Автор: Колясникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №29"
Населённый пункт: Ангарск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы»
Раздел: среднее образование
«Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках литературы»
2 слайд «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до
совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», -
М. Горький.
Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования,
предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет.
Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы
урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи
материала.
Виртуальная жизнь, которую проживают наши дети, становится их
реальностью. И если несколько лет назад Интернет ассоциировался у них только с
социальными
сетями,
то
сегодня
наши
дети
стали
больше
интересоваться
возможностями получения образования в сети.
3 слайд
(ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих
целей:
предоставление учебной информации с привлечением средств технологии
мультимедиа;
осуществление
обратной
связи
с
пользователем
при
интерактивном
взаимодействии;
контроль за результатами обучения и продвижения в учении;)
Задачи,
стоящие
перед
учителем
–
словесником
при
применении
информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других
учителей – предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным
словом, с книгой. Мы должны
обогатить словарный запас учащихся, научить их
владеть
нормами
литературного
языка,
дать
знание
лингвистических
и
литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач
являются электронные образовательные ресурсы.
4 слайд
Цель использования ЭОР на уроках - повышение мотивации учащихся,
повышение качества образования, а также развитие самостоятельной творческой и
исследовательской деятельности учащихся.
Современный урок литературы нельзя сегодня представить без сопоставления
литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез
помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников,
стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает
его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
5 слайд
Современные
ЭОР
позволяют
использовать
на
уроках
литературы
самый
разнообразный цифровой контент – фото, аудио, видеоматериалы. В преподавании
литературы это особенно актуально, ведь литературные произведения получают
вторую жизнь в музыке, живописи, кинематографе.
6 слайд
В своей практике я использую разные ЭОР, но остановиться хотелось бы на
Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов.
Проект
федерального
центра
информационно-образовательных
ресурсов
(ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и
сервисов для всех уровней и ступеней образования.
Электронные учебные модули
создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый
учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный
мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12 000 электронных
учебных
модулей,
созданных
для
общего
образования,
и
более
5
000
–
ориентированных на профессиональное образование.
Слайд 7
ЭОР в данных коллекциях представлены основными типами (как и для других
предметов):
•
информационный (направленный на формирование новых знаний):
•
практический (направленный на закрепление знаний и отработку умений
применять полученные знания в различных ситуациях):
•
контрольный (направленные на проверку уровня сформированных знаний
и умений)
Слайд 8
Через художественные тексты ученик развивается духовно и интеллектуально.
Но вместе с тем, тексты насыщены историческими и художественно-культурными
моментами, знание которых помогает подробнее, более детально анализировать
художественное произведение. На уроках литературы очень существенную роль при
анализе произведений играют пейзаж, цветовая семантика, интерьер помещений,
музыкальные произведения. Тем самым ученик знакомится не только с творчеством
писателей, но и с творчеством художников, композиторов. Это дает отличную
возможность развития у учащихся образного мышления, эстетического вкуса, умения
сравнивать: краски поэта и краски художника, слово поэта и слово музыки.
Слайд 9
Например, творчество Л.Н. Толстого изучается практически в каждом классе. Чтобы
ярче представить биографию писателя мы обращаемся к информационному блоку,
который позволяет учащимся не просто прочитать текст, связанный с фактами
биографии писателя, но и посмотреть иллюстрации к произведениям, прослушать
отрывок из произведения, узнать какие-то дополнительные сведения из справочного
материала и даже посмотреть учебный фильм. Всё это собрано в одном учебном
модуле.
Слайд 10
Или в 11 классе при изучении творчества Астафьева. Учащиеся создают план-
конспект, используя данный ресурс, просматривают фотографии мест, где жил
писатель, слушают отрывок из романа «Прокляты и убиты» в исполнении известных
артистов и мастеров слова, смотрят репродукции картин разных художников,
связанных общей темой с творчеством писателя, н-р, картина Б. Можаева «Деревня».
Слайд 11
М.А. Шолохов «Судьба человека»
(базовое изучение) В данном модуле перед
учащимися поставлена задача исследования рассказа «Судьба человека» с точки
зрения
его
художественной
структуры,
народно-поэтической
основы
этого
произведения,
его
места
в
творческой
биографии
М.
Шолохова.
Задания,
составляющие данный ЭУМ, потребуют от учащихся знания не только сюжета
рассказа, но и таких литературоведческих понятий, как художественные тропы,
образы-символы. Данный модуль даст возможность учителю организовать интересные
исследования учащихся в области лингвистического анализа художественного текста
этого произведения.
Задания
сопровождаются разнообразным
иллюстративным
материалом, музыкальными отрывками, а также видеофрагментом — эпизодом
фильма «Судьба человека», снятого по рассказу М. Шолохова.
Слайд 12
Данную работу учащиеся могут выполнить как дома самостоятельно, так и в школе на
уроке, если позволяет техническое оснащение. Ответив на все вопросы, ученик
сохраняет работу в свою папку. Учитель может просмотреть работу и выставить
оценку. Причем, в результатах мы видим, все ли задания выполнил учащийся, сколько
раз он воспользовался подсказками, сколько раз выполнял работу, каков процент
выполнения работы.
Слайд 13
Контрольный
тест
«Творчество
Федора
Михайловича
Достоевского»
(базовое
изучение) Рассказать о выполнении
Вариантов может быть несколько
Слайд 14
Таким образом,ЭОР помогают решить ряд задач:
1.Расширение информационного и эстетического пространства (они насыщены
качественной
информацией,
представлены
с
учетом
эстетических
принципов,
учитывают психологические особенности современного ребенка).
2.Осуществление
межпредметных
связей
(особенно
с
предметами
музыка,
изобразительное искусство, история, мхк) и освоения метапредметных понятий (ритм,
форма, настроение, чувства, речь, творчество, искусство, народ, Родина и др.)
3.Осуществление самостоятельной поисковой деятельности учащихся, направленной
на развитие их познавательной активности на уроке.
4.Подготовка и включение в учебную деятельность материалов познавательного и
контрольного характера, самостоятельная либо групповая работа с ними учеников
5.Осуществление практической работы учащимися для закрепления полученных
знаний и освоенных умений (выполнение практических заданий ЭОР в функции
тренажеров).
Межпредметная интеграция на уроках литературы способствует развитию
коммуникативных навыков, толерантности, критическому мышлению и видению
целостной картины мира.