Напоминание

"Компетентностно- ориентированный подход в обучении"


Автор: Мухамматгалиева Айсылу Вазиховна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ АСОШ №2
Населённый пункт: г.Арск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностно- ориентированный подход в обучении"
Раздел: среднее образование





Назад




Компетентностно- ориентированный подход в обучении

Компете

́

нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — круг

вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Компетентность (лат.

competens

подходящий,

соответствующий,

надлежащий,

способный,

знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в

какой-либо

области

и

мнение

которого

поэтому

является

веским,

авторитетным.

В

Примерной основной общеобразовательной программе основного

общего

образования

перечислены

требования

к

результатам

освоения

обучающихся:

личностным,

метапредметным,

предметным.

«Целями

реализации

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования являются: достижение выпускниками планируемых результатов:

знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей…»

Мы

это

понимаем так: знания, умения, навыки – это достижения предметных

результатов,

а

компетенции

и

компетентности

это

достижения

метапредметных результатов. Как подчеркнуто в Примерной образовательной

программе основного общего образования, освоение учебных предметов

естественно– математического цикла направлено не только на развитие

предметных

умений,

но

и

«на

создание

условий

для

формирования

интеллектуальных,

творческих,

гражданских,

коммуникационных,

информационных компетенций». Определение компетенций не даются и нет

четкого распределения на категории.

В системе профессионального образования компетенции по каждому из

направлений

подготовки

имеют

коды,

которые

начинаются

со

слова

«способность». Здесь мы можем провести аналогию с универсальными

учебными действиями. Делаем вывод. Значит, выпускник должен обладать не

только знаниями по предмету, но и должен уметь самостоятельно принимать

важные решения, может спрогнозировать возможные варианты развития

ситуаций, обладать мобильностью, быть открытым к сотрудничеству, может

1

нести

ответственность

за

социальное

и

экономическое

процветание

государства.

В

основе

ФГОС

заложена

технология

системно–деятельностного

подхода. Однако в литературе часто встречается понятие «компетентностно–

ориентированный подход». Данный подход подробно описан в сборниках А. В.

Пашкевича и А. В. Хуторского. Компетентностный подход – комплексный

подход, элементами которого являются определение целей, отбор содержания,

выбор образовательных технологий, оценка результатов. С позиции данного

подхода основным результатом деятельности школы становится формирование

компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями.

Компетентностный

подход

переориентирует

систему

образования

с

преимущественной трансляции готового знания на создание условий для

овладения учащимися ключевыми компетенциями.

Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат,

включающий

в

себя

все

традиционные

результаты

образования.

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В.

Хуторскому) являются следующие: ценностно-смысловые, общекультурные

учебно-познавательные,

информационные,

коммуникативные,

социально-

трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая

компетенция

это

компетенции

в

сфере

мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, с его

способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,

осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые

установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные

компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях

учебной и иной деятельности. При проведении урока учитель стремится к тому,

чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на

следующем занятии и каким образом сможет использовать полученные знания

в дальнейшем. Для формирования данного вида компетенции подходят задачи

на развитие навыков самоконтроля.

2

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций

ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей

логический,

методологический,

общеучебный

аспекты,

соотнесенные

с

реальными

познаваемыми

объектами.

Сюда

входят

целеполагание,

планирование,

анализ,

рефлексия,

самооценка

учебно-познавательной

деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования

соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от

домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,

статистических и иных методов познания.

Информационная

компетенция.

При

помощи

реальных

объектов

информационных технологий формируются умения самостоятельно искать,

анализировать

и

отбирать

необходимую

информацию,

организовывать,

преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также

обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации,

содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в

окружающем мире. При планировании информационного поиска ученик ищет

необходимую информацию, привлекая дополнительные источники.

Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов

(сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая

коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они

совмещаются на уроке.

Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом

в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,

наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права

потребителя,

покупателя,

клиента,

производителя),

в

сфере

семейных

отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области

профессионального

самоопределения.

Сюда

входят,

например,

умения

анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной

и

общественной

выгодой,

владеть

этикой

трудовых

и

гражданских

взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в

3

современном обществе навыками социальной активности и функциональной

грамотности.

Итак, основной путь формирования ключевых компетенций – это научить

учащихся искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только

обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий

обучения. Уровень образованности, особенно в современных условиях, не

определяется

объемом

знаний,

их

энциклопедичностью.

С

позиций

компетентностного

подхода

уровень

образованности

определяется

способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся

знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он

акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

4



В раздел образования