступает
в
качестве
друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить
подростку
поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше
познать
себя.
Совместная
деятельность,
общее
времяпрепровождение
помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В
результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты,
поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно
найти
формы
налаживания
и
поддерживания
этих
контактов.
Подросток
испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о
событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку
в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к
принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него
многого
ожидают,
он
может
пытаться
уклониться
от
выполнения
обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для
освоения
новой
подростковой
системы
отношений
важна
аргументация
требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как
правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким
детям,
они
выражают
протесты
в
различных
формах,
проявляют
неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые
постепенно
под
воздействием
притязаний
подростков
вынуждены
переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не
всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков
как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них
необходимо
выделить
экономический
фактор
(подросток
материально
зависит
от
родителей)
и
социальный
(подросток
сохраняет
социальное
положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут
возникать конфликты.
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его
настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может
меняться
на
прямо
противоположное.
Изменчивость
настроений
ведет
к
неадекватности
реакций
подростка.
Например,
реакция
эмансипации,
проявляющаяся в стремлении высвободиться из-под опеки старших, может
принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как
побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению
со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение
подростка
также
в
определенной
степени
характеризуется
детскими
реакциями.
При
чрезмерных
ожиданиях
от
подростка,
связанных
с
непосильными
для
него
нагрузками,
или
при
уменьшении
внимания
со
стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся
тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его
с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-
либо
поведения.
Чаще
имитируется
поведение
значимого
взрослого,
достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается
внимание
на
внешнюю
сторону.
При
недостаточной
критичности
и
несамостоятельности
в
суждениях
такой
образец
для
подражания
может
оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко
проявляется
у
подростков
отрицательная
имитация,
когда
определенный
человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает
кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость
и
неудачливость
в
какой-либо
одной
области
подросток
стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто
встречаются
формы
гиперкомпенсации,
когда
для
самореализации
выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В
ряде
случаев
позиции
взрослых
по
отношению
к
подростку
неблагоприятны
для
его
развития.
Например,
авторитарная
позиция
по
отношению
к
подростку
может
стать
условием,
искажающим
его
психическое и социальное развитие. Авторитарный
стиль отношения
родителей (или одного из родителей) к ребенку приводит к
тому,
что
подросток в качестве защиты себя от агрессии взрослого пользуется ложью в
объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в
общении,
друзей
нет.
Подросток
из
авторитарной
семьи
обычно
жестко
общается
со
сверстниками,
выражает
неуважение
к
взрослым,
явно
демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных
местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив
(говорит
тихим
голосом,
опускает
глаза),
или
расхлябано
дурашлив,
неуважителен.
В
то
же
время
в
семье
с
благополучными
отношениями
подросток уже способен соответствовать
общественным
ожиданиям
в
сфере
общения
и
быть
достаточно
прогнозируемым.
Недостаток
внимания,
заботы
и
руководства,
формализм
взрослых
болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо
является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях
обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей,
также нередко приносят негативные
последствия: подросток оказывается
лишенным
возможности
быть
самостоятельным,
научиться
пользоваться
свободой.
В
этом
случае
у
него
активизируется
стремление
к
самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением
контроля,
изоляцией
своего
ребенка
от
сверстников.
В
результате,
противостояние
подростка
и
родителей
лишь
возрастает.
Чрезмерное
покровительство,
стремление
освободить
подростка
от
трудностей
и
неприятных
обязанностей
приводят
к
дезориентации,
неспособности
к
объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано
или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень
притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления
сложных ситуаций.
Вместе
с
тем
многие
подростки
стремятся
избегать
конфликтов,
пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с
родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние
формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в
общении.
Подростка
может
привлекать
ореол
дерзости
как
символ
его
личной
свободы.
Однако
подросток
в
действительности
сенситивен
к
культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
Первый
источник
проблем
взаимоотношений
с
взрослыми
-
непонимание
взрослыми
внутреннего
мира
подростка,
их
ложные
или
примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных
поступков, стремлениях, ценностях.
Взрослые, видя взросление подростка, чаще всего замечают
в
этом
процессе
только
его
негативные
стороны: подросток
стал
«непослушным»,
«скрытным»
-
и
совершенно
не
замечают
ростков
позитивного,
нового.
Одним
из
таких
ростков
является
развитие
в
подростковом возрасте стремления помочь взрослым, поддержать, разделить
их
горе
или
радость.
Взрослые
в
лучшем
случае
готовы
сами
проявить
сочувствие и сопереживание по отношению к подростку, но совершенно не
готовы принять подобное отношение с его стороны. Понятно, почему это
происходит, - для того чтобы принять это отношение подростка, как раз и
необходимо
быть
с
ним
«на
равных».
Многие
современные
проблемы,
связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые
стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего
взять.
Но
ведь
только
через
реальные
проявления
доброты,
сочувствия,
сопереживания эти важные и столь дефицитные сегодня личностные качества
могут развиваться.
Таким
образом,
на
взаимоотношения
и
особенности
общения
подростков
влияют
особенности
воспитания
в
семье.
Нарушения
внутрисемейных
отношений
приводит
к
формированию
различных
отклонений
в
физическом,
психическом
развитии,
в
эмоциональной
и
поведенческой сферах, в его общении с окружающими. Дефицит внимания к
ребёнку приводит к агрессивному и асоциальному поведению как способу
компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Это также
проявляется в злобности, агрессивности, мрачности, замкнутости. Нередко
родители
из
лучших
побуждений
жёстко
контролируют
круг
общения
подростка, его свободное время, решают за него все возникающие проблемы,
отказывают ребёнку в праве на собственное мнение, навязывая свой образ
мыслей.
Тотальный
контроль
родителей
и
неблагоприятная
семейная
ситуация
в
целом
вызывают
естественный
протест
подростка,
ведут
к
конфликтам, появлению суицидальных мыслей и намерений, уходам из дома,
когда доминирующее влияние будет оказывать уже улица.
Как
известно,
эмоциональным
центром
семьи,
задающим
тон
в
семейных
отношениях,
является
чаще
всего
мать,
женщина.
Характер
отношений
матери
и
ребенка
с
первых
дней
и
месяцев
его
жизни
существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.
Особенно
опасны
авторитарность,
жесткость,
чрезмерное
доминирование
матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин.
Такого
рода
жесткое
авторитарное
поведение
депривирует
психическое
развитие
детей
и
чревато
разными
неприятными
последствиями.
В
том
случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к
нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный
тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводят к тяжким
невосполнимым
дефектам
эмоциональной
сферы,
к
эмоциональной
невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, к агрессивности.
С.А. Беличева выделяет наиболее типичные, неправильно сложившиеся
педагогические
стили
в
функционально
несостоятельных
семьях,
не
справляющихся с воспитанием детей, которые приводят к формированию
нарушений поведений у подростков и к их трудностям в общении:
1) Попустительски-снисходительный стиль, когда родители не придают
значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что
все дети такие. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами
морального
сознания,
они
лживы
и
жестоки,
весьма
трудно
поддаются
перевоспитанию.
2)
Демонстративный
стиль,
когда
родители,
не
стесняясь,
всем
и
каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают о его проступках, явно
преувеличивая
степень
их
опасности.
Это
приводит
к
утрате
у
ребенка
стыдливости,
чувства
раскаяния
за
свои
поступки,
снимает
внутренний
контроль
над
своим
поведением,
а
также
происходит
озлобление
по
отношению к родителям и остальным взрослым.
3) Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят
и не доверяют своим детям, подвергают их тотальному контролю, пытаются
полностью
изолировать
от
сверстников,
друзей,
стремятся
абсолютно
контролировать
свободное
время
ребенка,
круг
его
интересов,
занятий,
общения. Под влиянием этого ребёнок вырастает хмурым, озлобленным, не
может испытывать ни к кому привязанности.
4) Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим
физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец,
стремящийся
по
всякому
поводу
применить
силу
в
отношении
ребёнка,
считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием:
физическая
расправа.
Дети
обычно
в
подобных
случаях
вырастают
агрессивными,
жестокими,
стремятся
обижать
слабых,
маленьких,
беззащитных.
5) Увещевательный стиль в противоположность жестко-авторитарному
характеризуется тем, что родители проявляют по отношению к своим детям
полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать,
объяснять, не применяя при этом никаких волевых воздействий и наказаний.
Дети в таких семьях чувствуют себя безнаказанными.
6) Отстраненно-равнодушный стиль возникает в семьях, где родители,
в
частности
мать,
поглощена
устройством
своей
личной
жизни.
Выйдя
вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих
детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам.
Дети
предоставлены
самим
себе,
чувствуют
себя
лишними,
стремятся
меньше
бывать
дома,
с
болью
воспринимают
равнодушно-отстраненное
отношение
матери.
Такие
подростки
с
благодарностью
воспринимают
заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, в роли
которых зачастую выступают лидеры различных асоциальных групп.
7) Воспитание по типу кумир семьи часто встречается по отношению к
поздним
детям,
когда
долгожданный
ребенок
наконец-то
рождается
у
немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка
готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, формируется
крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами
же родители.
8) Непоследовательный стиль характеризуется тем, что у родителей не
хватает
выдержки,
самообладания
для
осуществления
последовательной
воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады
в
отношениях
с
детьми:
от
наказания,
слез,
ругани
до
умилительно-
ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на
детей.
Подросток
становится
неуправляемым,
непредсказуемым,
пренебрегающим мнением старших и родителей.
Перечисленными
примерами
далеко
не
исчерпываются
типичные
ошибки семейного воспитания. Однако исправить их гораздо труднее, чем
обнаружить,
поскольку
педагогические
просчеты
семейного
воспитания
чаще
всего
имеют
затяжной
хронический
характер.
Особенно
трудно
поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчужденные, а
порою
и
враждебные
отношения
родителей
и
детей,
утратившие
свою
теплоту
и
взаимопонимание.
К
семейным
факторам
формирования
нарушений в поведении подростков и в их общении относятся как некоторые
социальные характеристики (структурная неполнота семьи в силу различных
обстоятельств, многодетность семьи, низкий материальный достаток), так и
эмоциональное отвержение ребёнка родителями, господствующие в семье
негативные
нормы
поведения,
эмоциональный
тон
отношений
между
родителями,
отчуждение
и
конфликтные
отношения
в
семье,
различные
нарушения воспитательных приёмов и тактик родителями.