Напоминание

Рекомендации и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста.


Автор: Карпова Татьяна Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: сатью
Тема: Рекомендации и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Познание окружающего мира малышами начинается с восприятия предметов и явлений.

Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании,

способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие

происходит при непосредственном участии органов чувств.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей.

Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на

следующих этапах обучения позволит использовать их в разнообразных ситуациях.

С помощью такой незатейливой игрушки, как "Дидактический куб", происходит знакомство

с формой и цветом предметов, развивается мелкая моторика.

Яркий и притягательный "Дидактический куб" привлекает внимание малыша. Ребенок

тянется к игрушке, хочет потрогать ее детали разными способами. Внимание детей раннего

возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их не возможно

заставить слушать, смотреть, если им не интересно, поэтому "Дидактический куб" вносим

несколько раз в поле зрения ребенка. С каждым разом манипуляции с кубом у ребенка

становятся смелее, целенаправленней. Изучаемый признак предмета становится для них по –

настоящему значимым.

Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для

полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определить отношение выявленных

свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с

помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов

сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».

Сенсорные эталоны –это общепринятые образцы внешних свойства предметов. В качестве

сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и

насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов

величины - метрическая система мер. . Закрепить образы предметов, сделать их более

четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно

вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.

Знакомство с величиной предметов:

Грань куба с колечками (большое, поменьше, маленькое). Их можно нанизывать на

основу, закреплять согласно цветам карандашей-пуговиц, они разного цвета

Грань куба со снеговиком, где каждый "комочек" отстегивается и имеет разную

величину.

Знакомство с цветами предметов:

Грань куба с кармашками разного цвета, в которые нужно разложить по цветам

соответствующие вкладыши по цвету. Позже можно давать задания в синий кармашек

положить желтый вклады, в зеленый -красный и т. п. , вариантов масса. Сам куб,его

грани, ручка имеют основные цвета для знакомства и запоминания.

Грань куба с цветочками разного цвета. На серединку, как на пуговку, необходимо

надеть требуемого цвета цветочек, на синюю синий, на красную красный и т.п.

Усложняя даем задания- на желтую серединку надень красный цветочек, на синюю -

желтый цветочек и т.п.

Ручка куба цветовая радуга, на которой нанизаны большие красное и желтое кольца.

Знакомство с формой:

Грань куба с бусинами в виде лучиков солнца, которые свободно перемещаются.

Имеет лучики с от 1 до 5 бусин. Учим воспринимать понятие «много-мало».

Имеются

нанизанные

бусы-погремушки.

которые

гремят,

шумят,

бренчат,

перемещаются, имеют разную форму и величину.

Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость малыша, но и помогут в

стремлении активно познавать окружающий мир, что

является частью жизненной

программы любого живого существа,

в том числе человека. Сенсорное развитие

дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира –

основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только

счастливым и здоровым, но и гармонично развитым. Упражнения должны носит

ненавязчивый характер и временное ограничение. Важно "поймать" настроение и желание

ребенка к обучению и познанию, а не сухо заставлять запомнить цвет и форму. Стоит

отложить занятия с кубом, если нет ответной реакции со стороны малыша.

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста включает в себя несколько

важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные

составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря

которой ребенок продвигается в своем развитии, прогрессирует.

Поощряйте желание

ребёнка самостоятельно заниматься с игрушкой "Дидактическим кубом".

Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих

предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного

запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами

появятся в разговорной речи.

Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей

дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия

окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой

личности.

В процессе занятий с использованием "Дидактического куба" не только улучшается

способность к восприятию, но и активно развивается мелкая моторика пальцев рук, в

результате чего стремительно расширяется словарный запас.

"Дидактический куб" это эффективное и доступное пособие , способствующее сенсорному

развитию, для малышей в возрасте 2-3 года.



В раздел образования