Напоминание

«Волшебный квадрат» (оригами) Возраст детей: 4 – 7 лет


Авторы: Парунова Ольга Викторовна, Ольга Викторовна Парунова
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: город Комсомольск на Амуре Хабаровский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно – эстетической направленностиДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: «Волшебный квадрат» (оригами) Возраст детей: 4 – 7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей «Семицветик» № 15

Принята на заседании Утверждена

Педагогического совета заведующим МДОУ д/с № 15

Протокол №_1_ _____________/ Кустовой Л.В.

От 30.08.2018 г. приказ № 65 од от 30.08.2018 г.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

Художественно

эстетической

направленности

«

Волшебный

квадрат

»

(

оригами

)

Возраст

детей

: 4 – 7

лет

Срок

реализации

: 3

года

Автор – составитель:

Парунова Ольга Викторовна

Воспитатель

г. Комсомольск – на – Амуре

2018г.

Структура.

- Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы……………. 3

пояснительная записка…………………………………………………………………3

цель и задачи программы……………………………………………………………..5

содержание программы……………………………………………………………….. 8

планируемые результаты……………………………………………………………19

- Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»…

условия реализации программы………………………………………………21

формы отчетности, образовательных результатов……21

формы предъявления и демонстрации образовательных

результатов……………………………………………………………………………21

оценочные материалы………………………………………………………… 23

методические материалы……………………………………………………24

список литературы………………………………………………………………25

2

Раздел № 1

«Комплекс основных характеристик программы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской

ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

Направленность программы

Программа дополнительного образования

«Волшебный

квадрат»

имеет

интеллектуально

-

творческую

направленность.

В

процессе

складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими

понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно

происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что

необходимо

детям

дошкольного

возраста.

Простейшие

способы

конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам,

по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала

вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

На занятиях оригами у детей развивается художественное восприятие,

совершенствуются

навыки

конструктивного

творчества.

Оригами

это

складывание

фигурок

из

бумаги

без

клея

и

ножниц.

Данная техника

складывания бумаги позволяет не только заинтересовать детей и вовлечь их в

творческий процесс, но и развивает мелкую моторику, согласованность обеих

рук, конструктивное мышление, что необходимо для подготовки детей к

обучению в школе.

Оригами развивают познавательные способности детей, умения и навыки

ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует

характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться

на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение и не требуют особых

приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может

складывать фигурки оригами везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь

руки и лист бумаги. Еще не оформившаяся и не полностью развитая костно-

мышечная ткань туловища, а также рук позволяет ребенку легко выполнять

3

мелкие и точные движения,

складывание. Такие занятия для ребенка –

большой

труд.

Выполняя

различные

действия,

такие,

как

вырезание,

складывание бумаги, ребенок упражняет свою руку и приучается точно

согласовывать ее работу с работой глаза. Такая координация зрения и

движения

является

необходимым

условием

дальнейшего

успешного

выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно

достигает высокого качества.

Вот почему очень важно и необходимо

заниматься с ребенком именно такими видами деятельности, среди которых

главное место занимает оригами.

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого

воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности,

умения

бережно

и

экономно

использовать

материал,

намечать

последовательность

операций,

активно

стремиться

к

положительному

результату.

Актуальность программы

в том, что она позволит обогатить навыки

общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в

процессе

освоения

программы.

Программа

способствует

развитию

познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка

путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая

система

практических

занятий

позволит

формировать,

развивать,

корректировать

у

дошкольников

пространственные

и

зрительные

представления.

Актуальность программы - в создании условий для развития личности

ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к

общечеловеческим

ценностям,

для

социального

и

культурного

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении

психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с

семьей.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую

очередь связана с возможностью использования его как средства развития

мелкой

моторики

рук.

Использование оригами обеспечивает

хорошую

тренировку

пальцев,

способствует выработке

движений

кисти,

развивает

точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё

это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего

возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных

элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и

расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших

дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Предлагаемая программа направлена на достижение цели ознакомления

детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое

4

развитие детей в процессе

овладения элементарными приемами техники

оригами, как художественного способа конструирования из бумаги является

отличительной особенностью от других программ.

Программа составлена на основе:

Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.

Оригами для малышей» Черенкова Е.Ф.

Интернет ресурсы

Особенности организации образовательного процесса

Форма организации – кружок.

Для успешного освоения программы занятия

проводятся по подгруппам.

Группа детей одного возраста (4-5, 5-6, 6-7 лет). Состав группы – постоянный.

Объем и срок освоения программы

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на 3 года обучения

1-ый год обучения - средняя группа (4-5 лет)

2-ой

год обучения - старшая (5-6 лет)

3-ий

год обучения - подготовительная группа (6-7 лет)

Возрастная группа

Количество занятий в

Количество часов

в

неделю

в

месяц

в

год

в

неделю

(мин.)

в месяц

в

год

средняя группа (4-5 лет)

1

4

36

20

1ч. 20

мин.

12ч.

старшая (5-6 лет)

1

4

36

25

1ч. 40

мин.

15ч.

подготовительная группа (6-7

лет)

1

4

36

30

2ч.

18ч.

Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй

половине дня. Продолжительность занятий 15 – 30 минут.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - Сформировать умения выполнять работы в технике

оригами.

Основные задачи по программе

ОБУЧАЮЩИЕ:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми

формами оригами.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

5

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг,

квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь

ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное

воображения детей в процессе овладения элементарными приемами

техники оригами .

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии

детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным

движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать

глазомер.

Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать интерес к искусству оригами.

Расширять коммуникативные способностей детей.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять

коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить

аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал,

содержать в порядке рабочее место.

Задачи 1 года обучения (средняя группа):

Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами:

«книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»;

изготовление простых поделок, доступных детям средней группы.

Задачи:

Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику,

совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали,

тщательно разглаживать место сгиба.

Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь»,

«треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

6

Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться

конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или

аппликации.

Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами

бумаги.

Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной

самооценки.

Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные,

изобразительные, оформительские способности.

Задачи 2 года обучения (старшая группа)

Программа

второго

года

обучения

включает

в

себя

разделы

по

ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и

развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой»,

«складка молния», «вогнуть»), по изготовлению

базовых форм оригами

(«двойной

квадрат»,

«двойной

треугольник»,

«дом»,

«водяная

бомба»,

«катамаран»

Задачи:

Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и

интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -

оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя

движения пальцев и кистей рук.

Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат,

двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.

Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в

искусстве оригами.

Развивать память и внимание.

Задачи 3 года обучения (подготовительная группа)

Программа третьего года обучения знакомит детей со схематичным

изображением работы.

Задачи

Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными

терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и

7

развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб

горой», «складка молния», «вогнуть».

Закреплять знания детей о правилах складывания базовых форм

оригами

Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе,

самооценку.

Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление

соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации,

образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого

познавательного материала последовательно (от простого к сложному),

чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть

интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей

желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к

достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу

изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения

дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с

педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство,

соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с

детьми.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

№ Месяц/ тема

Сентябрь

Программное содержание

1

Знакомство с

Познакомить детей с искусством оригами.

8

искусством оригами

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета,

тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить

основные

геометрические

понятия,

свойства

квадрата, определить нахождение углов, сторон.

Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали,

отрезать лишнюю часть, получая квадрат.

2

Превращения

квадратика базовая

форма – книжка .

Открытка

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить

точному

совмещению

углов

и

сторон

в

процессе

складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в открытку.

3

Превращения

квадратика Базовая

форма -треугольник

Познакомить с базовой формой «треугольник».

Рассказать о

другом названии – «косынка».

Отработка

основного

элемента

складывания

–сгиб

по

диагонали.

4

Превращения

квадратика базовая

форма - дверь

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть край

листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата

пополам,

№ Месяц/ тема

Октябрь

Программное содержание

1

Веер - гармошка

Обучить детей складывать веер из прямоугольного листа

бумаги. закрепить навыки складывания листа в разном

направлении, проглаживая сгибы;

воспитывать усидчивость и бережное отношение к бумаге

2

Превращения

квадратика базовая

форма - блинчик

Знакомство с основной базовой формой «блинчик».

Повторить основные элементы складывания.

Учить

точному

совмещению

углов

и

сторон

в

процессе

складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

3

Рыбка - скалярия

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных

направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая

сгибы.

4

Стаканчик

Отработка складывания базовой формы «треугольник».

Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы

«треугольник».

№ Месяц/ тема

Ноябрь

Программное содержание

1

Конверт

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных

направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая

сгибы.

9

2

Белый зайка

Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм –

треугольник и воздушный змей. Учить ребёнка аккуратно

сгибать

квадрат

по

диагонали,

последовательно

делая

необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно

совмещать углы и стороны.

3

Сердце – ко дню

матери

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами;

научить мастерить сердце

4

Елка

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике

оригами

Закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

№ Месяц/ тема

Декабрь

Программное содержание

1

Домик

Повторить основные элементы складывания.

Учить

точному

совмещению

углов

и

сторон

в

процессе

складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

2

Снежинка

На основе наглядных образцов показать детям различные

способы изготовления снежинок из бумаги. Предложить детям

сделать понравившиеся им снежинки, используя графические

образцы, для украшения группы.

3

Мордочка поросёнка

(год свиньи)

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на

основе базовой формы «Треугольник»

4

Украшаем ёлку

Развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, фантазию.

Творчество.

№ Месяц/ тема

Январь

Программное содержание

1

Коллективная работа -

Птицы

Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя,

из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и

разглаживать линии.

2

Паровоз

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в

технике оригами;

3

Шапка - пилотка

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в

технике оригами; учить использовать готовые поделки в игре.

4

№ Месяц/ тема

Февраль

Программное содержание

1

Лисичка

Учить

ребёнка

аккуратно

сгибать

квадрат

по

диагонали,

10

последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя

основному правилу: точно совмещать углы и стороны.

2

Карандаш – закладка Закреплять основные базовые формы в оригами, учить чётко

следовать инструкции педагога.

3

Лодочка к 23 февраляФормировать умения создания фигур в технике оригами.

Развивать

мелкую

моторику

ребенка.

умение

красиво,

аккуратно

складывать

фигуру,

развивать

воображение

4

Кот

Складывание

мордочки

кота

на

основе

базовой

формы

«треугольник».

Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам,

опускать острые углы вниз

«Оживление» поделки – рисуем глаза, нос, рот.

№ Месяц/ тема

Март

Программное содержание

1

Превращение

квадрата – базовая

форма – воздушный

змей

Знакомство с основной базовой формой «воздушный змей».

Повторить основные элементы складывания.

Учить

точному

совмещению

углов

и

сторон

в

процессе

складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

2

Мороженое

Учить детей изготовлению мороженого в технике оригами;

помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

3

Веселые мордашки

Закрепить навыки складывания ранее изученных фигур, на

основе базовой формы «Треугольник»

4

По замыслу

Предложить

детям

изготовить

поделки

используя

раннее

полученные

знания.

Развивать

мелкую

моторику

рук

и

воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии

листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник»,

«квадрат»

№ Месяц/ тема

Апрель

Программное содержание

1

Делим квадрат на 16

частей

Закреплять основные базовые формы в оригами, учить чётко

следовать инструкции педагога.

2

Пёсик

Складывание мордочки собаки на основе базовой формы

«треугольник».

Учить

находить

острый

угол,

перегибать

треугольник пополам, опускать острые углы вниз «Оживление»

поделки – рисуем глаза, нос, рот.

3

Коробочка

Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;

закрепить умение следовать инструкциям педагога.

11

4

Кошелёк

Закреплять основные базовые формы в оригами, учить чётко

следовать инструкции педагога.

№ Месяц/ тема

Май

Программное содержание

1

Военный конверт –

письмо с фронта

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных

направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая

сгибы. Повторить сгибание по двум основным базовым формам,

закрепить навыки сгибания на равные части.

2

Бабочка - мотылёк

познакомить с изготовлением простейших поделок в технике

оригами путем складывания квадрата по диагонали.

3

Воздушный змей

Повышать интерес к изготовлению поделок в технике оригами;

научить

мастерить

воздушного

змея;

закрепить

навыки

декоративного украшения готовой фигурки.

4

Берёзовая роща

(деревья весной)

Учить детей изготовлению деревьев в технике оригами; помочь

каждому ребенку добиться желаемого результата.

2 год обучения

№ Месяц/ тема

Сентябрь

Программное содержание

1

Гриб

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов

складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой

формы «дверь»

2

Дерево

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной

формы, используя основные элементы складывания (загнуть

край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по

диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму

«дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить

размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя

соответствующее место.

3

Сова

Развивать у детей умение складывать преобразовывать базовую

форму

воздушный

змей.

Учить

выполнять

поделку,

последовательно делая необходимые сгибы.

4

Лягушка

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру;

продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами,

№ Месяц/ тема

Октябрь

Программное содержание

1

Змейка – двухцветная Закрепить

умение

складывать

знакомые

базовые

формы

самостоятельно

2

Утка

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в

технике оригами;; учить использовать готовые поделки в игре.

3

Сумочка

Создать у детей хорошее настроение; повышать интерес к

12

занятиям

оригами,

используя

игровые

приемы;

учить

использовать

готовые

фигурки

в

театрализованной

деятельности.

4

Кошечка

Учить детей изготавливать новые поделки в технике оригами

№ Месяц/ тема

Ноябрь

Программное содержание

1

Лисичка

Учить

ребёнка

аккуратно

сгибать

квадрат

по

диагонали,

последовательно делая необходимые сгибы, чётко следуя

основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Поделка с

усложнением.

2

Лебедь

показать и научить складывать из квадрата бумаги поделку

«лебедь» ; - продолжить развивать логическое и конструктивное

мышления, внимание, память ; - продолжить совершенствовать

мелкую моторику рук.

3

Корабль

Продолжать развивать интерес к изготовлению фигурок в

технике оригами;

4

Цветы

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь

каждому ребенку добиться желаемого результата.

№ Месяц/ тема

Декабрь

Программное содержание

1

Волшебные

превращения

бумажного квадрата –

базовая форма -

катамаран

Закрепить умение следовать инструкции педагога; познакомить

с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и

конструктивное воображение

2

Елка из салфеток

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего

новогоднего

праздника;

продолжать

учить

детей

делать

фигурки в технике оригами

3

Новогодние

украшения

Развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка, фантазию.

Творчество.

4

Дед мороз

Закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами

№ Месяц/ тема

Январь

Программное содержание

1

Птица – синица

Учить делать птицу синицу, используя два квадрата, желтого и

серого цвета.

2

Снеговик

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя

13

основные элементы складывания, продолжать учить определять

точку пересечения намеченных линий. Учить соединять

заготовки в единое целое и добавлять деталями,

изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

3

зимняя сказка –

коллективная работа

Учить делать зимнее дерево в технике оригами. Развивать

мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

4

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц,

корабликов,

воспитывать

желание

заботиться

о

младших,

упражнять в свободном выборе цвета.

№ Месяц/ тема

Февраль

Программное содержание

1

Птица Снегирь

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных

направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая

сгибы.

2

Собачка

Учить выполнять поделку на основе двух базовых форм –

треугольник и воздушный змей. Учить ребёнка аккуратно

сгибать

квадрат

по

диагонали,

последовательно

делая

необходимые сгибы, чётко следуя основному правилу: точно

совмещать углы и стороны. Учить проговаривать свои действия,

использую специальную терминологию.

3

Военные корабли на

море – коллективная

работа

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать

ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить

изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление

коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою

фигурку на общем полотне.

4

Ваза

Учить детей изготовлению вазы в технике оригами; помочь

каждому ребенку добиться желаемого результата.

№ Месяц/ тема

Март

Программное содержание

1

Цветы к празднику

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой

базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка,

соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая

вершины углов и стороны деталей. Оформить праздничную

открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

2

Сюринет

Учить детей изготовлению модели в технике оригами; помочь

каждому ребенку добиться желаемого результата.

3

Голуби

Познакомить детей с простейшей формой изготовления голубя,

из базовой формы квадрат, умение правильно складывать и

разглаживать линии.

4

Весенний город –

коллективная работа

Закреплять умение складывать квадрат пополам, по диагонали,

находить

центр квадрата, складывать его по диагонали и

пополам, загибать край листа к середине, определив путем

14

сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнув

углы

квадрата

к

центру.

Развивать

творческое

воображение,

ориентир на плоскости, внимание, память.

№ Месяц/ тема

Апрель

Программное содержание

1

Листья

Учить

складывать

квадрат

по

диагонали,

«треугольник»,

отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать

интерес к результатам своего труда.

2

«Космос»

Закрепить умение детей складывать базовую форму «двойной

треугольник.

На

её

основе

изготовить

фигурку

«ракеты».

Упражнять в декоративном украшении поделок.

3

Цветок с листьями

Способствовать формированию добрых чувств к близким и

радовать их поделками, сделанными своими руками в технике

оригами. Развивать память, внимание.

4

Гусеница

Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали; сгибать углы

на каждой детали одинаково. Учить рисовать на заготовке глаза,

рот.

№ Месяц/ тема

Май

Программное содержание

1

Мухомор

Закрепить

умение

перегибать

прямоугольник

пополам,

совмещая короткие стороны. Учить детей с помощью надрезов

на зеленой полоске снизу делать травку, украшать шляпку

белыми кружочками.

2

3

По замыслу

Предложить

детям

изготовить

поделки

используя

раннее

полученные

знания.

Развивать

мелкую

моторику

рук

и

воображение. Умение правильно сгибать и сглаживать линии

листа. Закрепить базовые формы: «Книжка», «треугольник»,

«квадрат»

4

«Подводное царство».Формировать умения создания фигур в технике оригами.

Развивать мелкую моторику ребенка.

3 год обучения

№ Месяц/ тема

Сентябрь

Программное содержание

1

Ветка рябины

Учить детей правильно самостоятельно «читать»

пооперационную карту; закрепить умение мастерить поделки из

базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в

коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы,

которой смогут полюбоваться люди.

15

2

Аквариум

Учить изготовлять коллективную работу. Поощрять творческую

инициативу детей. Развивать мелкую моторику рук;

Развивать глазомер. Воспитывать умение работать в коллективе

3

Яблоко

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить

находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении,

создавая образ круга- яблока. Развивать мелкую моторику рук.

4

Груша

Закрепить знания детей о фруктах и их формах. Научить

находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении,

создавая

образ

прямоугольника-груши.

Развивать

мелкую

моторику рук.

№ Месяц/ тема

Октябрь

Программное содержание

1

Волк

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один

из углов кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать

голову,

рисовать

глаза.

Развивать

глазомер.

Воспитывать

усидчивость.

2

Лиса

Учить детей слушать устные инструкции педагога. Воспитывать

аккуратность в работе с бумагой.

3

Пирамидка

Продолжать учить складывать базовую форму «конфетка» и на

ее основе делать поделку. Воспитывать усидчивость.

4

Весёлые лягушки

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру;

продолжать учить детей мастерить игрушки в технике оригами,

используя пооперационную карту.

№ Месяц/ тема

Ноябрь

Программное содержание

1

Гномик

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2

заготовок

(голова,

туловище);

закреплять

знание

базовой

формы

«воздушный

змей»

и

умение

изготовить

ее

самостоятельно. Закреплять навыки складывания квадратного

листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

2

Кот

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм.

Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов.

Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать

уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до

вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе,

внимание.

3

Журавлик

Учить

складывать

базовую

форму

«двойной

квадрат»,

вкладывать половинки внутрь по намеченным сгибам. Развивать

глазомер. Воспитывать радость от поделки, сделанными своими

руками.

4

Кошелек

Учить детей сгибать верхние и нижние уголки на середину,

сгибать поделку пополам. Продолжать учить украшать поделку

узором

16

№Месяц/ тема

Декабрь

Программное содержание

1

Снеговик

Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя

основные элементы складывания, продолжать учить определять

точку

пересечения

намеченных

линий.

Учить

соединять

заготовки

в

единое

целое

и

добавлять

деталями,

изготовленными в технике оригами (ведро, нос)

2

Еловая веточка с

игрушками

Закрепить умение складывать самостоятельно базовую форму

«воздушный змей». Учить детей из заготовок выкладывать

еловую веточку, украшать веточку сложенными игрушками.

3

Новогодние

украшения

Вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к

новогоднему

празднику;

продолжать

учить

мастерить

из

бумажных квадратов несложные поделки.

4

Ёлочка

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего

новогоднего праздника; продолжать учить детей мастерить

поделки в технике оригами, используя пооперационную карту и

схему;

познакомить

с

новой

базовой

формой

«водяная

бомбочка».

№Месяц/ тема

Январь

Программное содержание

1

Медведь

Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что

детали головы и туловища выполняются по отдельности из

квадратов

разной

величины.

Воспитывать

и

развивать

способность контролировать с помощью мозга движения рук и

пальцев.

2

Хлопушка

Учить детей складывать углы в складку «гора». Воспитывать

интерес к конструированию из бумаги.

3

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды

«косынкой»,

опускать

противоположные

углы

к

центру

квадрата,

получая

«конфетку».

Продолжать

учить

детей

внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать

самостоятельность и внимание.

4

Звездочка

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный

змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая

короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей.

Воспитывать усидчивость, ответственность.

№Месяц/ тема

Февраль

Программное содержание

1

Лодочка.

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами

из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном

17

выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование

готовых поделок в играх

2

Подарок папе,

Самолёт для папы

.

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух

деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

3

Летучая мышь.

Научить детей складывать летучую мышь: сложить из квадрата

треугольник.

Развивать

внимание,

усидчивость.

Оформить

деталями поделку.

4

Человек.

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм.

Развивать познавательный интерес, умение работать по схеме.

Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

№Месяц/ тема

Март

Программное содержание

1

Подарок маме.

Познакомить

с

оформлением открыток с

использованием

фигурок

выполненных

в

технике

оригами,

воспитывать

аккуратность, усидчивость. Закреплять умение самостоятельно

читать пооперационные карты – схемы.

2

Тюльпан.

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь

каждому ребенку добиться желаемого результата.

3

Лебедь

Закрепить умение складывать двойной треугольник. Учить

сгибать верхние острые углы к вершине, образуя квадрат,

вырезать фигурные крылья. Развивать творческие способности.

4

Слоник

Учить

детей

совершать

последовательность

действий.

Воспитывать интерес к работе с бумагой.

№Месяц/ тема

Апрель

Программное содержание

1

Матрешка

Закрепить умение сгибать прямоугольник пополам «книжкой».

Научить

детей

совершать

последовательность

действия.

Развивать творческие способности.

2

Ракета

Закреплять умение работать по схеме. Закрепить умение

складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы

полученного

треугольника

вверх.

Развивать

глазомер.

Воспитывать аккуратность в работе.

3

Корзинка

Учить детей складывать базовую форму «двойной треугольник»,

сгибать острые углы верхнего треугольника и вставлять один в

другой. Продолжать учить детей украшать свою поделку.

Воспитывать аккуратность при работе с бумагой.

4

Мышка-норушка

Продолжать учить из квадрата большего размера складывать

базовую форму «воздушный змей», перегибать нижнюю часть,

отгибать

уголки

кверху.

Закрепить

умение

дорисовать

недостающие детали. Воспитывать уверенность в себе.

№Месяц/ тема

Программное содержание

18

Май

1

Цыпленок

Закрепить умение сгибать квадрат большего размера пополам

«косынкой», из двух маленьких квадратов складывать заготовку

«воздушный змей». Развивать глазомер

2

Курица

Закрепить умение перегибать квадрат дважды «косынкой».

Научить

детей

совершать

последовательность

действий.

Развивать глазомер.

3

Петух

Закрепить умение сгибать квадрат по диагонали, полученный

треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы

в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно

украшать свою поделку.

4

ИТОГОВОЕ

По замыслу

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.

Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как

правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам

своего труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате обучения по данной программе дети:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы

оригами;

научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике

оригами;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное

воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,

творческие способности и фантазию.

познакомятся с искусством оригами;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки

работы в коллективе.

К концу первого года обучения дети могут:

самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами

«книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик»,

«конфета»;

19

по образцу изготавливать несложные поделки.

знать и называть геометрические фигуры;

ориентироваться на листе бумаги;

уметь намечать линии;

тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы,

и т.п.);

добиваться конечного результата;

самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей

работы и работы сверстников

К концу второго года обучения дети могут:

ориентироваться на листе бумаги

знать названия, различать и применять в работе условные обозначения

оригами;

знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;

изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;

добиваться конечного результата;

самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей

работы и работы сверстников;

уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину

неудачи.

К концу третьего года обучения дети могут:

изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.

уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину

неудачи.

Работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции и читая схемы

20

Раздел № 2

«Комплекс организационно-педагогических условий»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение процесса обучения включает в

себя:

групповое

помещение

с

естественным

и

искусственным

освещением, хорошо проветриваемое.

Информационное обеспечение: аудио магнитофон, телевизор с флешкой.

Оборудование на каждого ребенка: столы, стулья, ножницы, бумага,

клей, цветные карандаши, мелки.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

- журнал посещаемости;

- результаты мониторинга освоения программы (1 раз в конце учебного

года - май);

- перечень и образцы готовых работ;

- фотоматериалы.

21

Формы предъявления и демонстрации образовательных

результатов

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1 года обучения

Ф.И.

ребёнка

самостоятельно делает и называет

основные базовые формы оригами

«книжка», «дверь», «треугольник»,

«воздушный змей», «блинчик»,

«конфета»;

по образцу делает несложные

поделки.

Ориентируется на листе бумаги;

тщательно и аккуратно

разглаживает линии сгиба;

Умеет украсить свою поделку

(дорисовать, наклеить, добавить..)

1

2

3

4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

2 года обучения

22

Ф.И.

ребёнка

Ориентируется на листе бумаги

Знает и называет правила

складывания бумаги при

выполнении оригами;

Изготавливает базовые формы и

простые поделки по схеме и

образцу

Добивается конечного результата

1

2

3

4

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

3 года обучения

Ф.И.

ребёнка

изготавливает базовые формы и

простые поделки по схеме и

образцу.

тщательно и аккуратно

разглаживать линии сгиба;

Работает самостоятельно по

операционным схемам

1

2

3

4

23

Оценочные материалы

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за

детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной

деятельности с ними. Наблюдение ставит своей целью выстраивание

индивидуального маршрута развития ребенка, отслеживание динамики его

продвижения и последующее осуществление коррекции. Мониторинг в форме

наблюдения проводится на протяжении всего учебного года. Выявленные

показатели развития ребенка фиксируются педагогом. Итоговые результаты

подводятся в конце учебного года (май). Фиксация показателей развития

выражается в словесной (опосредованной) форме: не сформирован; находится

на стадии становления; сформирован.

В данных мониторинга педагог отражает динамику становления основных

(ключевых) характеристик, а также результаты освоения Программы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПРИВИВАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА И

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРИГАМИ:

Владение ножницами.

Обработка квадрата.

Создание основ (базовых форм) оригами

Составление творческих композиций.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы, интеграция

образовательных областей.

ФОРМА ЗАНЯТИЙ

– тематическая совместная деятельность

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться,

цветной.

24

Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для

показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ

одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение

детьми.

Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть

точным.

После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить

приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно

изготовить поделку от начала до конца.

ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется

дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом

предмете складывания.

1.

Подготовка к занятию (установка на работу).

2.

Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

повторение названия базовой формы;

повторение действий прошлого занятия;

3.

Введение в новую тему:

загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические

сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц,

насекомых; интересные истории и т.п.);

показ образца;

рассматривание образца, анализ ;

повторение правил складывания.

4.

Практическая часть:

показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по

схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки

и сформированности навыков);

вербализация детьми

некоторых этапов работы (расшифровка

схемы: «Что здесь делаю?»;

текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);

самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому

плану, технологической карте;

оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в

композицию;

анализ

работы

детей

(аккуратность,

правильность

и

последовательность

выполнения,

рациональная

организация

25

рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности,

творчество, оригинальность, эстетика).

Список литературы

1.

Е. Ф. Черенкова «Оригами для малышей».

2.

С. Мусиенко, Г. Бутылкина «Оригами в детском саду»

3.

С .Соколова «Оригами. Игрушки из бумаги

26



В раздел образования