Напоминание

Статья "Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста"


Авторы: Кычкина Анна Ильинична, Гурьева Наталья Константиновна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с Чуораанчык
Населённый пункт: Чурапчинский ул. с. Чурапча
Наименование материала: статья "Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста"
Тема: Статья "Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль и место семьи в развитии речи раннего возраста.

Актуальность: Развитие речи одной из основных задач раннего возраста.

Цель: Развивать компоненты устной речи у детей раннего возраста

через решение следующих задач:

1.

Способствовать развитию речевой и двигательной активности у

детей;

2.

Развивать речевые навыки через общую моторику в разных видах

деятельности;

3.

Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой

моторики рук в разных видах деятельности;

4.

Установить

эмоционально-положительное

взаимодействие

взрослого с ребенком и детей между собой.

Воспитание детей: развитие их личности с первых дней жизни-одна из

главных обязанностей родителей. Семья приобщает ребенка к окружающей

жизни и миру звуков еще до его рождения. Андрей Бертин утверждает, что

«мать-этопервая вселенная ребенка. С материальной и психической точек

зрения». По ее мнению, матери и отцы должны находить время для общения

разговоров с еще не появившемся на свет, но уже ожидаемым ребенком, в

этом случае после сразу же после рождение ребенок узнает голоса родителей/

см.: Андрэ Бэртин. Воспитание в утробен матери._Л.,1991/.

Словарно-звуковые контакты умных и любящих родителей с новорожденным

постоянны. Пеленая ребенка, мать проговаривает все свои действия: «Сейчас

положим нашего сыночка в сухие пеленочки», «Нашу доченьку положим на

бочок», «Почему плачет моя Ксюшенька?», «Кушать хочет Игорек?»,

«Вадимушке сменим рубашечку» и т. д. при этом ребенок воспринимает не

только слова, но и их нежную, любовную интонацию. Родительское «агу-

агу»

побуждает

ребенка

к

«гудению»

на

основе

звукоподражания,

воспроизведение знакомых звуков. По тому же принципу звукоподражания

ребенок начинает лепетать «ма-ма-ма», «па-па-па», «ба-ба-ба», «дай-дай-дай»

или «да-да-да» и др. это примитивное воспроизведение «мама», «папа»,

«баба».

В

этот

предречевой

период

закладываются

предпосылки

последующего стремительного развития речи. В течение этого периода

усвоение речи становится необходимым для ребенка, так как с помощью

звуков и речи он начинает высказывать свои пожелания или выражать

отношение к происходящему вокруг. Начальная речь для него становится

возможной и эмоционально положительноокрашенной, так за каждое вновь

произнесенные слова он получает родительское одобрение и похвалу,

родительское удивление и восхищение.

Первыми словами ребенка становится названия предметов., которые его

окружают и которые произносили взрослые, обращаясь к нему или общаясь

между собой. Сложность становления и затем развития речи ребенка в семье

заключается в том, что он должен вначале услышать звуки и слова,

запомнить их и увязать с определенными предметами или действиями, а

затем научиться произносить эти звуки и слова, открыть для себя все то, что

составляет

знаковую

природу

речи

как

средства

общения

и

что

представляется

очевидным

взрослому,

но

не

является

таковым

для

маленького ребенка.

В

обогащении

словарного

запаса

ребенка

большое

значение

имеют

колыбельные песни, потешки, игры, сопровождаемыми движениями. Даже

самое простое «баю-баюшки-баю» у ребенка вызывает положительные

эмоции, потому что колыбельная посвящена лично ему и включает его имя:

«Баю-баюшки-баю, не ложись на краю. Придет серенький волчок, схватит

Ксюшу за бочок». Пронес умывания также сопровождается словами:

«Водичка, водичка, умой Ксюшеньке личико, чтобы глазки блестели, чтобы

щечки алели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». « Ладушки-ладущки»

включает

ребенка

в

движение,

рассматривание

собственных

ручек-

пальчиков, помогает усваивать название частей тела: «на головушки сели» и

т. д. все приведенные примеры являются наглядной иллюстрацией того, что

речь входит в жизнь ребенка как средства общения с окружающими,

источник положительных эмоций.

К речевому общению родители побуждают детей просьбой-приглашением

типа:

«Скажи».

«Покажи»,

«Скажи-кукла»,

«Скажи-мячик».

Успешно

проходит постановки звуков, трудных для детей и игровых занятиях.

Родители спрашивают: «Как жужжит жук?» Затем вместе с ребенком они

воспроизводят этот звук «Ж-ж-ж». «Как рычит собака?»-«Р-р-р-р». «Как

гогочут гуси?»-«Га-га-га-га». «Как квакают лягушки?»-«Ква-ква-ква-ква».

Желательно эти вопросы задавать,

рассматривая вместе с ребенком

соотвествующие картинки. Еще лучше, если есть возможность наблюдать в

натуре, на природе, в естественных условиях и жука, и собачку, и гусей, и

лягушку. Ребенок овладает речь, познавая мир,-родители ему в этом

помогают.

Таким образом, параллельно и одновременно развивается познавательная и

голосовая активность ребенка, формируется простейшие знание о мире

физических вещей взаимодействие ребенка со взрослым служит источником

формирования языковой способности ребенка, его умение говорить и

общаться с помощью слов. В первую очередь как еще отмечено,- это

«ритуализированные» действия, то есть действия, организованные по

определенным правилам, выработанные и принятые в том обществе и в той

культуре, к которой принадлежат родители ребенка. Примером такого

взаимодействия может служить ритуал укладывания спать: пеленание или

раздевание, укладывание ребенка в постель, укрывание одеялом, баюкание,

поцелуй перед сном-все это при словесном сопровождении. То же-при

кормлении, то же-при купании, то же-при игре. Сотни раз повторенные слова

взрослых необходимы ребенку для его общего развития, а так же для

развития его речи, для формирования первых представлений о природе

языка. Но речь ребенка- не только копирование образцов, представленных в

речи взрослых. Она результат «вызревания» врожденных, изначально

присущих младенцу способностей». «Возникновение речи-это продукт

совместной

работы

взрослого

и

ребенка,

продукт

их

социального

взаимодействия…взрослый постепенно прокладывает ребенку путь в мир

культуры и человеческого языка как элемента этой культуры»,-утверждает

психолог О. В. Баженова. /См. «Популярная психология для родителей»-М.,-

С71/.

На первом году жизни ребенок делает целый ряд открытий о природе речи,

которые позволяет ему в дальнейшем, начиная со второго года жизни с

поразительной быстротой и легкостью овладевать не только определенными

словами, но и правилами построения речи, всем богатством человеческого

языка. Ученые подсчитали, что к шести годам ребенок может овладеть

словарным запасом в четырнадцать тысяч слов. А это значит, что ежедневно

он усваивает девять новых слов, то есть по одному слову каждый час

бодрствования. Конечно, в жизни речевое развитие не протекает так

равномерно, но приведенные данные говорят о стремительном процессе

развития речи детей в первые годы жизни при благоприятных условиях.

Велика роль семьи в постановке звуков и исправлении устойчивых дефектов

речи детей. Игровая форма помогает ставить звуки: «Давай игр-р-рать в тр-р-

рактор», «Заводи его-тр-р-р-р-р». При разъяснении смыслового различия

слов можно вместе с детьми посмеяться над тем, что хотела сказать одно, но

получается

совсем

другое

из-за

неправильно

произнесенных

звуков:

говорила «лодочка», а получилось «водочка», хотела сказать «ложка», а

получилось «вошка»-спутаны звуки «л» и «в». Да же маленькие дети

понимают этот юмор и начинают более тщательнее и старательнее

выговаривать звук «л» и произносить его там, где раньше они произносили

«л»: «Мамочка срабенькая», вместо «слабенькая», «граза» вместо «глаза».

Здесь вновь нужна терпеливая работа по исправлению этой «путаницы».

С

пониманием

и

терпением

родители

должны

отнестись

к

тому

«словотворчеству», на которое способны дети в раннем возрасте. Усвоив

слово дом, как помещение, где живут люди, гараж Ксюша назвали «би-би-

дом», а на предупреждение родителей о том, что лекарство трогать нельзя-

это яд, она ответила: «Ну дайте хоть одну ядиньку». Эту способность к

словотворчеству детей раннего возраста подметил еще К. И. Чуковский,

собрав наиболее интересные примеры в книге «От двух до пяти».

Следует родителям употреблять «детскую» лексику, то есть вместо

конкретного слова произность: «бяка», «биби», «нака» вместо конфета,

«бобо», «ата-та» и др. это будет содерживать развитие детской речи.

Желательно помогать детям выражать мысли нужными словами: «плохая»,

«машина», «болит», «нельзя», «не трогай» и т. д.

Иногда дети долго не могут овладеть связной речью. Необходимо

проанализировать причины задержки развития речи. Они могут исходить от

родителей: слишком быстрая речь, неразборчивая речь, невнятная речь,

родители мало разговаривают с ребенком. Могут быть и другие причины.

Поэтому в таких случаях необходимо проконсультироваться не только у

врачей-педиатра, который наблюдает общее развитие ребенка, но и у

психиатра.

Учитывая подражательность в поведении и речи ребенка, родителям

необходимо исключить из своего обихода грубые интонации, бранные слова,

неуважительную форму речевого общения друг с другом, назойливое

исправление речевых ошибок детей. Не редко родители, теряя терпение,

заканчивают за детей начатую ими фразу, что также не способствует

развитию речи детей, а лишь обижает их и тормозит развитие речи. Дефекты

речи детей подчас являются следствием беспокойства и тревоги, вызванных

нарушением нормальной семейной атмосферы. Волнение, страх, гнев-все эти

эмоции первую очередь отражаются на речи, так как они связаны с

измерениями дыхательного аппарата и психического состояния ребенка.

Речевой аппарат, речевой механизм, находится в прямой зависимости от

чувств, от общего состояния ребенка.

Таким образом, раннее детство, возраст до поступления в детский сад-это

целая эпоха в семейном воспитании и развитии ребенка, когда телесное,

умственное и эмоциональное развитие тесно связаны между собой. Сознание

ребенка и его речь зависит от того, какие впечатления из физического

окружения он воспринимает своими чувствами. Решающую роль его

научении и развитии играют конкретные предметы, явления. В процессе

развития речи параллельно с этим развивается интеллект и мышление

ребенка.

Ко всему уже сказанному следует добавить, что для развития речи детей

раннего возраста в семье следует культивировать чтение вслух не только для

детей, но как средство общение и организации семейного досуга, в том числе

всех членов семьи. Здесь уместно напомнить зарифмованную мудрость:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому

«Чтение книг, а вначале рассматривание картинок вместе с ребенком,

рассказывание сказок по картинкам-это специально организованные занятия

для общение с ним и развития для его речи. В семье формируется культ

книги, традиции семейного чтения, навык пересказа прочитанного и обмен

мнениями, обсуждение прочитанного. Ребенок в этот процесс вовлекается

непроизвольно, приобщается к книг, образному слову без принуждение.

Образное слово может звучать в семье в контексте народной песни и

народной сказки. Ребенок вслед за родителями начинает петь колыбельную

своим любимым игрушкам, укладывая их спать. Он с удовольствием

подсказывает бабушке забытые или подмененные слова в сказке, которую

она рассказывает малышу перед сном. Ребенок охотно называет все

предметы, изображенные в книгам, которую рассматривает вместе со

взрослыми.

Ребенок, над развитием речи которого плодотворно поработали в семье,

легче войдет в жизнь дошкольного учреждения, когда ему исполнился три

года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Ладыжинская Т.А,, Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыжинская Н.В.

Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. - Методические

рекомендации. М.,1995.С.95.

2.

Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – Книга для учителя., 1991.

3.

Любимые стихи моей прабабушки /Сост. Е.О.Путилова. М., 1992. С.47.

4.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и

практика обучения. Изд. 2-е. М. 1994. С.189.

5.

Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». Книга 1,2,3.

–Книга для учителя. М.,1995.С.208.



В раздел образования