Автор: Семёнова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Школьник
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного
возраста».
Выполнила
Семёнова
Светлана
Александровна
воспитатель
Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем
возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя,
внушалось
им
стремление
ко
всему
доброму,
истинному,
прекрасному и благородному…
Н.А.
Добролюбов
Цель: Объединить усилия семьи и детского дошкольного учреждения
в решении задач по обучению и воспитанию детей дошкольного
возраста правилам культурного поведения.
Задачи:
Проанализировать вместе с родителями проблемные ситуации в
обучении ребёнка
правильному поведению в обществе,
оценить влияние используемых родителями в приведённых
примерах методов воспитания на личность ребёнка.
Обменяться
опытом
формирования
навыков
культурного
поведения и ознакомления ребёнка дошкольника с правилами
этического поведения человека. И как в доступной форме
раскрыть эти правила своему ребёнку.
Проанализировать опыт работы педагогов по воспитанию
культуры поведения.
Ожидаемый результат: Познакомить родителей с представлением
о современном воспитании культуры поведения у детей в обществе.
Оборудование: Интерактивная доска, презентация.
Ход семинара-практикума.
Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы с вами поговорим о
воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста. Эта
проблема в современном обществе очень актуальна, она должна
решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Чему мы
научим ребёнка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей
жизнью.
1 слайд Выработанный обществом порядок поведения для
успешного и приятного общения людей начал формироваться в
России в18 веке. За триста лет поведенческие правила, конечно же,
изменились, но неизменной осталась нравственная основа – любовь
и уважение к людям. Быть культурным, воспитанным не является
достоянием избранного круга людей, но уметь достойно вести себя в
любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С
правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего
возраста и протяжении всего детства.
2 слайд С чего следует начинать обучение ребёнка? Желательно с
себя. Ваш ребёнок – великий наблюдатель и подражатель – замечает
любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, зеркально
перенимает их манеру поведения.
3 слайд (ролик «В общении с людьми нет мелочей»)
Мама постоянно говорит дочери, как важно быть
красивой и опрятной. Внушает ей: хорошо выглядеть – значит
уважать окружающих людей. Собираясь на работу или в гости, мама
продумывает всё до мелочей – от одежды до цвета губной помады.
А вот дома носит старый халат и стоптанные тапочки.
- Как вы думаете, усвоит ли дочь наставления матери?
- Будет ли девочка уверена в том, что её мама уважает своих
близких?
4 слайд « ролик «Правила этики»
Много-много
лет
назад,
когда
человек
стал
переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась
культура.
И
сразу
же
возникла
необходимость
в
правилах
взаимоотношения
людей.
Правила
этики
–
это
правила
взаимоотношения людей друг с другом. Если человек делает только
то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о
том, что он не соблюдает правила этики, или правила приличия.
Таких людей не уважают, их и не любят. Разговаривая с ребёнком
необходимо дать ему понять, что нередко красивый человек ведёт
себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. И
наоборот, есть не очень красивые, но добрые люди, честные.
Культурный человек никогда не станет капризничать, громко
плакать, как бы трудно ему ни приходилось. Он не станет кричать и
оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет,
прежде всего, себя.
Уже потому, как человек входит в комнату, как
здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как
держит руки, судят о его культуре. Культурный человек никогда не
станет перебивать говорящего, дослушает его до конца, лишь потом
задаст вопрос и уточнит. Помогать близким, заботиться о них – для
культурного человека главное. Приведём пример.
5 слайд Игра «Что правильно - что нет» (случай на лестнице)
Объясните, как должны вести себя эти люди?
6 слайд « Основные компоненты культуры поведения у детей
дошкольного возраста »
Культура общения
предусматривает выполнение
ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками,
основанных на уважении и доброжелательности. Культура общения
предполагает умение не только действовать нужным образом, но и
воздержаться от неуместных в данной обстановке действий, слов,
жестикуляций. Ребёнка надо научить замечать состояние других
людей.
Культура деятельности в это воспитание у ребёнка
умение содержать в порядке своё место, где он занимается,
трудится, играет; привычку доводить начатое дело до конца;
бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Культура
внешности предусматривает
содержание
ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви что
продиктовано не только требованиями гигиены, но и нормами
человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении
этих правил проявляется уважение к окружающим.
7 слайд «Способы педагогического воздействия»
Приучение:
дать
детям
определённый
образец
поведения, например,
за столом, за игрой, в разговоре со старшими или ровесниками.
Следует не только показать, но и проконтролировать точность
выполнения того или иного правила.
Систематичность: повторение
того
или
иного
действия
Воспитывающие ситуации: создание условий.
Поощрение: активизация
к
правильному
поведенческому шагу.
Осуждение и разъяснение негативного поступка.
Пример для подражания: сказочный и литературный
герой, знакомый взрослый или ребёнок.
Разнообразные словесные методы: беседа, изучение
поведенческих
правил,
рассказ
реальной
истории,
чтение
художественной литературы.
8слайд «Советы родителям»
Используйте
любую
возможность,
чтобы
сказать
малышу что-то доброе, родители не только подтверждают свои
чувства, что для него важно, но и учат видеть в других людях
хорошие качества. Пример: Вечером, забирая ребёнка домой из
садика, мама говорит сыну, который угощает маму конфетой:
«Какой ты добрый! Ты замечательный!». Другая ситуация мама
нервничает - «Какой ты грязный, вечно где-то лазишь!». Эти
короткие встречи, но как много они могут сказать о порядках,
заведённых в семьях.
Ребёнок
нуждается
во
внимании,
нежных
прикосновениях, поцелуях.
Каждому ребёнку нужен свой подход.
Будьте осторожны в высказываниях, давая оценку
детским поступкам. Говоря ребёнку «Ты плохой», мы учим его
негативно оценивать нас, взрослых. Не «Ты плохой», а «Ты сейчас
поступил плохо». Не «Вечно у тебя грязные руки», а «Они сейчас
грязные у тебя».
Наряду с уверенностью, что его всегда любят, что бы не
произошло,
внушайте
маленькому
человеку
чувство
ответственности за свои поступки.
Обучая ребёнка правильному и доброжелательному
отношению к людям, желательно, чтобы родители обсуждали с ним
свои отношения: почему они любят друг друга.
Поссорившись с ребёнком, помогите ему выйти из
ситуации ссоры: обсудите вместе, почему вы считаете его поступок
неправильным, выясните, что заставило его так поступить.
Учите ребёнка налаживать мир с взрослыми: искренне
произнести слова извинения.