Автор: Коурдакова Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Болотное, Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сухое и мокрое валяние"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Болотнинского района Новосибирской
области
Методическая разработка проведения занятий по теме
«Мокрое и сухое валяние»
Разработал преподаватель ДПИ МБУ ДО «ДШИ»
Болотнинского района Новосибирской области
Коурдакова Елена Александровна
2021
1.
Пояснительная записка:
Адресат:
данная
методическая
разработка
предназначена
для
проведения занятий с детьми от 12 до 17 лет.
Продолжительность занятия 2 часа, количество занятий – 3.
Актуальность занятия:
В
декоративно-прикладном
творчестве
существует
множество
различных техник и приемов, используемых для создания прекрасного,
одна из них валяние, фелтинг или фильцевание. Эта техника, в процессе
которой
создается
рисунок
на
полотне,
объемные
формы
или
декоративные элементы, неспроста взята педагогами для изучения,
поскольку она имеет практическую значимость, а так же обусловлена
современными потребностями, интересами и возможностями учащихся.
Занятия фелтингом формируют эстетический вкус ребенка, приобщают
его к культурным ценностям, развивают профессиональные навыки и
умения, а также общие навыки, такие как мелкая моторика рук и
аккуратность. Разработка построена с учетом различных способностей
учащихся, так от простого к сложному, задания усложняются и на
каждом этапе обучения имеют положительный результат.
Цель:
Познакомить детей с историей фелтинга, с техникой мокрого и сухого
валяния и изготовить изделие.
Задачи:
Образовательные:
- формирование специальных знаний по предмету (основы композиции);
- приобретение технических знаний, умений и навыков, необходимых
для творческих процессов;
-обучение
технике
«мокрое
валяние»,
обучение
технике
«сухое
валяние»;
Воспитывающие:
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;
- развитие мелкой моторики, образного мышления, эстетического и
художественного вкуса;
Развивающие:
-развитие индивидуальных творческих способностей и мышления
учащихся;
-умение анализировать произведения искусства, давать оценку своей
работе;
-развитие художественного вкуса, способности видеть, чувствовать
красоту и гармонию;
-развитие
коммуникативных
навыков,
мотивации
продуктивной
деятельности.
Планируемый результат:
-познакомить детей с историй возникновения фелтинга;
-познакомить детей с технологией выполнения изделий из шерсти;
-приобщить учащихся к народной культуре и традициям.
План занятий:
№ занятия
Тема
Часы
1 занятие
Вводная часть. Теория, ознакомление
с
техникой
«мокрого»
валяния.
Выполнение пробного полотна.
2
2 занятие
Ознакомление с техникой «сухого»
валяния.
Выполнение
пробного
изделия.
2
3 занятие
Изготовление итогового изделия с
помощью
техник
«сухого»
и
«мокрого» валяния.
2
Итого:
6
I.
Теоретическая часть
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле.
Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000
летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что
первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на
нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол,
намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в
помещении остался валяный ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных.
Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или
свойлачиваемостью
(при
механической
или
тепловлажностной
обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже. Войлок —
так назвали материал получаемый в процессе валяния шерсти. Некогда
этот материал был единственным видом текстиля для многих народов,
особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы,
матрасы и подушки, головные уборы - вот не полный перечень. С
натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая,
мягкая, разноцветная. Для создания изделий в традиционной технике
использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе,
валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо,
во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки
традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни
одного народа в мире, который с древнейших времен не создавал бы в
этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Россия
имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки,
кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так
называемых, шерстобит или шаповал. Но больше всего прославилась
теплая и удобная русская обувь — валенки, которые изготавливают
непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и натягивая
на специальные колодки. В Киргизии сваляный в однородное полотно
войлок называют кийиз. Для его изготовления в строго отведенное
время года с овец состригают густую длинную шерсть, хорошо ее
промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно
смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами.
Полученный войлок вынимают из циновки и еще многократно, поливая
горячей водой, сбивают и скатывают локтями и ладонями. Готовое
полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На протяжении
веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом
первейшей
жизненной
необходимости,
служа
не
только
чисто
утилитарным целям, но и превосходным материалом для творчества.
Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних традиций и
одновременно
просто
в
обращении,
что
крайне
актуально
для
современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не
осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов
с характерными элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен
только
благодаря
особенности
строения
волосков
шерсти.
Под
микроскопом хорошо видно, что волоски шерсти имеют чешуйчатую
поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой, налегают друг на
друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой
волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния
шерстяные волокна хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки
начинают играть роль "замочков", не позволяя им высвободиться.
Поэтому шерсть - единственное волокно, которое можно свалять.
Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных
изделий подразумевает использование технологий и приёмов, которые
бы позволяли должным образом смешивать и переплетать волокна
шерсти. Появились большие мастерские, и валяльное производство. В
середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные
машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания
шерсти или при механическом воздействии специальных иголок,
которые спутывали шерстяные волокна. При валянии объем кома
значительно уменьшается (у войлока до 80%), а плотность и прочность
значительно возрастают, но до определённого предела, после которого
перенапряжённые
волокна
начинают
разрываться
и
материал
превращается в труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило
весь мир! И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться
валять — очень просто. Во-вторых, результат виден практически сразу,
что очень важно для начинающих. В-третьих, для валяния обычно не
нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно
столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация.
И наконец, в-пятых, вы получаете замечательную возможность украсить
себя, свой дом, делать чудесные подарки родным и близким и даже
получать постоянный доход. Войлок можно кроить, окрашивать в
любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять вышивкой,
бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.
II. Практическая работа.
1.
Оборудование и материалы
Виды шерсти.
Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья
разных видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других
животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния
игрушек и изделий в этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более
дешевый материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё
изготавливается
основа,
поверх
которой
уже
выкладывается
декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления
фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки
шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть.
Используется для как поверхностная, для создания светлого фона и для
домашнего крашения. Часто ее выбирают при отсутствии нужного цвета
т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния
игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки
изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском.
Используется для декора и отделки изделий.
Меринос: полутонкая овечья шерсть. Используется так же, как и ангора.
Иглы для фильцевания.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали.
Поэтому они обладают достаточной упругостью и не гнутся во время
работы. При втыкании иголки в шерсть, насечки в нижней её части
зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, посредством чего
происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния.
Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных
этапов работы.
С удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко
справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос.
Более короткие и тонкие - для завершения работы: изделия становятся
гладкими и приобретают законченный вид.
Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны - ею можно
легко поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться
уверенно ее держать.
Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под
тем же углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже
переплетаться, а лезвие иглы может погнуться или ее острие сломается.
Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда
под более острым, в зависимости от задачи. Форма сечения иголок для
валяния бывает двух видов - треугольная и звёздчатая.
В руках комочки шерсти держать неудобно да и не безопасно. Поэтому
для фильцевания хорошо использовать щетку-мат или специальный
поролоновый
коврик.
Поролон
несколько
отличается
от
обычно
встречаемого. Он скорее напоминает полиэтилен, но более плотный и
часто используется при прокладке деталей при упаковке мебели.
Текстильная глина - так часто называют шерсть: ведь войлок получается
из шерсти: верблюжьей, овечьей, козьей. Он годится не только для
экспериментов
модельеров,
гораздо
шире
возможности
этого
уникального материала раскрываются в условиях самостоятельного
творчества. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов
вновь обретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее
десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный
по старинным технологиям и на современных машинах, находит
применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как
утеплитель. Оно природно, органично, наполнено энергетикой древних
традиций и одновременно просто в обращении, что крайне актуально
для
современного
дизайна.
Современные
дизайнеры
одежды,
аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее
время к войлоку, дающему огромные возможности для создания
креативных и практичных предметов. Многие работают в «горячей»
технике, но самое широкое распространение получил «холодный»
способ
как
многогранный,
но
доступный
вид
рукоделия.
В
англоязычных странах он носит название «фельт» (felt), в переводе
означающем «шерсть», в немецком, более известном у нас, варианте —
«фильц-надель», образованном сочетанием слов «шерсть» (filz) и «игла»
(nadel), хотя в России оба этих термина с успехом заменяет старое
доброе
русское
слово
«валяние».
Профессиональные
дизайнеры
используют его как элемент декора, этакой "изюминкой" в одежде. Но и
любители этого хобби вполне самостоятельно творят как аксессуары,
так и ювелирные украшения. Они любят валять игрушки как в виде
самостоятельных изделиях, так и в виде небольших украшений.
Фильцеванием можно быстро украсить поднадоевшие рукавички и
другие предметы гардероба или создать совершенно фантастический
цветок для украшения интерьера или одежды. Одним словом —
старинное рукоделие, это стильно!
2.
Ход занятий
1 занятие.
1)
Организационные моменты.
2)
Теоретическая часть занятия.
3)
Практическая часть занятия
№
этап
а
Что делаем
Фото
1
Ознакомление
с
материалами.
Какая
бывает шерсть.
2
Раскладка
материала
в
технике
«мокрого»
валяния.
На
подстилку
начинайте
выкладывать
шерсть. Сначала кладется
основной,
базовый
слой,
затем
фон,
а
сверху
-
рисунок.
Шерсть
нужно
укладывать
тонкими
прядями, внахлест, чтобы
не было просветов, слои
укладываются
перпендикулярно
друг
другу.
Толщина слоя шерсти на
всех
участках
должна
быть
одинаковой.
из-за
усадки
толщина
уложенной
шерсти
должна быть в 3-4 раза
больше
толщины
предполагаемого полотна.
3
Когда шерсть разложена,
аккуратно намочите ее из
пульверизатора, чтобы не
сдвинуть
узор.
Затем
мокрая
шерсть
накрывается
сеткой
и
смачивается
мыльным
раствором или жидким
мылом.
Промокните
руками,
чтобы
шерсть
пропиталась
раствором,
можете
прогладить
деревянной скалкой, но
очень аккуратно, чтобы
не
сместить
шерсть.
Излишки
воды
можно
промокнуть полотенцем.
4
Теперь
можно начинать
валять. Техника мокрого
валяния
очень
проста:
нужно всего лишь тереть
полотно руками в разных
направлениях.
Если
вы
наденете
целлофановые
перчатки
-
руки
будут
легче скользить. Следите,
чтобы шерсть постоянно
была
пропитана
достаточным количеством
мыльного
раствора.
Сколько
нужно
тереть?
Говорят,
в
мокром
валянии
есть
золотое
правило ста раз - если
прогладить
каждый
участок полотна сто раз,
то шерсть сваляется. Но
скрупулезно подсчитывать
необязательно. Если сетка
отходит
от
полотна,
а
шерсть не смещается -
можете аккуратно снимать
сетку,
переворачивать
полотно и валять его с
изнаночной стороны. Если
полотно
было
хорошо
промочено,
то
можно
продолжать валять его без
сетки.
Проверить
готовность
войлока можно, аккуратно
потянув
шерсть
вверх.
Если изделие свалялось, то
отделяться
будут
отдельные полоски, а не
целые пряди.
5
Когда
вы
закончили
валять,
сполосните
изделие
теплой
водой,
чтобы вымыть излишки
мыльного
раствора.
От
слишком
холодной
или
слишком
горячей
воды
изделие может потерять
форму
и
дать
усадку.
Выкручивать
готовое
полотно тоже не стоит,
лучше положить его на
решетку и дать стечь.
4)
Заключение.
2 занятие.
1)
Организационные моменты.
2)
Теоретическая часть.
3)
Практическая часть
№
этапа
Что делаем
Фото
1
Ознакомление
с
материалами.
Какие
бывают
иглы.
Дополнительные
материалы для техники
«сухого»
валяния.
Для
сухого
валяния
(needle
felting)
нужны
будут
только поролоновая губка
(или
щетка-мат),
специальные
иглы
для
валяния
и,
конечно,
качественная шерсть.
2
Сухое
валяние
–
уплотнение
комочков
шерсти
с
помощью
специальных
игл.
Эта
техника
напоминает
лепку.Этот
способ
называют
также
фильцеванием
(от
анг.
felting, нем. filzen). Он
подразумевает
перемещивание
волокон
шерсти
с
помощью
фильцевальной
иглы,
которая
имеет
специальные,
сделанные
под
небольшим
наклоном, насечки. Когда
такая
игла
проходит
сквозь слой шерсти, она
увлекает
за
собой
попавшие
в
насечки
волоски.
Несложно
представить,
что
при
многократном
прокалывании
комка
шерсти
волокна
переплетутся требуемым
образом
и
получится
войлочное изделие.
3
В процессе валянии
объем
комочка
уменьшается
в
3-5
раз, в зависимости от
желаемой плотности
готового изделия.
4)
Заключение.
3 занятие.
1)
Организационные моменты.
2)
Теоретическая часть
3)
Практическая часть
№
этапа
Что делаем
Фото
1
С помощью техники
«сухого»
валяния
к
изготовленному нами
полотну
нужно
привалять
дополнительные
детали.
Добавляем
травинки.
2
Далее
добавляем
свалянные
нами
в
технике
«сухого»
валяния цветочки.
4
Собираем
итоговую
композицию.
5
Получившуюся
композицию
можно
использовать
в
качестве декоративной
вставке
на
текстильном изделии.
4)
Заключение.
Список используемой литературы:
1. Бублик В., Красникова Г.,. Мамонова М. Все о войлоке и
фильцевании. – М.: Агентство Дистрибьютор Прессы, 2007. - 18с.
2.
Зайцева
А.
А.
Войлок
и
фетр:
большая
иллюстрированная
энциклопедия. – М.: Эксмо, 2011. - 208 с.
3. Зайцева А. «Картины из войлока и фетра» М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2011
г.
4. Карейд Э. Картины из шерсти./Пер. с англ. Л. П. Яркина - М.: Ниола-
Пресс, 2006. - 128 с.
5. Май Мэки «Картины из шерсти и войлока», 2012 г.
6. Мюллер Адельхайд. Войлочные игрушки. Чудесные идеи объемного
валяния шерсти. - М.: «Дизайн и мода», 2001
7. Преемственные образовательные программы. // От интереса к
мастерству. - №2, 2000. - стр. 31
8. Семпелс Е. Б. Энциклопедия войлока. Возвращение мастерства. - М.:
«Мода и рукоделие», 2000. - 79 с.
9. Фельт. Фильцнадель. Валяние. - М.:ООО «Дизайн Кора», 2006. - 24 с.
10. Шинковская К. Художественный войлок. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
2011г.
11. Ширли Э. Фелтинг: стильные поделки и аксессуары из непряденой
шерсти. - М.: «Дизайн и мода», 2000.