Автор: Аликина Яна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: п.Юго-Камский, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7) лет с ОНР III уровня
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Подготовила
Я.В.Аликина – учитель-логопед
На
современном
этапе
развития
образования
и
постоянного
возрастания требований к уровню готовности детей к обучению, главными и
актуальными становятся исследования, которые посвящены поиску путей
эффективной подготовки к обучению в школе дошкольников, имеющих
нарушения речи.
В период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных
внешних условиях в состоянии овладеть целым рядом умений, важных для
успешного усвоения навыков письма в школе
Дошкольный возраст – период интенсивного роста сформированности
всех
органов
системы
организма.
Именно
в
дошкольном
возрасте
формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат
основой его нормального физического и психического развития [12].
В настоящее время все больше увеличивается число детей с
нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.
Графомоторные навыки детей
с ОНР III
уровня
отличаются
незрелостью
сложных
произвольных
форм
зрительно-моторной
координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе
бумаги,
неправильное
положение
руки
во
время
графомоторной
деятельности, слабая развитость мелкой моторики.
Для
овладения
письмом
как
графомоторным
навыком,
кроме
сформированных
оптико-пространственных
представлений,
фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития
двигательных навыков,
Об этом говорится в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим
недоразвитием речи характерно отставание в развитии двигательной сферы.
У некоторых детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой
координации сложных движений, неуверенности в выполнении точных
движений, снижении скорости и ловкости выполнения.
Графо-моторный навык – это определенное положение и движения
пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать
простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий
предмет.
Компоненты графо-моторного навыка:
- зрительное внимание,
- зрительная память,
- зрительно-пространственные отношения,
- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция
контроля,
- зрительно-моторные,
- слухо-моторные координации,
- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон
головы при письме),
- мелкая моторика.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
• дорисовывание незаконченных рисунков;
• дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные
изображения, но с недостающими деталями);
• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии
реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию
предметов (изображение их с помощью символов).
Виды
деятельности,
способствующие
развитию
тактильно-
двигательных ощущений
1.
Пальчиковая гимнастика
2.
Шнуровки
3.
Массаж
и
самомассаж
кистей,
ладоней
и
пальцев
рук
с
использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.
4.
Работа с песком, манной крупой:
рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.
5.Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.
6. Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др. •
7.Игры: лего, пазлы, мозайка и др.
8.Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур
9.Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под
углом,
скатывание
округлых
форм,
прищипывание,
вдавливание,
сглаживание.)
10. Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)
11.Поделки из природных материалов
12. Шитье, вязание, плетение и др.
Графо-моторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их
движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;
ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение
заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание
геометрических
фигур;
зарисовка
деталей,
предметов;
дорисовывание
незаконченных
рисунков;
дорисовывание
рисунков
с
недостающими
деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их
с помощью символов);
Процесс овладения графомоторными навыками является довольно
трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он
вдвойне сложен. В настоящее время доказано, что уровень развития высших
форм познавательной деятельности зависит от состояния двигательного
анализатора, а особенно – от уровня сформированности тонких движений
кистей и пальцев рук.
В связи с этим считается обязательным проведение мероприятий по
развитию мелкой моторики рук, особенно как часть комплекса, нацеленного
на обучение и коррекцию развития детей с ОНР.
Проблема развития пальцевой моторики по многим причинам является
актуальной в наши дни. Прежде всего стоит отметить, что в повседневной
жизни большинство детей испытывают множество различных трудностей
при попытке осуществления тонких движений рук.
Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у
старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение,
которое
поспособствует
сглаживанию
дефекта.
Если
не
проводить
коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в
дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения
навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю
утомляемость
руки,
слабую
фиксацию
рабочей
строки.
Поэтому
в
дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для
овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного
и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования
детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее
движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая
стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок
умнее».
Список использованных источников
1.
Анищенко
Ю.В.
«Формирование
графомоторных
навыков
у
дошкольников»
2. Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента
письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
3.Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные
вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Сековец Л.С. —
М.: АРКТИ, 2015. — 248 с.
4. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду.
- Ярославль: Академия развития, 2019.- 128 с.
5.
Тельминова А.В.
« Развитие графомоторных навыков у младших
школьников с нарушениями речи»