Автор: Мухамматгалиева Айсылу Вазиховна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ АСОШ №2
Населённый пункт: г.Арск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностно- ориентированный подход в обучении"
Раздел: среднее образование
Компетентностно- ориентированный подход в обучении
Компете
́
нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — круг
вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. Компетентность (лат.
competens
—
подходящий,
соответствующий,
надлежащий,
способный,
знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в
какой-либо
области
и
мнение
которого
поэтому
является
веским,
авторитетным.
В
Примерной основной общеобразовательной программе основного
общего
образования
перечислены
требования
к
результатам
освоения
обучающихся:
личностным,
метапредметным,
предметным.
«Целями
реализации
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования являются: достижение выпускниками планируемых результатов:
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей…»
Мы
это
понимаем так: знания, умения, навыки – это достижения предметных
результатов,
а
компетенции
и
компетентности
–
это
достижения
метапредметных результатов. Как подчеркнуто в Примерной образовательной
программе основного общего образования, освоение учебных предметов
естественно– математического цикла направлено не только на развитие
предметных
умений,
но
и
«на
создание
условий
для
формирования
интеллектуальных,
творческих,
гражданских,
коммуникационных,
информационных компетенций». Определение компетенций не даются и нет
четкого распределения на категории.
В системе профессионального образования компетенции по каждому из
направлений
подготовки
имеют
коды,
которые
начинаются
со
слова
«способность». Здесь мы можем провести аналогию с универсальными
учебными действиями. Делаем вывод. Значит, выпускник должен обладать не
только знаниями по предмету, но и должен уметь самостоятельно принимать
важные решения, может спрогнозировать возможные варианты развития
ситуаций, обладать мобильностью, быть открытым к сотрудничеству, может
1
нести
ответственность
за
социальное
и
экономическое
процветание
государства.
В
основе
ФГОС
заложена
технология
системно–деятельностного
подхода. Однако в литературе часто встречается понятие «компетентностно–
ориентированный подход». Данный подход подробно описан в сборниках А. В.
Пашкевича и А. В. Хуторского. Компетентностный подход – комплексный
подход, элементами которого являются определение целей, отбор содержания,
выбор образовательных технологий, оценка результатов. С позиции данного
подхода основным результатом деятельности школы становится формирование
компетентностного выпускника, владеющего определенными компетенциями.
Компетентностный
подход
переориентирует
систему
образования
с
преимущественной трансляции готового знания на создание условий для
овладения учащимися ключевыми компетенциями.
Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат,
включающий
в
себя
все
традиционные
результаты
образования.
Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В.
Хуторскому) являются следующие: ценностно-смысловые, общекультурные
учебно-познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально-
трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Ценностно-смысловая
компетенция
–
это
компетенции
в
сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, с его
способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные
компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях
учебной и иной деятельности. При проведении урока учитель стремится к тому,
чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на
следующем занятии и каким образом сможет использовать полученные знания
в дальнейшем. Для формирования данного вида компетенции подходят задачи
на развитие навыков самоконтроля.
2
Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
логический,
методологический,
общеучебный
аспекты,
соотнесенные
с
реальными
познаваемыми
объектами.
Сюда
входят
целеполагание,
планирование,
анализ,
рефлексия,
самооценка
учебно-познавательной
деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования
соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от
домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
Информационная
компетенция.
При
помощи
реальных
объектов
информационных технологий формируются умения самостоятельно искать,
анализировать
и
отбирать
необходимую
информацию,
организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также
обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации,
содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире. При планировании информационного поиска ученик ищет
необходимую информацию, привлекая дополнительные источники.
Коммуникативная компетенция – это создание различных текстов
(сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая
коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они
совмещаются на уроке.
Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом
в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права
потребителя,
покупателя,
клиента,
производителя),
в
сфере
семейных
отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области
профессионального
самоопределения.
Сюда
входят,
например,
умения
анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной
и
общественной
выгодой,
владеть
этикой
трудовых
и
гражданских
взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
3
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.
Итак, основной путь формирования ключевых компетенций – это научить
учащихся искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только
обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий
обучения. Уровень образованности, особенно в современных условиях, не
определяется
объемом
знаний,
их
энциклопедичностью.
С
позиций
компетентностного
подхода
уровень
образованности
определяется
способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся
знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он
акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
4