Авторы: Баркарева Екатерина Николаевна, Рискина Галина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1519
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предупреждение пространственной дисграфии у будущих первокласников.
Раздел: дошкольное образование
Предупреждение пространственной и оптической
дисграфии у будущих первоклассников.
При
поступлении
ребёнка
в
школу
начинается
новый
этап
приобретения
знаний,
умений
и
навыков
в
области
освоения
пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием
пространственного различения их формы, положения, величины, а с
началом письма под диктовку – и с представлением о пространственных
признаках графем. Вот здесь и возникают трудности у многих детей. Это
пропуски и перестановки букв и слогов в словах, замена одних букв
другими,
зеркальное
написание
букв.
Эти
трудности
вызваны
недостаточной
сформированностью
зрительно-пространственных
представлений: представлений о величине и форме предметов, об их
расположении
в
пространстве
по
отношению
друг
к
другу
и
несформированностью зрительного анализа и синтеза.
Исследования многих современных авторов показывают, что у 15–
20% будущих первоклассников развитие зрительно-пространственных
функций
не
готово
к
решению
задач
школьного
обучения.
Следовательно, работу в данном направлении нужно проводить ещё в
дошкольном возрасте. Своевременное выявление детей с недостаточной
сформированностью
зрительно-пространственных
ориентировок
позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие
мероприятия и подготовить детей к школьному обучению. Учитывая
важность и актуальность данной проблемы, которая может встать перед
будущими учениками и их родителями. Практика показывает, что
систематическая коррекционная работа по развитию пространственных
представлений у детей с задержкой психического развития дает
положительные результаты. Дети, испытывающие большие трудности
ориентировки в пространстве, прошедшие соответствующую подготовку
в коррекционной группе, успешно справляются с задачами, ранее им
недоступными. Проведенная работа предостерегла детей от многих
трудностей в овладении письменной речью.
Приведенные утверждения наглядно показывают, что детям с
проблемами в развитии крайне необходима помощь специалистов:
учителей
дефектологов
и
логопедов,
необходима
кропотливая
коррекционная
работа
как
с
ребёнком,
так
и
с
родителями.
Самостоятельно,
без
помощи
специалистов,
речевые
функции
и
психологические процессы не сформируются. А разнообразные нервно-
психические
расстройства,
аномалии
зрительного,
слухового
анализаторов,
несформированность
связной
речи
могут
вызвать
нарушения письменной речи.
Беседы с учителями дают основания утверждать, что дети, с
которыми
велась
работа
по
коррекции
психических
и
речевых
процессов, легче усваивают предложенный им материал, справляются с
поставленными
задачами.
В
дальнейшем
ребята,
прошедшие
соответствующую подготовку в коррекционной группе детского сада, не
испытывают больших трудностей на начальном этапе обучения в школе,
что способствует формированию положительной мотивации в учебе,
помогает
ребенку
избежать
стрессовых
ситуаций,
связанных
с
обучением.
Реальная педагогическая помощь детям с пониженной обучаемостью
в системе дошкольного воспитания в благоприятные периоды развития в
формировании пространственных представлений будет способствовать
предупреждению нарушений письменной речи. По этой причине
родителям
и
педагогам
дошкольных
учреждений
очень
важно
внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте. В
случае выявления хотябы одного « слабого звена». Необходимо сделать
все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для
предупреждения оптической дисграфии.