Автор: Шмакова Наталья Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида.
Населённый пункт: Республика Коми город Инта
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок «Художественно–творческого развития детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа по проведению кружка по
аппликации
«Художественно–творческого развития детей
раннего возраста»
группа «Цыплята»
Воспитатель: Шмакова Наталья Валерьевна
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка:
Данная программа рассчитана на детей 2 – 3 лет. Разработана с учетом Основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее
ФГОС ДО), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года №1155; зарегистрирован в Министерстве образования и
науки РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30 384;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.1.3049-13;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
-Устав МБДОУ Детский сад № 29 «Рябинушка»
1.5
Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной
программы
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие со-
циально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребён-
ка 2- 3 лет
К трем годам:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении резуль-
тата своих действий;
1
использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, ка-
рандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навы-
ками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движе-
ниях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводитдействия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться
под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазание, перешагивание и пр.).
Цель программы
.
Ознакомление детей с искусством аппликации. Развитие творческих способностей, воображения.
Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого, развитие мыслительных
способностей и раскрытие творческого потенциала детей.
Основные задачи программы.
Обучающие:
Знакомить со свойствами бумаги, обучать различным приёмам работы с бумагой.
Учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине.
Учить аккуратно пользоваться клеем-карандаш, использовать в работе кисть, салфетку.
Приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
Учить содержать в порядке рабочее место.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству аппликации.
Расширять коммуникативные способности детей.
2
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда.
Воспитывать аккуратность, усидчивость.
Принципы реализации программы.
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, образцы, картинки.
2. Принцип наглядности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала
последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивала знания постепенно.
3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для
детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться
к достижению результата.
4. Принцип личностно – ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как
активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают
его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с
детьми.
Методы, используемые на занятиях кружка.
- Беседа, рассказ, сказка.
- Рассматривание иллюстраций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе удастся положительно повлиять на развитие
эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и
коммуникативных способностей. Малыши разовьют мелкую моторику рук, глазомер. Дети станут
более усидчивыми, станут стремиться довести начатое до конца, активизируется речевая активность.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Проведение выставок детских работ.
Участники.
Дети 2-3 лет, педагог, родители.
Пояснительная записка
.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми
темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно
проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений,
музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и
изобразительной деятельности.
3
Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, я пришла к убеждению,
что занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для
малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во
время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами
для достижения результата.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих
возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают,
составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по
площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки
поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг
с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных
изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также
формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних
возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении
одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию
аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является
одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Цель:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои
художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и
детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении
собственных замыслов;
привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
учить создавать коллективные работы.
Данные занятия развивают творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное
мышление, навыки полноценного общения.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия в младшей группе – 10 минут.
Всего 34 занятие. Срок программы 1 год.
Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие
активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности
детей раннего возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные
задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как
4
коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными
материалами и их свойствами; освоят навыки работы с клеем; научатся некоторым приемам
преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую
моторику рук.
Перспективный план по аппликации во второй группе раннего возраста
Дата
Название
Программное содержание
Сентябрь занятие 1
Знакомство с бумагой
и как можно создать
сказку на бумаге
самим, сказка
«Теремок»
Знакомить Теремок
. Учить детей приклеивать готовые формы с
помощью клея-карандаша. Учить распределять клей
по всей поверхности тыльной стороны заготовки.
Занятие 2
Чашка для мишутки
(синяя чашка
приклеить белые
горошины)
Продолжать учить детей конструировать из бумаги.
Учить распределять рисунок (горошины). Закрепить
синий цвет.
Занятие 3
Вот какие у нас
листочки.
Вызвать интерес к созданию коллективного панно из
осенних листьев. Учить раскладывать красивые
листочки на голубом фоне и приклеивать.
Познакомить с техникой аппликации: наносить клей
на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к
фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство
цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким,
красивым явлениям природы.
Занятие 4
Пушистая тучка.
Продолжать учить детей создавать рельефные
изображения из пластилина модульным способом-
отщипывать кусочки, прикладывать к фону и
прикреплять (прижимать, примазать)пальчиками.
Вызвать интерес к созданию красивой пушистой
тучки из кусочков пластилина разного цвета.
Разнообразить способы деления пластилина на части
(отщипывание, отрывание,откручивание),.Развивать
чувство формы, фактуры, тактильные ощущения.
Укреплять пальчики и кисть руки.
Октябрь
Занятие 5
Веточка рябины
Учить детей приклеивать готовые формы с
помощью клея-карандаша. Учить распределять клей
по всей поверхности тыльной стороны заготовки.
Занятие 6
Флажок
Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета.
Занятие 7
Дорожка для куклы
Учить детей наклеивать чередуя круг и квадрат по
линии, развивая о поощряя самостоятельность.
Занятие 8
Платье в горошек
Учить детей на данной заготовке наклеивать круги
бумаги, развивая эстетику.
Ноябрь
занятие 9
Лоскутное одеяло.
Вызвать интерес к созданию образа лоскутного
одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики
на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную
композицию из индивидуальных работ. Подвести к
5
практическому освоению понятия» часть и целое
Занятие 10
Снеговик-великан.
. Вызвать интерес к изображению снеговика-
великана в сотворчестве с педагогом и другими
детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой
бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и
прикладывать к силуэту снеговика в пределах
нарисованного контура. Дать наглядное
представление о части и целом (снеговик-целое,
снежки-части). Учить наблюдать за оформительской
работой педагога. Развивать чувство формы.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность,
интерес к совместной продуктивной деятельности.
Занятие 11
Колобок покатился по
лесной дорожке.
. Учить детей создавать выразительный образ
Колобка в технике бумажной пластики: сминать
бумажную салфетку в комок, раскатывать в
ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную
фломастером в виде кривой линии. Развивать
чувство формы, мелкую моторику, согласованность в
работе обеих рук. Воспитывать интерес к
изображению сказочных героев доступными
средствами.
Занятие 12
Разноцветные
камешки
Продолжать знакомить детей с бумагой и её
свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё
комочки, приклеивать их к картону, формировать
интерес и положительное отношение к работе.
Декабрь
занятие 13
Веселый снеговик
Учить приклеивать три круга друг над другом,
самые маленькие – ручки, знакомить с зимними
героями,
Занятие 14
Праздничная ёлочка
Учить детей создавать образ нарядной праздничной
ёлочки на основе незавершённой композиции
(силуэта ёлки). Продолжать учить элементам
бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки
или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки
и приклеивать на силуэт ёлки-хаотично (огоньки)
или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить
технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в
клей и прикреплять к фону, крепко прижимая.
Развивать чувство формы, цвета и ритма.
Воспитывать самостоятельность, интерес к
изодеятельности.
Занятие 15
Снеговик-великан.
Снеговик-великан.
Задачи. Вызвать интерес к изображению снеговика-
великана в сотворчестве с педагогом и другими
детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой
бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и
прикладывать к силуэту снеговика в пределах
нарисованного контура. Дать наглядное
представление о части и целом (снеговик-целое,
снежки-части). Учить наблюдать за оформительской
работой педагога. Развивать чувство формы.
6
Воспитывать аккуратность, самостоятельность,
интерес к совместной продуктивной деятельности.
Занятие 16
Вот какие у нас
кораблики!
Вызвать интерес в созданию коллективной
композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на
основе рисунков). Учить детей составлять
изображение кораблика из готовых форм(трапеций
и треугольников разного размера). Закрепить навык
наклеивания готовых форм. Развивать чувство
формы и композиции. Воспитывать
любознательность.
Январь
Занятие 17
Пирамидка
Пирамидка – одна из любимых игрушек малышей.
Подобным образом придумывайте различные игры
с ней, подключайте ваши игрушки.
Занятие18
Вот какие у нас
цыплятки.
Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими
детьми создавать образ цыплят: по выбору педагога-
рисовать или делать аппликации. Уточнить
представление о внешнем виде цыплёнка (туловище
и голова-круги разной величины, тонкие ножки, на
голове-клюв и глаза). Развивать чувство формы и
цвета. Воспитывать интерес к природе, желание
отображать свои представления и впечатления в
изодеятельности
Февраль Занятие19
Вот какой у нас букет!
. Вызвать интерес к созданию красивого букета в
сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить
составлять композицию из готовых элементов-цветов
и листиков: выбирать их по своему желанию и
размещать на сложной форме (силуэте букета).
Показать возможность изготовления цветка в
технике бумажной пластики-из мятых комочков и
рваных кусочков. Развивать чувство формы и
композиции.
Занятие20
Салфетка-
коллективная работа
Продолжать учить делать коллективные работы,
украшая салфетку для куклы разными
геометрическими фигурами, наклеивая их в
хаотичном порядке.
Занятие21
Утята
Формировать у детей пространственные
представления – учить правильно, располагать
изображения на листе бумаги, формировать
положительный интерес.
Занятие22
Воздушные шарики
Закреплять у детей практические навыки
аппликации, учить правильно, располагать
изображения на листе бумаги, наклеивать их.
Март
Занятие23
Облака на небе
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки
разного размера и формы приклеивать к картону.
Занятие24
Крошки для птичек-
коллективная работа
Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки
разного размера и формы приклеивать к картону,
формировать интерес и положительное отношение.
Занятие25
Полосатый коврик
Продолжать учить наклеивать бумагу по
7
нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов,
использовать в речи их названия, ориентироваться в
пространстве-располагая детали в определённом
порядке.
Занятие26
Цветы для мамочки
Продолжать учить детей конструировать
нетрадиционным способом - мятыми салфетками.
Вызвать положительные эмоции и заботу о маме.
Развивать творческую активность.
Апрель
Занятие27
Вагончик
Продолжать формировать умение наклеивать
готовые шаблоны на картон, обыгрывая их.
Занятие28
Грибы
Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2
готовых заготовок, наклеивая их на основу.
Занятие29
Самолет
Показать детям способ составления самолёта из
трёх полосок разной длины, закрепив
обыгрыванием и чтением стихов.
Занятие30
Божьи коровки»
Продолжать учить детей наклеивать готовые круги
на предмет
Май
Занятие31
Цветочная
поляна=кол работа
Закреплять практические навыки, умение составлять
цветок из нескольких кругов цветной бумаги,
наклеивая их на картон, правильно располагая.
Занятие 32
Мячики
Учить детей наносить пальцем клей на изображение,
прикладывать проклеенной стороной к бумаге,
прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой,
закреплять знания о различных цветах.
Занятие33
Воздушные шары
Продолжать учить детей выполнять аппликацию из
цветной бумаги. Учить распределять равномерно
клей по тыльной поверхности бумажной заготовки,
использовать ориентир на бумаге Закрепить зеленый
цвет
Занятие 34
Салют
Закреплять умение правильно наклеивать на фон
кусочки рваной бумаги.
Материально-техническое обеспечение: помещение для занятий в соответствии с действующими
нормами СаНПина, оборудование (мебель, магнитная доска для дидактического, наглядного
материала.)
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.
8
Название раздела (предмета,
дисциплины, образовательной
области) учебного курса
Материалы, оборудование
Учебно-наглядные пособия
Аппликация
цветной картон, бумага разного
формата,цвета,качества,
цветная бумага,
клей, салфетки, кисть,
простые
карандаши,фломастеры,
различный природный
материал: зерна,горох,семечки
и пр.,
Бросовый материал:
вата,зубочистки и пр.
сюжетные игрушки,муляжи фруктов,
овощей, ягод, дидактический
материал,иллюстрации.
Предполагаемые результаты:
К концу года занятий в кружке дети должны знать:
некоторые виды бумаги;
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
основные правила склеивания;
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
Литература:
1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду II младшая группа». - М.: Т Ц Сфера,
2007
2. Янушко Е,А. «Аппликация с детьми раннего возраста» методическое пособие для воспитателей и
родителей.-М.:-Мозаика-Синтез .: 2006.-64 с.
3.
. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой («Мозаика-Синтез» 2014)
9
4. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни М.Ф.Литвинова (ЛИНКА-
ПРЕСС Москва 2005)
5. Познание предметного мира комплексные занятия (издание 2013)
10
11