Авторы: Баркарева Екатерина Николаевна, Екатерина Николаевна Баркарева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1519
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Разработка индивидуального образовательного маршрута для
дошкольника
(рекомендации специалистам)
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться
Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на
личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс
обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка,
поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные
возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении,
общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на
создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого
воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация
индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, на
преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа
данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его
особенностей.
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО:
поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов
дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное
развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ:
Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и
здоровье не могут обучаться по обычной системе.
Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за
состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.
Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию
обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри
на меня как на равного», «Другие мы» и пр.
Расширяются материальные и технические возможности обеспечения
индивидуального образования.
Разработка ИОМ
ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на
детей, с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в
соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к
учению.
ИОМ должен иметь цель
Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в
соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями
ребенка.
1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ
1
Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление,
поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс
изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее
оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.
2. Содержательная часть ИОМ
Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок
нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.
Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая
характеристика состояния его здоровья (если необходимо медицинские
рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения).
Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является
основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ
проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с
периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной
связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития
ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции
нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга –
обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления
оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ)
и прогнозирования конечного результата.
- Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется
на срок, определенный временными отрезками;
- Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается
последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
- Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5);
- Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными
заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.
3. Контролирующая часть структуры ИОМ:
Текущий контроль
Отчетность
Итоговая аттестация ребенка
4. Корректировка ИОМ
Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями
условий.
5. Организационно – педагогические условия
Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен
понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные
особенности ребенка и хотеть помочь малышу.
Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной
программе.
6. Формы реализации ИОМ
Фронтальная работа
Подгрупповая работа
Индивидуальная работа
2
ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие
мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных
изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении
программного материала.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в
личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога
профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего
труда.
ИОМ могут быть разработаны для детей:
С нарушением зрения
Для детей с ЗПР
Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
Для детей с тяжелыми нарушениями речи
Для детей с туберкулезной интоксикацией
Для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный подход в среде:
Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском
саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;
Создание уголков для уединения;
Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития
ребенка;
Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения
личных вещей;
Стенды «Здравствуйте, Я пришел!» в интерьере группового помещения способствуют
формированию и развитию «Я – образа».
3