Авторы: Кычкина Анна Ильинична, Гурьева Наталья Константиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с Чуораанчык
Населённый пункт: Чурапчинский ул. с. Чурапча
Наименование материала: статья "Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста"
Тема: Статья "Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста.
Актуальность: Развитие речи одной из основных задач раннего возраста.
Цель: Развивать компоненты устной речи у детей раннего возраста
через решение следующих задач:
1.
Способствовать развитию речевой и двигательной активности у
детей;
2.
Развивать речевые навыки через общую моторику в разных видах
деятельности;
3.
Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой
моторики рук в разных видах деятельности;
4.
Установить
эмоционально-положительное
взаимодействие
взрослого с ребенком и детей между собой.
Воспитание детей: развитие их личности с первых дней жизни-одна из
главных обязанностей родителей. Семья приобщает ребенка к окружающей
жизни и миру звуков еще до его рождения. Андрей Бертин утверждает, что
«мать-этопервая вселенная ребенка. С материальной и психической точек
зрения». По ее мнению, матери и отцы должны находить время для общения
разговоров с еще не появившемся на свет, но уже ожидаемым ребенком, в
этом случае после сразу же после рождение ребенок узнает голоса родителей/
см.: Андрэ Бэртин. Воспитание в утробен матери._Л.,1991/.
Словарно-звуковые контакты умных и любящих родителей с новорожденным
постоянны. Пеленая ребенка, мать проговаривает все свои действия: «Сейчас
положим нашего сыночка в сухие пеленочки», «Нашу доченьку положим на
бочок», «Почему плачет моя Ксюшенька?», «Кушать хочет Игорек?»,
«Вадимушке сменим рубашечку» и т. д. при этом ребенок воспринимает не
только слова, но и их нежную, любовную интонацию. Родительское «агу-
агу»
побуждает
ребенка
к
«гудению»
на
основе
звукоподражания,
воспроизведение знакомых звуков. По тому же принципу звукоподражания
ребенок начинает лепетать «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», «дай-дай-дай»
или «да-да-да» и др. это примитивное воспроизведение «мама», «папа»,
«баба».
В
этот
предречевой
период
закладываются
предпосылки
последующего стремительного развития речи. В течение этого периода
усвоение речи становится необходимым для ребенка, так как с помощью
звуков и речи он начинает высказывать свои пожелания или выражать
отношение к происходящему вокруг. Начальная речь для него становится
возможной и эмоционально положительноокрашенной, так за каждое вновь
произнесенные слова он получает родительское одобрение и похвалу,
родительское удивление и восхищение.
Первыми словами ребенка становится названия предметов., которые его
окружают и которые произносили взрослые, обращаясь к нему или общаясь
между собой. Сложность становления и затем развития речи ребенка в семье
заключается в том, что он должен вначале услышать звуки и слова,
запомнить их и увязать с определенными предметами или действиями, а
затем научиться произносить эти звуки и слова, открыть для себя все то, что
составляет
знаковую
природу
речи
как
средства
общения
и
что
представляется
очевидным
взрослому,
но
не
является
таковым
для
маленького ребенка.
В
обогащении
словарного
запаса
ребенка
большое
значение
имеют
колыбельные песни, потешки, игры, сопровождаемыми движениями. Даже
самое простое «баю-баюшки-баю» у ребенка вызывает положительные
эмоции, потому что колыбельная посвящена лично ему и включает его имя:
«Баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Придет серенький волчок, схватит
Ксюшу за бочок». Пронес умывания также сопровождается словами:
«Водичка, водичка, умой Ксюшеньке личико, чтобы глазки блестели, чтобы
щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». « Ладушки-ладущки»
включает
ребенка
в
движение,
рассматривание
собственных
ручек-
пальчиков, помогает усваивать название частей тела: «на головушки сели» и
т. д. все приведенные примеры являются наглядной иллюстрацией того, что
речь входит в жизнь ребенка как средства общения с окружающими,
источник положительных эмоций.
К речевому общению родители побуждают детей просьбой-приглашением
типа:
«Скажи».
«Покажи»,
«Скажи-кукла»,
«Скажи-мячик».
Успешно
проходит постановки звуков, трудных для детей и игровых занятиях.
Родители спрашивают: «Как жужжит жук?» Затем вместе с ребенком они
воспроизводят этот звук «Ж-ж-ж». «Как рычит собака?»-«Р-р-р-р». «Как
гогочут гуси?»-«Га-га-га-га». «Как квакают лягушки?»-«Ква-ква-ква-ква».
Желательно эти вопросы задавать,
рассматривая вместе с ребенком
соотвествующие картинки. Еще лучше, если есть возможность наблюдать в
натуре, на природе, в естественных условиях и жука, и собачку, и гусей, и
лягушку. Ребенок овладает речь, познавая мир,-родители ему в этом
помогают.
Таким образом, параллельно и одновременно развивается познавательная и
голосовая активность ребенка, формируется простейшие знание о мире
физических вещей взаимодействие ребенка со взрослым служит источником
формирования языковой способности ребенка, его умение говорить и
общаться с помощью слов. В первую очередь как еще отмечено,- это
«ритуализированные» действия, то есть действия, организованные по
определенным правилам, выработанные и принятые в том обществе и в той
культуре, к которой принадлежат родители ребенка. Примером такого
взаимодействия может служить ритуал укладывания спать: пеленание или
раздевание, укладывание ребенка в постель, укрывание одеялом, баюкание,
поцелуй перед сном-все это при словесном сопровождении. То же-при
кормлении, то же-при купании, то же-при игре. Сотни раз повторенные слова
взрослых необходимы ребенку для его общего развития, а так же для
развития его речи, для формирования первых представлений о природе
языка. Но речь ребенка- не только копирование образцов, представленных в
речи взрослых. Она результат «вызревания» врожденных, изначально
присущих младенцу способностей». «Возникновение речи-это продукт
совместной
работы
взрослого
и
ребенка,
продукт
их
социального
взаимодействия…взрослый постепенно прокладывает ребенку путь в мир
культуры и человеческого языка как элемента этой культуры»,-утверждает
психолог О. В. Баженова. /См. «Популярная психология для родителей»-М.,-
С71/.
На первом году жизни ребенок делает целый ряд открытий о природе речи,
которые позволяет ему в дальнейшем, начиная со второго года жизни с
поразительной быстротой и легкостью овладевать не только определенными
словами, но и правилами построения речи, всем богатством человеческого
языка. Ученые подсчитали, что к шести годам ребенок может овладеть
словарным запасом в четырнадцать тысяч слов. А это значит, что ежедневно
он усваивает девять новых слов, то есть по одному слову каждый час
бодрствования. Конечно, в жизни речевое развитие не протекает так
равномерно, но приведенные данные говорят о стремительном процессе
развития речи детей в первые годы жизни при благоприятных условиях.
Велика роль семьи в постановке звуков и исправлении устойчивых дефектов
речи детей. Игровая форма помогает ставить звуки: «Давай игр-р-рать в тр-р-
рактор», «Заводи его-тр-р-р-р-р». При разъяснении смыслового различия
слов можно вместе с детьми посмеяться над тем, что хотела сказать одно, но
получается
совсем
другое
из-за
неправильно
произнесенных
звуков:
говорила «лодочка», а получилось «водочка», хотела сказать «ложка», а
получилось «вошка»-спутаны звуки «л» и «в». Да же маленькие дети
понимают этот юмор и начинают более тщательнее и старательнее
выговаривать звук «л» и произносить его там, где раньше они произносили
«л»: «Мамочка срабенькая», вместо «слабенькая», «граза» вместо «глаза».
Здесь вновь нужна терпеливая работа по исправлению этой «путаницы».
С
пониманием
и
терпением
родители
должны
отнестись
к
тому
«словотворчеству», на которое способны дети в раннем возрасте. Усвоив
слово дом, как помещение, где живут люди, гараж Ксюша назвали «би-би-
дом», а на предупреждение родителей о том, что лекарство трогать нельзя-
это яд, она ответила: «Ну дайте хоть одну ядиньку». Эту способность к
словотворчеству детей раннего возраста подметил еще К. И. Чуковский,
собрав наиболее интересные примеры в книге «От двух до пяти».
Следует родителям употреблять «детскую» лексику, то есть вместо
конкретного слова произность: «бяка», «биби», «нака» вместо конфета,
«бобо», «ата-та» и др. это будет содерживать развитие детской речи.
Желательно помогать детям выражать мысли нужными словами: «плохая»,
«машина», «болит», «нельзя», «не трогай» и т. д.
Иногда дети долго не могут овладеть связной речью. Необходимо
проанализировать причины задержки развития речи. Они могут исходить от
родителей: слишком быстрая речь, неразборчивая речь, невнятная речь,
родители мало разговаривают с ребенком. Могут быть и другие причины.
Поэтому в таких случаях необходимо проконсультироваться не только у
врачей-педиатра, который наблюдает общее развитие ребенка, но и у
психиатра.
Учитывая подражательность в поведении и речи ребенка, родителям
необходимо исключить из своего обихода грубые интонации, бранные слова,
неуважительную форму речевого общения друг с другом, назойливое
исправление речевых ошибок детей. Не редко родители, теряя терпение,
заканчивают за детей начатую ими фразу, что также не способствует
развитию речи детей, а лишь обижает их и тормозит развитие речи. Дефекты
речи детей подчас являются следствием беспокойства и тревоги, вызванных
нарушением нормальной семейной атмосферы. Волнение, страх, гнев-все эти
эмоции первую очередь отражаются на речи, так как они связаны с
измерениями дыхательного аппарата и психического состояния ребенка.
Речевой аппарат, речевой механизм, находится в прямой зависимости от
чувств, от общего состояния ребенка.
Таким образом, раннее детство, возраст до поступления в детский сад-это
целая эпоха в семейном воспитании и развитии ребенка, когда телесное,
умственное и эмоциональное развитие тесно связаны между собой. Сознание
ребенка и его речь зависит от того, какие впечатления из физического
окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль его
научении и развитии играют конкретные предметы, явления. В процессе
развития речи параллельно с этим развивается интеллект и мышление
ребенка.
Ко всему уже сказанному следует добавить, что для развития речи детей
раннего возраста в семье следует культивировать чтение вслух не только для
детей, но как средство общение и организации семейного досуга, в том числе
всех членов семьи. Здесь уместно напомнить зарифмованную мудрость:
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому
«Чтение книг, а вначале рассматривание картинок вместе с ребенком,
рассказывание сказок по картинкам-это специально организованные занятия
для общение с ним и развития для его речи. В семье формируется культ
книги, традиции семейного чтения, навык пересказа прочитанного и обмен
мнениями, обсуждение прочитанного. Ребенок в этот процесс вовлекается
непроизвольно, приобщается к книг, образному слову без принуждение.
Образное слово может звучать в семье в контексте народной песни и
народной сказки. Ребенок вслед за родителями начинает петь колыбельную
своим любимым игрушкам, укладывая их спать. Он с удовольствием
подсказывает бабушке забытые или подмененные слова в сказке, которую
она рассказывает малышу перед сном. Ребенок охотно называет все
предметы, изображенные в книгам, которую рассматривает вместе со
взрослыми.
Ребенок, над развитием речи которого плодотворно поработали в семье,
легче войдет в жизнь дошкольного учреждения, когда ему исполнился три
года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Ладыжинская Т.А,, Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыжинская Н.В.
Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. - Методические
рекомендации. М.,1995.С.95.
2.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – Книга для учителя., 1991.
3.
Любимые стихи моей прабабушки /Сост. Е.О.Путилова. М., 1992. С.47.
4.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и
практика обучения. Изд. 2-е. М. 1994. С.189.
5.
Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». Книга 1,2,3.
–Книга для учителя. М.,1995.С.208.