Напоминание

"Формирование элементарных естественнонаучных представлений дошкольников средствами исследовательской деятельности"


Автор: Кувшинова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных естественнонаучных представлений дошкольников средствами исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В.А. Кувшинова, Т.А. Машкова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»

Формирование элементарных естественнонаучных представлений

дошкольников средствами исследовательской деятельности

«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и

усвоил, чем большее количество элементов действительности он

располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая деятельность».

Л.С. Выготский.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Поисково -

исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он

настроен на познание окружающего мира: бросает предметы в воду и

смотрит, что получится; наблюдает за хомячками в клетке, изучает

поведение птиц за окном, проводит опыты с разными предметами;

разбирает игрушки, после чего собрать их не предоставляется возможным,

изучает

их

устройство.

Все

это

объекты

исследования.

Исследовательская деятельность любознательного ребенка – главный

источник получения представлений об окружающем его мире.

Экспериментирование – это уже свое рода исследовательская

деятельность, к которой ребенок проявляет живой интерес. В старшем

дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на

открытие чего – то нового и, в свою очередь, развивает продуктивное

мышление детей. В своем познании юный искатель отвечает на важные

вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе,

зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Это

неправильно, если педагог дает детям информацию в чистом виде.

Правильно позволять им открывать мир заново, ощущать восторг новых

открытий.

При

помощи

визуального,

акустического

и

сенсорного

восприятия любознательные дошкольники выявляют качества и свойства

предметов, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Для

того,

чтобы

это

познание

происходило

правильно

и

последовательно, необходим верный подход в организации развивающей

среды в группе, а так же дидактической позиции педагогов. Необходимо

учитывать и возможности детей:

самостоятельное расположение игрового материала;

максимальная его доступность;

активное использование развивающих, дидактических и других игр.

Например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них

можно использовать разный материал (игрушки, картинки, природный,

игровой материал). Одни и те же игры можно усложнять и упрощать,

можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом

случае

предметно-пространственная

среда

и

будет

выполнять

развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую

деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода

саморазвития.

Среди

предметной

развивающей

среды

должна

располагаться мини – лаборатория, исследовательский центр, уголок

экспериментирования. Здесь могут располагаться:

резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

различные емкости для воды (стаканы, сообщающиеся сосуды, сосуды

пластиковые,

металлические, стеклянные, пластмассовые тазики, ковшики, воронки,

ступки, пестики для растирания веществ, ситечки и др.);

разноцветные предметы, пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для изучения почвы

(земля, песок, глина, мел).

Материал для игр с мыльной пеной

(безвредной) – мыльные пузыри.

Материал для знакомства с пластмассой, резиной

.

Медицинский материал

(колбы, пипетки, деревянные палочки, шприцы

без игл, резиновые груши, мерные ложечки).

Материал для знакомства с бумагой

: нарезанная бумага разной

плотности и цвета (обычная, картон и др., фольга + копировальная

бумага).

Зеркала разных размеров для игр с солнечным зайчиком

и т. д.

Среди

актуальных

методов

организации

поисково

исследовательской деятельности детей можно выделить:

Эвристический.

В

качестве

мотивации

педагогом

создаются

проблемные ситуации, на решение которых требуется объединение

коллективных усилий и мыслительных процессов.

Наблюдение. Такое восприятие может быть как визуальным, так и

аудиальным. Наблюдения проводятся в помещении и на улице. После

чего делаются умозаключения и выводы.

Опыты

и

эксперименты.

Экспериментирование

это

ведущая

деятельность, как и игра. Опыты начинают проводить уже с младшего

возраста, с каждым годом усложняя их. В это время у детей

активизируется

наблюдательность,

мыслительные

процессы,

самостоятельность,

выстраиваются

дружеские

отношения,

сплоченность коллектива.

Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

деятельность детей и воспитателя, может быть еще и родителей.

Проекты в детском саду, как правило, носят обучающий характер.

Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений,

и лишь при затруднении детей направляет действия воспитанников.

ТРИЗ – технологии. Педагог побуждает детей к самостоятельному

построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы.

Здесь развивается аналитический тип мышления ребенка.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

учатся умению самостоятельно добывать знания;

испытывают потребность в непрерывном самообразовании;

развивают навыки самоорганизации;

формируют адекватную самооценку;

приобретают навыки речевой культуры;

приобретают мотивацию в освоении и дальнейшем осуществлении

познавательной деятельности.

В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная

потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности.

Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького

исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий

закладывается важная информационная база о свойствах предметов и

веществ

и

развиваются

необходимые

для

успехов

в

будущем

мыслительные способности.

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось

еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А

Литература.

1. Александров А.А., Неусыпин К.А., Падалкин Б.В., Попович Л.Г.,

Пролетарский

А.В.

Вопросы

теории

и

реализации

непрерывного

образования. М.: Изд. МГОУ, 2012. - 272 с.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический

словарь педагога), 2000.

3. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная

модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European

Social Science Journal. 2013. - № 9-3 (36). - С. 61-68.

4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм

формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков

полив ер сионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской

деятельности

учащихся:

Методический

сборник.

М.:

Народное

образование, 2001. - С. 68-80.

5.

Леонтьев

В.Г.

Психологические

механизмы

мотивации.

Новосибирск: Изд-во пединститута, 1992. - 215 с.



В раздел образования