Автор: Кувшинова Валентина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных естественнонаучных представлений дошкольников средствами исследовательской деятельности"
Раздел: дошкольное образование
В.А. Кувшинова, Т.А. Машкова
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11 «Олененок»
Формирование элементарных естественнонаучных представлений
дошкольников средствами исследовательской деятельности
«Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и
усвоил, чем большее количество элементов действительности он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая деятельность».
Л.С. Выготский.
Каждый ребенок по своей природе исследователь. Поисково -
исследовательская активность – естественное состояние ребенка. Он
настроен на познание окружающего мира: бросает предметы в воду и
смотрит, что получится; наблюдает за хомячками в клетке, изучает
поведение птиц за окном, проводит опыты с разными предметами;
разбирает игрушки, после чего собрать их не предоставляется возможным,
изучает
их
устройство.
Все
это
–
объекты
исследования.
Исследовательская деятельность любознательного ребенка – главный
источник получения представлений об окружающем его мире.
Экспериментирование – это уже свое рода исследовательская
деятельность, к которой ребенок проявляет живой интерес. В старшем
дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на
открытие чего – то нового и, в свою очередь, развивает продуктивное
мышление детей. В своем познании юный искатель отвечает на важные
вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе,
зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Это
неправильно, если педагог дает детям информацию в чистом виде.
Правильно позволять им открывать мир заново, ощущать восторг новых
открытий.
При
помощи
визуального,
акустического
и
сенсорного
восприятия любознательные дошкольники выявляют качества и свойства
предметов, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.
Для
того,
чтобы
это
познание
происходило
правильно
и
последовательно, необходим верный подход в организации развивающей
среды в группе, а так же дидактической позиции педагогов. Необходимо
учитывать и возможности детей:
самостоятельное расположение игрового материала;
максимальная его доступность;
активное использование развивающих, дидактических и других игр.
Например, развивающие игры имеют множество преимуществ: в них
можно использовать разный материал (игрушки, картинки, природный,
игровой материал). Одни и те же игры можно усложнять и упрощать,
можно творчески интерпретировать их, вводя свои элементы. В этом
случае
предметно-пространственная
среда
и
будет
выполнять
развивающую роль, стимулировать самостоятельную исследовательскую
деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода
саморазвития.
Среди
предметной
развивающей
среды
должна
располагаться мини – лаборатория, исследовательский центр, уголок
экспериментирования. Здесь могут располагаться:
резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;
различные емкости для воды (стаканы, сообщающиеся сосуды, сосуды
пластиковые,
металлические, стеклянные, пластмассовые тазики, ковшики, воронки,
ступки, пестики для растирания веществ, ситечки и др.);
разноцветные предметы, пробки, шарики, сачки для вылавливания.
Материал для изучения почвы
(земля, песок, глина, мел).
Материал для игр с мыльной пеной
(безвредной) – мыльные пузыри.
Материал для знакомства с пластмассой, резиной
.
Медицинский материал
(колбы, пипетки, деревянные палочки, шприцы
без игл, резиновые груши, мерные ложечки).
Материал для знакомства с бумагой
: нарезанная бумага разной
плотности и цвета (обычная, картон и др., фольга + копировальная
бумага).
Зеркала разных размеров для игр с солнечным зайчиком
и т. д.
Среди
актуальных
методов
организации
поисково
–
исследовательской деятельности детей можно выделить:
Эвристический.
В
качестве
мотивации
педагогом
создаются
проблемные ситуации, на решение которых требуется объединение
коллективных усилий и мыслительных процессов.
Наблюдение. Такое восприятие может быть как визуальным, так и
аудиальным. Наблюдения проводятся в помещении и на улице. После
чего делаются умозаключения и выводы.
Опыты
и
эксперименты.
Экспериментирование
–
это
ведущая
деятельность, как и игра. Опыты начинают проводить уже с младшего
возраста, с каждым годом усложняя их. В это время у детей
активизируется
наблюдательность,
мыслительные
процессы,
самостоятельность,
выстраиваются
дружеские
отношения,
сплоченность коллектива.
Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную
деятельность детей и воспитателя, может быть еще и родителей.
Проекты в детском саду, как правило, носят обучающий характер.
Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений,
и лишь при затруднении детей направляет действия воспитанников.
ТРИЗ – технологии. Педагог побуждает детей к самостоятельному
построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы.
Здесь развивается аналитический тип мышления ребенка.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся:
учатся умению самостоятельно добывать знания;
испытывают потребность в непрерывном самообразовании;
развивают навыки самоорганизации;
формируют адекватную самооценку;
приобретают навыки речевой культуры;
приобретают мотивацию в освоении и дальнейшем осуществлении
познавательной деятельности.
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная
потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности.
Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького
исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий
закладывается важная информационная база о свойствах предметов и
веществ
и
развиваются
необходимые
для
успехов
в
будущем
мыслительные способности.
"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А
Литература.
1. Александров А.А., Неусыпин К.А., Падалкин Б.В., Попович Л.Г.,
Пролетарский
А.В.
Вопросы
теории
и
реализации
непрерывного
образования. М.: Изд. МГОУ, 2012. - 272 с.
2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический
словарь педагога), 2000.
3. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная
модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European
Social Science Journal. 2013. - № 9-3 (36). - С. 61-68.
4. Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм
формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков
полив ер сионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской
деятельности
учащихся:
Методический
сборник.
М.:
Народное
образование, 2001. - С. 68-80.
5.
Леонтьев
В.Г.
Психологические
механизмы
мотивации.
Новосибирск: Изд-во пединститута, 1992. - 215 с.