Автор: Коваленко Евгения Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры по нравственному воспитанию старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «КОЛОКОЛЬЧИК» г. БРЯНСКА
Методическая разработка:
Игры по нравственному воспитанию старших
дошкольников»
Воспитатель:
Коваленко
Евгения
Анатольевна
г. Брянск
2019 г.
Этюды и игры
по нравственному воспитанию старших дошкольников.
ЭТЮДЫ
Этюд «Изобрази героя».
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ход: Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая,
чтт что
у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
Лиса, лисонька-лиса,
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
- Люблю курочек – да-да!
Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
Дети изображают разных персонажей.
Этюд «Скажи хорошее о друге»
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и обращается к
рядом стоящему ребенку. Например: - Сонечка, доброе утро!
Педагог уточняет, какие хорошие слова мы можем произносить,
обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой
ты добрый; ты честныйи пр.) После этого дети снова идут по кругу с
песенкой. Педагог передает сердечко
следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково
обратиться к рядом стоящему малышу.
Этюд «Глаза в глаза»
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к
окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения
лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Воспитатель предлагает: Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга,
попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне
весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!» Этюд дети
выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция
передавалась и воспринималась.
Этюд «Скажи хорошее о друге».
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу,
развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с
заданным персонажем.
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о
том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание
детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих
высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства
ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций. На одном
занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому
этюду на других занятиях.
Этюд «Сочиним историю»
Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного
детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу.
Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет
истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет
педагог:
«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй»,
«нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»
Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с
заданным персонажем.
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети
изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая
характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают
щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети
меняются.
Этюд «Комплименты»
Ход игры: Один из учеников кидает мяч другому и говорит ему
комплименты. А тот бросает мяч другому и так они говорят друг - другу
комплименты.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ (коммуникативные, народные)
Игра: «Щедрые подарки».
Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и
щедрости.
Распределение ролей: Один ребенок - Фея Щедрости.
Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.
Ход игры:
Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.
«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной
палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости»
должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она
приготовила.
Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не
промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея
Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают
те дети, которых она уже «оживила».
Игра: «Верные друзья »
Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии.
Ход игры:
Разделить комнату мелом или веревками на две части. Одна часть – суша,
другая море. Дети берутся за руки и под музыку ходят по кругу.
Когда музыка обрывается, все останавливаются. Те дети из круга,
которые оказались на «суше», должны спасти тех, кто оказался в «море».
Для этого дети выполняют разные задания, которые предлагает им
педагог.
Задача детей – быстрее спасти своих детей.
Игра: «Как надо заботиться»
Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе.
Ход игры:
Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей
разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя,
например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на
середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно
заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей
рассказ понравился ему больше.
Игра: «Только хорошее»
Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной
речи: творческого мышления, воображения.
Ход игры:
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в
ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда,
когда воспитателем произносится какое-либо хорошее качество
(правдивость, доброта, аккуратность).
В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно
«поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают
шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек
становится ведущим.
Игра: «Любимое качество»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций
нравственно-этических норм.
Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем
любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое
качество.
Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству
предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул,
который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или
храбрости.
В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой
ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.
Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает,
педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.
Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему
поселиться в своей группе.
Игра: «Колечко красоты»
Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и
нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших
качеств.
Ход игры:
Сказать детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко
на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое
красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед.
Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом
дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший
колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим
друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот,
кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко
красоты в подарок.
Игра: «Круг честности»
Цель: формирование социальные и нравственные отношения с
окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Ход игры:
Дети делятся на две команды.
Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их
вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за
другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности
подобно ручейку.
Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности,
опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге,
по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.
Затем команды меняются местами.
Игра: «Палочка-выручалочка»
Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества,
развитие связной речи.
Ход игры:
Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию,
когда им нужна была помощь.
Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили
новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.
Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит:
«Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей,
кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт
ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему
другу и рассказывает, как можно помочь ему.
Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам
прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и
рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.
Игра: «Жизнь в лесу»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего
дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей):
Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках.
Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить
о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не
проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью
по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем
голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по
голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что
проснулись...
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем,
чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает
ссоры, споры, договоры и т.д.
Игра: «Добрые эльфы»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего
дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-
то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и
днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые
эльфы.
С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая
их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром,
полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами
разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую
руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов.
Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от
усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и
убаюкивают их...
Разыгрывается бессловесное действо.
Игра: «Птенцы»
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего
дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель: - Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш
сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее
своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается
большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей.
Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не
видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и
начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь
исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по
комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют
разговаривать, они только пищат.
Игра: «Муравьи».
Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего
дошкольного возраста.
Ход игры:
Воспитатель (рассадив детей вокруг себя).
«Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри
которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без
дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то
готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А
поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе,
чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не
страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с
наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают
пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную
трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое
предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем,
как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как
рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что
разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».
Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный
рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
Вариант народной игры «Раз, два, три беги!»
Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением.
Особенности игры: - ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая,
таким образом, возможность выразить симпатию одному из сверстников.
Описание игры и приемы ее проведения:
«Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» - обращается
воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в
красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра
проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за
кругом, обходит его, приговаривая:
- Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня будут мыть. Не буду я тебя
ловить! Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый
дотрагивается до кого-нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к
нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три - беги!» Педагог показывает, в
каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять
освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают
круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное
место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет
слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с
правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз
старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится
водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей
награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с
другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становится водящим.
Вариант народной игры «Лиса и гуси»
Цель: вызвать желание помогать другому.
Особенности игры и ее воспитательное значение:
- способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять
своим поведением в коллективе.
- Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать
опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе).
Описание игры и приемы ее проведения.
В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы,
которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином
которых является воспитатель.
Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25 - 30 шагов. За
одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси.
Кружком обозначается нора лисы. Игра начинается.
Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно
гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси
выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит
следующий диалог:
Хозяин. Гуси-гуси!
Гуси. Га-га-га.
Хозяин. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да!
Хозяин. Ну, летите!
Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.
Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она отводит
их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит
детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с
воспитателем подходят к лисьей норе.
Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят!
Лиса. Не отдам!
Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!
Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить
друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» -говорит хозяин. Он подходит
к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко.
Тянем -- потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась
друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя
«потянем»(два-три раза).
Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед,
пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем
выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.
Правила игры:
1. Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов
хозяина «Ну, летите».
2. Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего
ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою
нору.
3. На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.
В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они
выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.
Народная игра: «Бабушка Маланья».
Цель. Формирование духовно – нравственных качеств детей дошкольного
возраста посредством хороводной игры.
Правила игры:
1. Мы ведём хоровод, говорим слова и выполняем движения.
(Дети образуют круг, все идут в хороводе и поют смешную песенку,
сопровождая ее выразительными движениями).
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей (Дети двигаются по кругу, держась за руки)
Семь сыновей. (Останавливаются с помощью жестов и мимики
изображают то, о чем говорится в тексте)
Все без бровей, (закрывают руками брови)
Вот с такими ушами, (руки в стороны, делают «круглые» глаза
Вот с такими глазами (приставляют к глазам согнутые в колечко большой
и указательный пальцы)
С такой головой, (руки смыкаются над головой, образуя полукруг)
С такой бородой, (движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища)
Ничего не ели, (грозят пальцем)
Целый день сидели, (приседают)
На нее глядели,
Делали вот так.
2. Выбираем водящего
3. Водящий стоит в центре хоровода, он придумывает и показывает
интересное движение, движения не должны повторяться.
4. Все участники хоровода повторяют движения водящего.
Воспитатель: Я предлагаю бабушку Маланью выбрать с помощью
считалки.
Дети: Считалка
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела.
И тебе водить велела.
(игра проводится 3 раза) - первый раз выбирают водящего по считалке. А
потом водящий выбирает другую бабушку по своему желанию.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дидактическое упражнения "Собери сказку ".
Цель: Развивает память, внимание, речь, дети начинают использовать в
речи новые слова, которые им подсказывает воспитатель, закрепление
детьми названий русских народных сказок.
Описание:
1 вариант игры: дети при помощи воспитателя раскладывают картинки в
правильной последовательности, опираясь на подсказки (маленькие
картинки в правом верхнем углу, т. е. какая картинка к какой сказке
относится, затем начинают составлять целую сказку по картинкам, при
этом рассказывая ее.
Воспитатель помогает детям правильно употреблять и согласовать слова в
роде, числе и падеже, подсказывает детям новые части речи -глаголы и
прилагательные. Постепенно, в ходе регулярных занятий, дети начинают
использовать в речи новые части речи, расширяется словарный запас. При
использовании иллюстраций к неизвестным для детей сказкам воспитатель
помогает детям разложить картинки в правильной последовательности.
Дидактическое упражнение «Кто какой из сказки?»
Цель: закрепить с детьми названия и персонажей знакомых
детям сказок, творческое воображение, двигательную активность.
Воспитывать у детей интерес к сказкам. Развивать память, мышление,
наблюдательность, речь. Узнавать героя по словесному описанию без
опоры на зрительное восприятие предметов, по нравственным качествам
героя.
Описание:
Воспитатель садится вместе с детьми, достает из коробочки фигурку
животного (игрушка из «киндр сюрприза»)и спрашивает
:-В какой сказке
есть этот герой? Дети вспоминают, отвечают.
2 вариант: воспитатель описывает фигурку (игрушку из коробочки,
также можно загадать загадку. Дети узнают по описанию, что это за герой.
При угадывании воспитатель достает эту фигурку, и отдает ее
ребенку. (Воспитатель раздает фигурки детям в процессе
отгадывания) Затем дети могут обыграть сказку в которой присутствуют
эти герои.
Дидактическое упражнение: «Какое настроение у героя и почему».
Цель. Закреплять знания об эмоциональных состояниях сказочных героев,
их нравственных качествах, умение обосновывать своё мнение.
Описание: Каждому раздается конверт-разрезные картинки сказочного
героя с эмоциями- грусть, радость, злость, печаль, и.т.д.
.Дети собирают разрезную картинку и объясняют, какое у них сказочного
героя настроение и почему, как он может помочь грустному человеку.
Обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Цель: Учить детей использовать в речи слова (названия нравственных
качеств), противоположные по смыслу, активизировать мыслительную
активность детей, развивать вербальную память, речевой слух;
воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Описание: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети
должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.
Щедрый-Жадный
Трудолюбивый-Ленивый
Добрый-Злой
Смелый-Трусливый
Доверчивый-Подозрительный
Аккуратный-Небрежный
Весёлый-Грустный
Правдивый-Лживый
Дружелюбный-Враждебный
Дидактическая игра: «Скажи по другому»
Цель игры.
Учить детей подбирать синоним — слово, близкое по
значению.
Описание. Педагог называет слова с нравственными качествами:
Смелый-Храбрый, Отважный
Добрый-Чуткий, Заботливый
Трудолюбивый-Работящий
Правдивый-Честный
Дружелюбный-Отзывчивый
Дидактическая игра: «Оцени поступок».
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о
добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки;
воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Описание. Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает
сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что
видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по
очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал
плохо, так делать нельзя».
Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Цель: Развивать умение понимать и определять настроение и
самочувствие своих близких и родных людей.
Описание:
Папа расстроен, потому что.
Мама расстроилась из-за.
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.
Младший брат расплакался из-за.
И так далее.
Заключением такой игры могут стать вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?
МОДЕЛИРУЮЩИЕ ИГРЫ:
Игра “Копилка добрых дел”.
Цель: Развивать способность сочувствовать и помогать людям.
Описание: Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце
каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько
кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если ребёнок
затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших
положительных поступках. Такая игра будет стимулом совершать что-то
хорошее.