Автор: Татьяна Николаевна Лекомцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: пгт.Уни Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для сенсорного развития с помощью дидактических пособий, выполненных своими руками
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для сенсорного развития с помощью дидактических
пособий, выполненных своими руками
Сл.1 Титульный лист
Сл.2
В этом учебном году моя педагогическая деятельность связана с
детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот
возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ещё профессор
Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой»
сенсорного развития. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов;
их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.От того, как
ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во
многом зависит его сенсорное развитие.
Если мы научим руки ребенка
ловкости и умелости, он сможет познать ими многое и разное. Исходя из
вышесказанного родилась тема по самообразованию «Создание условий для
сенсорного развития с помощью дидактических пособий, выполненных
своими руками».
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет
является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию,
усваивает все сенсорные эталоны. В общей системе сенсорного воспитания в
детском саду дидактические игры решают многие образовательные задачи.
Сл.3 Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки
для детей. Это и развивающие коврики, различные мозаики, конструкторы,
пазлы и шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно
сделать своими руками. Работая с маленькими детьми, у меня появилась
идея создать серию игрушек для сенсорного развития, используя подручные
материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы,
шнурки, липучки, старый конструктор и другой подручный материал,
который найдётся в любом доме. На наш взгляд такие пособия несут заряд
позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.
Вашему вниманию предлагаю несколько пособий по сенсорике.
Сл.4,5
Дидактическая
игра
№1
«Тактильный
домик»
Это развивающая игрушка, представляющая собой небольшое картонное
основание, в виде крыши домика, с множеством мелких предметов: замочка,
различных крутилок из старого конструктора, шнуровки ,бус, звучащих
предметов (мелофона и крутящего барабана). Мария Монтессори изобрела
развивающую доску для детей – бизиборд. Он способствует развитию
мышления, логики, сообразительности, мелкой моторики и усидчивости.
Наш тактильный домик выполняет подобные функции.
Сл.6,7 Дидактическая игра № 2«Модуль с животными»
С помощью этого пособия малыши учатся играть с липучками, пуговицами,
знакомятся с животными, а так же развивают не только мелкую моторику, но
и обогащают словарный запас, развивают связную речь.
Эти пособия могут использоваться как в совместном изучении взрослый-
ребёнок, так и в самостоятельной деятельности детей.
Сл.8,9,10. Дидактическая игра № 3«Тренажёр-крышечки»
Это пособие закрепляет навыки «раскручивания» и «закручивания».
Учит
сопоставлять
предметы,
закреплять
знания
по
формированию
элементарных математических представлений.
А так
же развивается
тактильная чувствительность кожного покрова подушечек пальцев ребенка.
В коллективных играх, организованных на основе пособия, – отрабатывается
умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие
коммуникативные умения. Для изготовления этого пособия использовала
крышечки из-под йогурта и молока.
Сл.11,12.Дидактическая игра № 4 «Волшебные пуговички»
В раннем возрасте с помощью этой дидактической игры можно развивать
тонкую пальцевую моторику, а в старшем возрасте закреплять
знания
геометрических фигур и счётных умений. Пособие может использоваться
как в коллективных играх, так и в самостоятельной деятельности детей.
Сл.13,14.Дидактическая игра № 5«Ёжик-тренажёр»
Пособие изготовлено из плотного фетра, на котором можно отрабатывать
умения пользоваться пуговицами, липучками, кнопками, шнурками и т.д.
Можно закреплять знания о цвете, размере, величине. Например,с помощью
этого пособия дети учатся рассказывать сказки, используя предметы-
заменители.(три грибочка- три медведя). - Видео
Сл.15. В целом получились неплохие пособия с минимальными затратами,
но с максимальными, на наш взгляд,
возможностями для обучения и
развития детей раннего дошкольного возраста во всех образовательных
областях.
Для детей с особенностями психофизического развития данное пособие
особенно
необходимо,
оно
будет
являться
стимулятором
развития
сенсомоторики.
(слайд общий)
Сл.16 .Уникальность данных пособий состоит в том, что они очень нравятся
детям. Играя с таким дидактическим материалом, обогащается чувственный
опыт детей, активно включаются все органы чувств, что положительно
влияет на дальнейшее развитие дошкольников.
В соответствии с возрастом детей мы будем усложнять дидактические задачи
и дополнять пособия вспомогательными материалами, новыми атрибутами,
игрушками и развивающими элементами.