Автор: Давыдова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29
Населённый пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Тема: "Развитие речи детей"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда
возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается
воображение,
творчество,
общая
инициативность.
Однако
все
эти
важнейшие
качества
формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство
опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и
хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые
игры.
Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве
главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве
детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее
часа.
Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть -
они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время
детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они
констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей
другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана
(разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как
исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого
делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра
уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и
личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются
мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней
ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение
правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и
осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная
область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они
делают, и хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит
и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность
некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не
знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё
поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.
А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в
сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно,
это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми,
учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со
стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно
принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как
надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать
правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей
игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для
ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость,
ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего
этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от
окружающих взрослых.
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою
деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У
большинства
из
них
не
развито
воображение,
отсутствует
творческая
инициатива
и
самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом
для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности
возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало
волнуют эти проблемы.
Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается
степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять
инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует
нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в
детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни -
таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить
самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут
указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и
самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в
школе.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает
представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами
для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь
использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,
вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет
свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах
стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую
обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут
питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений
развивать их язык.
Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки,
подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать
детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по
существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при
ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы
наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке,
своих положительных, лучших сторон.
Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими
выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках
социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков,
связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной,
навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из
которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания
свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского
дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время.
Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития
языка детей.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены
определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.