Напоминание

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством детей старшего дошкольного возраста через кружковую деятельность


Автор: Глебова Екатерина Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством детей старшего дошкольного возраста через кружковую деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомство с декоративно-прикладным творчеством детей старшего

дошкольного возраста через включение в кружковую деятельность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой

современной педагогики и ставит перед системой образования задачу –

воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающего

мира.

Сегодня каждый ребенок воспринимается педагогом и родителями,

как

уникальная

личность,

развивающаяся

в

процессе

активной

самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с

другими людьми.

В соответствии со Стандартом дошкольного образования одной из

задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

является развитие творческих способностей и творческого потенциала

каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми и миром.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на

главный

результат

социализацию

ребенка,

удовлетворение

его

потребности в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в

достижении успеха.

Всестороннее развитие личности ребенка реализовывается через

индивидуальный подход или работу в малых группах. Это открывает

широкие возможности для достижения воспитательной цели и дает

возможность ребенку реализовать себя, применить свои творческие

способности, а педагогу выявить эти способности и интерес. Такой малый

коллектив, в количестве 7 человек, организован в моей группе из детей

желающих, интересующихся и имеющих способности к художественному

творчеству. С ними я реализую программу по декоративно-прикладному

искусству, которую написала сама на основе имеющейся литературы.

Работа проходит во второй половине дня в помещении спальни, один два

раза

в

неделю,

в

зависимости

отмасштаба

запланированного.

Это

дополнительная работа на бесплатной основе с согласия детей и помощи со

стороны родителей. Данная программа находится на стадии апробации,

будет корректироваться, дополняться, изменятся и в перспективе войдет в

вариативную часть основной образовательной программы дошкольной

организации.

Работа по приобщению детей к истокам русской культуры, включение

ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на

материале народного творчества, одно из главных условий полноценного

эстетического воспитания и развития его творческих способностей.

Народное

искусство,

включая

все

его

виды,

обладает

большими

воспитательными

ценностями.

На

основе

знакомства

с

народным

искусством дети учатся понимать прекрасное. Рассматривая произведения

декоративно-прикладного

искусства

испытывают

чувство

радости,

удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия

видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру. Ощущают

стремление научиться создавать и творить.

Для дошкольников разработано достаточно много образовательных

программ,

затрагивающих

изучение

основ

декоративно-прикладного

искусства. Это программы, в которых декоративно-прикладное искусство

является составной частью, наравне с рисунком, живописью, композицией.

Однако, данные программы не в полной мере отвечают цели, которую я

преследую, направленность на ознакомление и освоения видов росписей,

ручного труда, развития мотивации, формирования навыков творческой

деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с

видами декоративно-прикладного искусства.

Разработанная мной программа,

составлена на основе комплексного

подхода, который включает в себя послойное накопление знаний. Система

работы построена так, что на знакомство с одним видом народного

творчества отводится 4-5 недель. Именно такой подход позволяет детям

наиболее полно получить представление о виде народного творчества и

надолго остается в памяти ребенка. Так как в этом задействованы все

анализаторы: слуховой, зрительный, осязательный. Для предварительной

работы материал и информацию для детей стараюсь донести в интересной

для них форме. Первая наша встреча начинается с изучения истории

возникновения

предметов

прикладного

искусства.

Мы

совершаем

виртуальные

экскурсии,

с

помощью

которых

можем

увидеть

технологический процесс изготовления декоративной посуды, предметов

быта

и

игрушек.

Подробно

рассматриваем

элементы

росписи,

последовательность изготовления. Читаем произведения, посвященные

отдельным

видам

народного

творчества.

Рассматриваем

реальные

предметы, проводим пальчиком по узорам, прорисовываем за автором,

выполняем

непосредственно

саму

работу.

Все

это

сопровождается

музыкой, которая идет фоном не заглушая ни меня, ни детей, что дает нам

возможность общаться, обсуждать, делиться впечатлениями.

На организованной в группе выставке у ребят есть возможность

соприкоснуться

с

реальными

предметами

декоративно-прикладного

искусства, рассмотреть и подержать в руках изделия городецкой росписи,

гжели и дымковских игрушек и др.

После того как дети погрузились в атмосферу, прониклись духом

народного

промысла

им

намного

проще

воплотить

и

реализовать

задуманное. Так как они имеют более полное представление о виде

творчества. В отличии от обычного подхода к знакомству с видами

творчества, где дети просто повторяют образ представленный на мольберте.

При

комплексном

подходе,

ребенок

способен

не

только

воспроизвести традиционно предложенный образ народного творчества, но

и воплотить свои творческие фантазии, выполнять импровизации на основе

рассматриваемых техник, имеющихся у ребенка представлений. Это даёт

возможность

юным

талантам

попробовать

свои

силы

в

разных

направлениях

прикладного

творчества.

Они

активно

и

творчески

применяют ранее усвоенные способы и приемы.

Свои работы мы

оформляем в виде выставок, украшаем стены детского сада, готовим

атрибуты для музыкальных праздников и развлечений. Так совместно с

музыкальным руководителем мы подготовили материал для проведения

праздников: «Город мастеров» и «Русский сувенир».

Особое значение в моей работе по ознакомлению детей с народным

искусством имеет региональный компонент. Я знакомлю детей с видами

народных промыслов нашего края, такими как: Ордынская роспись, Урало-

сибирская и Купинская глиняная игрушка. Изделия народных мастеров

нашего края помогают воспитывать у детей внимательное и бережное

отношение

к

окружающей

среде,

так

как

декоративно-прикладное

искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных мастеров

помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это

является основой гармоничного развития ребенка.

В процессе реализации программы дети получают представления о

многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства,

знают и умеют различать стили наиболее известных видов декоративной

живописи, проявляют интерес к предметам народного декоративно-

прикладного искусства, проявляют свои таланты. Родители выражают

слова благодарности, многие мои выпускники пошли дальше развивать

свои таланты в учреждения дополнительного образования.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают

желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии свободу. В

условиях предвкушения удачи процесс будеет проходить легко, вызывая

активный интерес каждого ребенка, независимо от его способностей,что

приводит к желаемому результату.



В раздел образования