Напоминание

Детский травматизм


Автор: Коваль Елена Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 82
Населённый пункт: Иркутская область г Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Детский травматизм
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

:

Детский травматизм

Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на кани-

кулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей. На самом деле,

большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского

травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей.

Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не

удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий

мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить

опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость.

Детский травматизм условно можно разделить на пять типов в зависимости от места,

где ребенок может получить травму:

бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);

уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспор-

том);

школьный;

спортивный;

прочий.

Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случа-

ев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмот-

ра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают

окна и т.п.

Существует и другая классификация детского травматизма — возрастная. У детей

каждого возраста — свои особенности развития и поведения, которые и обуславлива-

ют наиболее распространенные типы травм. Так, в грудном возрасте (до года) детский

травматизм чаще всего связан с заглатыванием посторонних предметов. Ребенок пыта-

ется познавать мир единственным доступным ему способом — он трогает руками

предметы, находящиеся в непосредственной близости, и пытается тянуть их в рот.

В возрасте от года до трех ребенок учится ходить и становится очень подвижным.

Поэтому к травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с па-

дениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током.

После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограни-

чивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается.

Затем ребенок идет в школу, и родители уже не могут контролировать его так, как

раньше. Добавляется школьный и спортивный детский травматизм. Всплеск травма-

тизма часто приходится на подростковый возраст: в это время детский травматизм

обусловлен не только любопытством и неумением оценить опасность, но еще и жела-

нием покрасоваться перед ровесниками, быть не хуже, чем другие, и безрассудной

смелостью.

Профилактика детского травматизма

Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного

случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей — максимально обезопасить

своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей —

недоглядели, не объяснили.

Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном

возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ре-

бенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не

выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и пол-

ностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить

ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или — не дай Бог! — выпал

из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.

Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача

— максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него

хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чи-

стящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками.

Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать

ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.

Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять сте-

пень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом —

порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны

воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем

на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение пра-

вил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители часто перекладыва-

ют ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физ-

культуры, труда и ОБЖ. Да, во время уроков учителя несут ответственность за ребен-

ка, но родители сами должны ознакомить свое чадо с правилами дорожного движения

и другими правилами безопасности. В конце концов, учитель отвечает за целый класс,

очень тяжело уследить за 40 детьми. У вас же только один ребенок — и в ваших силах

сделать так, чтобы он не пытался выбежать на проезжую часть или выкинуть еще что-

нибудь опасное.

Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим

ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.



В раздел образования