Напоминание

Предупреждение пространственной дисграфии у будущих первокласников.


Авторы: Баркарева Екатерина Николаевна, Рискина Галина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа№1519
Населённый пункт: МОСКВА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Предупреждение пространственной дисграфии у будущих первокласников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Предупреждение пространственной и оптической

дисграфии у будущих первоклассников.

При

поступлении

ребёнка

в

школу

начинается

новый

этап

приобретения

знаний,

умений

и

навыков

в

области

освоения

пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием

пространственного различения их формы, положения, величины, а с

началом письма под диктовку – и с представлением о пространственных

признаках графем. Вот здесь и возникают трудности у многих детей. Это

пропуски и перестановки букв и слогов в словах, замена одних букв

другими,

зеркальное

написание

букв.

Эти

трудности

вызваны

недостаточной

сформированностью

зрительно-пространственных

представлений: представлений о величине и форме предметов, об их

расположении

в

пространстве

по

отношению

друг

к

другу

и

несформированностью зрительного анализа и синтеза.

Исследования многих современных авторов показывают, что у 15–

20% будущих первоклассников развитие зрительно-пространственных

функций

не

готово

к

решению

задач

школьного

обучения.

Следовательно, работу в данном направлении нужно проводить ещё в

дошкольном возрасте. Своевременное выявление детей с недостаточной

сформированностью

зрительно-пространственных

ориентировок

позволит вовремя провести специальные коррекционно-развивающие

мероприятия и подготовить детей к школьному обучению. Учитывая

важность и актуальность данной проблемы, которая может встать перед

будущими учениками и их родителями. Практика показывает, что

систематическая коррекционная работа по развитию пространственных

представлений у детей с задержкой психического развития дает

положительные результаты. Дети, испытывающие большие трудности

ориентировки в пространстве, прошедшие соответствующую подготовку

в коррекционной группе, успешно справляются с задачами, ранее им

недоступными. Проведенная работа предостерегла детей от многих

трудностей в овладении письменной речью.

Приведенные утверждения наглядно показывают, что детям с

проблемами в развитии крайне необходима помощь специалистов:

учителей

дефектологов

и

логопедов,

необходима

кропотливая

коррекционная

работа

как

с

ребёнком,

так

и

с

родителями.

Самостоятельно,

без

помощи

специалистов,

речевые

функции

и

психологические процессы не сформируются. А разнообразные нервно-

психические

расстройства,

аномалии

зрительного,

слухового

анализаторов,

несформированность

связной

речи

могут

вызвать

нарушения письменной речи.

Беседы с учителями дают основания утверждать, что дети, с

которыми

велась

работа

по

коррекции

психических

и

речевых

процессов, легче усваивают предложенный им материал, справляются с

поставленными

задачами.

В

дальнейшем

ребята,

прошедшие

соответствующую подготовку в коррекционной группе детского сада, не

испытывают больших трудностей на начальном этапе обучения в школе,

что способствует формированию положительной мотивации в учебе,

помогает

ребенку

избежать

стрессовых

ситуаций,

связанных

с

обучением.

Реальная педагогическая помощь детям с пониженной обучаемостью

в системе дошкольного воспитания в благоприятные периоды развития в

формировании пространственных представлений будет способствовать

предупреждению нарушений письменной речи. По этой причине

родителям

и

педагогам

дошкольных

учреждений

очень

важно

внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте. В

случае выявления хотябы одного « слабого звена». Необходимо сделать

все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для

предупреждения оптической дисграфии.



В раздел образования