Автор: Коваль Елена Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 82
Населённый пункт: Иркутская область г Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Детский травматизм
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
:
Детский травматизм
Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на кани-
кулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей. На самом деле,
большинства травм и опасных ситуаций можно избежать. И профилактика детского
травматизма, естественно, ложится на плечи родителей и учителей.
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не
удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий
мир. Но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить
опасность ситуации. Поэтому детские травмы, увы, не редкость.
Детский травматизм условно можно разделить на пять типов в зависимости от места,
где ребенок может получить травму:
бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду);
уличный (в первую очередь транспортный, но также и не связанный с транспор-
том);
школьный;
спортивный;
прочий.
Бытовой травматизм — самый распространенный, и причина его в большинстве случа-
ев — невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмот-
ра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают
окна и т.п.
Существует и другая классификация детского травматизма — возрастная. У детей
каждого возраста — свои особенности развития и поведения, которые и обуславлива-
ют наиболее распространенные типы травм. Так, в грудном возрасте (до года) детский
травматизм чаще всего связан с заглатыванием посторонних предметов. Ребенок пыта-
ется познавать мир единственным доступным ему способом — он трогает руками
предметы, находящиеся в непосредственной близости, и пытается тянуть их в рот.
В возрасте от года до трех ребенок учится ходить и становится очень подвижным.
Поэтому к травмам от заглатываемых предметов добавляются травмы, связанные с па-
дениями (ушибы, переломы), травмы от острых предметов, ожоги, поражения током.
После трех лет любознательность растет, окружающий мир ребенка больше не ограни-
чивается квартирой, поэтому вероятность получить травму увеличивается.
Затем ребенок идет в школу, и родители уже не могут контролировать его так, как
раньше. Добавляется школьный и спортивный детский травматизм. Всплеск травма-
тизма часто приходится на подростковый возраст: в это время детский травматизм
обусловлен не только любопытством и неумением оценить опасность, но еще и жела-
нием покрасоваться перед ровесниками, быть не хуже, чем другие, и безрассудной
смелостью.
Профилактика детского травматизма
Конечно, полностью искоренить детский травматизм невозможно — от несчастного
случая, увы, не застрахован никто. Но задача родителей — максимально обезопасить
своего ребенка. Ведь большинство травм происходят именно по вине родителей —
недоглядели, не объяснили.
Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном
возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Конечно, тяжело уследить за ре-
бенком 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, но чем младше ребенок, тем важнее не
выпускать его из вида. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и пол-
ностью на совести родителей. Младенец еще не знает, что такое «опасно», и объяснить
ему это нельзя. Так что если малыш проглотил пуговицу или — не дай Бог! — выпал
из стоявшей на балконе коляски, виноваты родители.
Ребенок растет, начинает ходить, гулять с вами на улице, так что теперь ваша задача
— максимально оградить его от травмоопасных предметов. Дома — спрятать от него
хрупкие и острые предметы, спички, нагревательные электроприборы, химикаты (чи-
стящие средства, краски, лаки и пр.). Розетки закрываются специальными заглушками.
Нужно закрывать окна (или хотя бы снабдить их прочными сетками) и не подпускать
ребенка к плите и другой опасной бытовой технике.
Кроме того, в этом возрасте нужно уже учить ребенка самостоятельно определять сте-
пень опасности. Расскажите ему, что спичками и утюгом можно обжечься, ножом —
порезаться, а кипятком — ошпариться. В этом возрасте дети уже вполне способны
воспринимать аргументацию, и лучше пусть он узнает об опасности с ваших слов, чем
на собственном опыте. Только рассказывайте спокойно, не надо запугивать ребенка.
Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение пра-
вил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители часто перекладыва-
ют ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физ-
культуры, труда и ОБЖ. Да, во время уроков учителя несут ответственность за ребен-
ка, но родители сами должны ознакомить свое чадо с правилами дорожного движения
и другими правилами безопасности. В конце концов, учитель отвечает за целый класс,
очень тяжело уследить за 40 детьми. У вас же только один ребенок — и в ваших силах
сделать так, чтобы он не пытался выбежать на проезжую часть или выкинуть еще что-
нибудь опасное.
Детский травматизм — серьезная проблема, но если родители будут следить за своим
ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.