Напоминание

Профилактика буллинга в школе"


Автор: Филиппова Елена Людвиговна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Бугуруслан, Оренбургская область
Наименование материала: Консультация для родителей по теме "Буллинг в школе. Профилактика буллинга"
Тема: Профилактика буллинга в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Буллинг в школе: причины, последствия, помощь.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это

агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва

показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое

явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в

подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих

детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив

определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может

следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не

только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается

эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.

Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления,

сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».

Одно из направлений профилактики данного процесса является работа с

родителями учащихся путем информирования о сути, структуре буллинга и способах

решения данных проблем.

Итак, буллингом называется агрессия одних детей против других, когда имеют место

неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом

ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Неравенство сил,

повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы, - три существенных

признака буллинга. По мнению большинства исследователей, изложенному в народной

Интернет энциклопедии «Википедия», буллинг включает четыре главных компонента:

- это агрессивное и негативное поведение;

- оно осуществляется регулярно;

- оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;

- это поведение является умышленным.

Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:

1.

1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои

нанесение иных телесных повреждений и др.;

сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).

2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику,

наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз,

преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная

неуверенность. К этой форме можно отнести:

вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно

обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);

обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);

запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того,

чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью

учеников или всем классом);

вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных

вещей жертвы);

Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг – жертва получает оскорбления

на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие

электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий,

обзывание, распространение слухов и др.).

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название

от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать,

бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.

Различия кибербуллинга от традиционного буллинга обусловлены особенностями

интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной

аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время.

Реальный буллинг — это ситуация в школьном дворе, где старшие или более сильные

дети терроризируют младших, слабых, он заканчивается, когда ребенок приходит из

школы домой. Кибер-буллинг продолжается все время: информационно-

коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современных

подростков, и от кибер-нападок невозможно спрятаться. В отличие от реального травли,

для кибер-буллинга не нужны мышцы или высокий рост, а только технические средства,

время и желание кого-то терроризировать.

Кто такой буллер

Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они

находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. Причиной такого

поведения чаще всего являются проблемы в семье.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне

процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он

постепенно сходит на нет.

Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три

основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в

стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже

если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не

касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может

самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг

причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые

находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от

благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не

оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их

детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно

догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;

нежелание идти в школу и плохая успеваемость;

нервный тик, энурез;

печальный вид, беспокойство, тревожность;

нарушенный сон, кошмары;

длительное подавленное состояние;

участившиеся простуды и другие заболевания;

склонность к уединению, нежелание общаться;

проблемы с аппетитом;

излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики,

подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических

расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают

криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься

поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут

присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и

получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю

систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный

подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны —

родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом,

— как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как

действовать каждой из сторон.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за

этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и

обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так

далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно

сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это

нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с

ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.

«Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его

чувства.

«Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие

его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.

«Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал,

обратившись к вам.

«Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала

опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в

будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли

вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один

пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её

родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами,

занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка

и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания.

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все

участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч

ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых.

Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики

конфликтов:

1.

Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это

не стукачество.

2.

Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным

(хотя бы внешне).

3.

Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к

новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое

мощное оружие против агрессии — юмор.

4.

Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять

предложения поучаствовать в ней.

5.

Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых

или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому

она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также

пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает

мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться

на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь

специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной

эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы

и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём

опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны

более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе

разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Проблема буллинга существует и школах нашего города. Для решения данной

проблемы проводится профилактическая работа во всех учебных заведениях.

Данная проблема и пути ее решения рассматривается на заседаниях методического

объединения психологов. Это не только теоретические, но и практические материалы.

Психологи готовят рекомендации для родителей и классных руководителей пр проблеме

профилактики буллинга . Также психологи города проходят обучение и участвуют в

вебинарах, совещаниях, он-лайн консультациях по данной проблематике.

В каждом учебном заведении психологами составляется план мероприятий по

профилактике попадания детей и подростков в деструктивные группы и профилактике

буллинга в школьной среде. Данный план составляется ежегодно и реадизуется в течение

учебного года. Мероприятия направлены на работу с родителями, классными

руководителями и детьми.

В данный план входят следующие мероприятия:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 6-11 классов

Диагностика учащихся по ЕМ СПТ

Изучение социально-психологического климата в коллективах обучающихся

Составление карт на учащихся, состоящих на учете в ОДН

Оформление информационных стендов с телефонами экстренной психологической помощи,

телефонами доверия, телефонами правовой помощи

Коррекционно-развивающие занятия по профилактике скулшутинга, буллинга, ауе

Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе и воспитанию детей группы

риска по скулшутингу, булингу. деструктивным группам

Консультирование по вопросам профилактики скулшутинга, буллинга, ауе среди

несовершеннолетних

Психолого-педагогический лекторий по теме «Буллинг. Жестокость в образовательной среде»

Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения

в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу

Профилактические беседы с учащимися «Ответственность за свое поведение», «Права и

обязанности», «Умей сказать «Нет»

Вебинары для педагогов « Буллинг в образовательной среде. Как предотвратить».

Работа службы медиации

Для решения проблем буллинга в школах выработан алгоритм действий специалистов в

случае возникновения проблемы связанной с данным видом проблемы. Это обязательное

отслеживание соц.сетей детей, придание огласке проблемы и обращение к специалисту

( психологу). Такой алгоритм позволяет эффективно решать проблемы буллинга.

Выводы

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических,

интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму

получают не только участники травли, но и её свидетели.

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и

пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и

постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он

или другие дети в школе подвергаются издевательствам. Развивайте у ребёнка эмпатию и

уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.

Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что должны делать взрослые люди,

чтобы помочь ребенку попавшему в трудную ситуацию.

1.

Расширять просветительско - информационную работу с родителями по вопросам

повышения самооценки детей и подростков.

2.

В школьных коллективах улучшать психологический климат, создавать условия

для развития личности каждого члена детского коллектива.

3.

Проводить мониторинг социальных сетей учащихся и при выявлении проблемы

своевременно сообщать об этом специалистам.

4.

Психологам расширить инструментарий методик для выявления детей группы

риска.



В раздел образования