Напоминание

Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников.


Авторы: Баркарева Екатерина Николаевна, Екатерина Николаевна Баркарева
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1519
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка индивидуального образовательного маршрута для дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разработка индивидуального образовательного маршрута для

дошкольника

(рекомендации специалистам)

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться

Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на

личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс

обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка,

поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные

возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении,

общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на

создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого

воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация

индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции, прежде всего, на

преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа

данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его

особенностей.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО:

поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов

дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное

развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ:

Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и

здоровье не могут обучаться по обычной системе.

Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за

состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.

Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию

обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри

на меня как на равного», «Другие мы» и пр.

Расширяются материальные и технические возможности обеспечения

индивидуального образования.

Разработка ИОМ

ИОМ может разрабатываться не на всех детей: на детей с проблемами в развитии и на

детей, с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в

соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к

учению.

ИОМ должен иметь цель

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в

соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями

ребенка.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

1

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление,

поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс

изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее

оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

2. Содержательная часть ИОМ

Введение, где объясняется, для чего составляется ИОМ, почему данный ребенок

нуждается в индивидуальной поддержке, и кто эту поддержку будет осуществлять.

Анамнез – общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ; краткая

характеристика состояния его здоровья (если необходимо медицинские

рекомендации педагогу об учете необходимых данных при организации обучения).

Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является

основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ

проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с

периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной

связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития

ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции

нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга –

обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления

оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ)

и прогнозирования конечного результата.

- Коррекционная работа по результатам диагностики, которая также планируется

на срок, определенный временными отрезками;

- Сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5), где указывается

последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;

- Режим дня ребенка (тоже от 2 до 5);

- Рекомендации по работе с родителями, потому что родители являются основными

заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

3. Контролирующая часть структуры ИОМ:

Текущий контроль

Отчетность

Итоговая аттестация ребенка

4. Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями

условий.

5. Организационно – педагогические условия

Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен

понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные

особенности ребенка и хотеть помочь малышу.

Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной

программе.

6. Формы реализации ИОМ

Фронтальная работа

Подгрупповая работа

Индивидуальная работа

2

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие

мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных

изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении

программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в

личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога

профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего

труда.

ИОМ могут быть разработаны для детей:

С нарушением зрения

Для детей с ЗПР

Для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата

Для детей с тяжелыми нарушениями речи

Для детей с туберкулезной интоксикацией

Для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный подход в среде:

Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском

саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

Создание уголков для уединения;

Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития

ребенка;

Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения

личных вещей;

Стенды «Здравствуйте, Я пришел!» в интерьере группового помещения способствуют

формированию и развитию «Я – образа».

3



В раздел образования