Напоминание

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7) лет с ОНР III уровня


Автор: Аликина Яна Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: п.Юго-Камский, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста ( 6-7) лет с ОНР III уровня
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ГРАФО-МОТОРНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Подготовила

Я.В.Аликина – учитель-логопед

На

современном

этапе

развития

образования

и

постоянного

возрастания требований к уровню готовности детей к обучению, главными и

актуальными становятся исследования, которые посвящены поиску путей

эффективной подготовки к обучению в школе дошкольников, имеющих

нарушения речи.

В период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных

внешних условиях в состоянии овладеть целым рядом умений, важных для

успешного усвоения навыков письма в школе

Дошкольный возраст – период интенсивного роста сформированности

всех

органов

системы

организма.

Именно

в

дошкольном

возрасте

формируются те двигательные качества, навыки и умения, которые служат

основой его нормального физического и психического развития [12].

В настоящее время все больше увеличивается число детей с

нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи.

Графомоторные навыки детей

с ОНР III

уровня

отличаются

незрелостью

сложных

произвольных

форм

зрительно-моторной

координации. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе

бумаги,

неправильное

положение

руки

во

время

графомоторной

деятельности, слабая развитость мелкой моторики.

Для

овладения

письмом

как

графомоторным

навыком,

кроме

сформированных

оптико-пространственных

представлений,

фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития

двигательных навыков,

Об этом говорится в работах Т.Б. Филичевой, Г.Ф. Чиркиной детям с общим

недоразвитием речи характерно отставание в развитии двигательной сферы.

У некоторых детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой

координации сложных движений, неуверенности в выполнении точных

движений, снижении скорости и ловкости выполнения.

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения

пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать

простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий

предмет.

Компоненты графо-моторного навыка:

- зрительное внимание,

- зрительная память,

- зрительно-пространственные отношения,

- функции распределения внимания с одного объекта на другой и функция

контроля,

- зрительно-моторные,

- слухо-моторные координации,

- координации разных частей тела (например, поза туловища и наклон

головы при письме),

- мелкая моторика.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

• дорисовывание незаконченных рисунков;

• дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные

изображения, но с недостающими деталями);

• упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии

реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию

предметов (изображение их с помощью символов).

Виды

деятельности,

способствующие

развитию

тактильно-

двигательных ощущений

1.

Пальчиковая гимнастика

2.

Шнуровки

3.

Массаж

и

самомассаж

кистей,

ладоней

и

пальцев

рук

с

использованием массажных мячей, массажеров, прицепок и др.

4.

Работа с песком, манной крупой:

рисование, прорисовывание элементов букв, букв и др.

5.Работа с крупой: пальчиковый бассейн, перебирание крупы и др.

6. Работа с ножницами, бумагой: вырезание, оригами, аппликация и др. •

7.Игры: лего, пазлы, мозайка и др.

8.Раскраски, штриховки, трафареты, обведение по контуру различных фигур

9.Лепка (работа с пластилином — скатывание колбасок, скатывание под

углом,

скатывание

округлых

форм,

прищипывание,

вдавливание,

сглаживание.)

10. Аппликация (бумага, ткань, пух, вата, фольга)

11.Поделки из природных материалов

12. Шитье, вязание, плетение и др.

Графо-моторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их

движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела;

ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение

заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание

геометрических

фигур;

зарисовка

деталей,

предметов;

дорисовывание

незаконченных

рисунков;

дорисовывание

рисунков

с

недостающими

деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их

с помощью символов);

Процесс овладения графомоторными навыками является довольно

трудоёмким для ребёнка, а для детей с логопедическим заключением ОНР он

вдвойне сложен. В настоящее время доказано, что уровень развития высших

форм познавательной деятельности зависит от состояния двигательного

анализатора, а особенно – от уровня сформированности тонких движений

кистей и пальцев рук.

В связи с этим считается обязательным проведение мероприятий по

развитию мелкой моторики рук, особенно как часть комплекса, нацеленного

на обучение и коррекцию развития детей с ОНР.

Проблема развития пальцевой моторики по многим причинам является

актуальной в наши дни. Прежде всего стоит отметить, что в повседневной

жизни большинство детей испытывают множество различных трудностей

при попытке осуществления тонких движений рук.

Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у

старших дошкольников с ОНР позволит правильно построить обучение,

которое

поспособствует

сглаживанию

дефекта.

Если

не

проводить

коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в

дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения

навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю

утомляемость

руки,

слабую

фиксацию

рабочей

строки.

Поэтому

в

дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для

овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного

и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования

детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше

уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше

взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее

движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая

стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок

умнее».

Список использованных источников

1.

Анищенко

Ю.В.

«Формирование

графомоторных

навыков

у

дошкольников»

2. Исаева М.А. «Формирование навыков графомоторного компонента

письма у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

3.Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные

вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Сековец Л.С. —

М.: АРКТИ, 2015. — 248 с.

4. Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду.

- Ярославль: Академия развития, 2019.- 128 с.

5.

Тельминова А.В.

« Развитие графомоторных навыков у младших

школьников с нарушениями речи»



В раздел образования