Напоминание

"Развитие речи детей"


Автор: Давыдова Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №29
Населённый пункт: г. Саяногорск, Республика Хакасия
Наименование материала: "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Тема: "Развитие речи детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда

возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается

воображение,

творчество,

общая

инициативность.

Однако

все

эти

важнейшие

качества

формируются не на учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство

опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и

хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые

игры.

Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве

главной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве

детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру остаётся менее

часа.

Однако и этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть -

они возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время

детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом они

констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.

Это действительно так. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей

другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана

(разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как

исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого

делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра

уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.

Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и

личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно развиваются

мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней

ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение

правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и

осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная

область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они

делают, и хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит

и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность

некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не

знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё

поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в

сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно,

это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми,

учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако эти правила исходят извне, со

стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно

принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как

надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать

правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей

игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для

ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность - это не только действия по правилам, это осознанность, независимость,

ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего

этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от

окружающих взрослых.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют сами организовать свою

деятельность, наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У

большинства

из

них

не

развито

воображение,

отсутствует

творческая

инициатива

и

самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным периодом

для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что все эти способности

возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало

волнуют эти проблемы.

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается

степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять

инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует

нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в

детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют интерес к учёбе уже в младших классах.

Преимущества раннего обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни -

таких «готовых» детей уже не надо учить читать и считать. Но как только нужно проявить

самостоятельность, любознательность, способность решать и думать - эти дети пасуют и ждут

указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая пассивность, отсутствие интересов и

самостоятельности, внутренняя пустота будет иметь весьма печальные результаты не только в

школе.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает

представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами

для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь

использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,

вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет

свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах

стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую

обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут

питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений

развивать их язык.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки,

подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать

детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по

существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при

ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы

наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть, и в языке,

своих положительных, лучших сторон.

Игры куклами при условии правильной организации их и педагогического руководства ими

выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках

социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков,

связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной,

навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из

которых каждый требует сотрудничества языка. Взрослые уделяют недостаточно внимания

свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского

дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время.

Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития

языка детей.

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены

определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно.



В раздел образования