Автор: Семенова Светлана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детски сад №27
Населённый пункт: ст.Новоминская
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Методическая статья
« Проектная деятельность в ДОУ»
Содержание:
Введение……………………………………………………………………..с.3
Литературный обзор :цели, задачи проектирования в ДОУ……………..с.4
Подготовка к реализации инновационного образовательного проекта в ДОУ :
направления, этапы работы над проектом………………………………..с.5
Заключение………………………………………………………………….с.7
Использованная литература……………………………………………….с.8
Введение
Дошкольное
образование
является
первой
ступенью
общего
образования
ребёнка.
В
этой
связи,
педагоги
нашего
дошкольного
учреждения стремятся
найти новые, инновационные , наиболее
эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему
мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых
методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является
проектная
деятельность.
Педагогическое
проектирование
позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной
проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает
наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,
культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной
жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в
группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения
публичного выступления.
Метод
проектов относят к новым современные образовательным
технологиям,
которые
широко
используемые
в
образовательных
учреждениях.
Считаю, что сегодня важно изучить инновационные технологии и
внедрять их в образовательный процесс детского сада, поставила цель по
изучению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.
Цель: изучить и внедрить инновационную деятельность в
образовательный процесс ДОУ
Задачи проектирования:
-изучить метод проектов совместно с педагогами , провести семинар-
практикум по данному вопросу;
-разработать авторские проекты;
-защитить разработанный проект и внедрить в образовательный
процесс ДОУ.
1.Литературный обзор: цели, задачи проектирования в ДОУ.
В энциклопедическом словаре проектирование( от лат.projectus-
брошенный вперед)-трактуется, как процесс создания проекта, т.е.
прототип прообраза предполагаемого или возможного проекта.
Вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной
деятельности внесли представители различных областей знаний. Среди
них
такие
учёные,
Дж.Дьюи,
Г.Саймсон.
Метод
проектов
как
педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую
треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию
американского
философа
и
педагога
Дж.Дьюи(1859-1952г.г.).Дьюи
исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к
будущей взрослой жизни. Детство само по себе- полноценный период
человеческого бытия.
В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на
практике
в
1905
году
С.Т.
Шацкий.
Термин
педагогическое
проектирование был введен в категориальный аппарат отечественной
педагогики А.С.Макаренко. Метод проектов использовался в России до
30-х годов, но постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов
был осужден и не применялся в практической деятельности педагогов.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном
виде. В отечественной педагогике: вклад в изучение метода проекта
внесли В.Е. Родионова , которая рассматривала проектирование – особого
рода интеллектуальную деятельность .В . Гаспарский говоря,
о
проектировании
имел
ввиду
совокупность
выполняемых
действий.
Большой вклад и разработку педагогического проектирования внесла
В.С. Безрукова, А.М. Новикова и Д.А. Новикова.
Анализ работ по проблемам
педагогического проектирования
позволяет сделать вывод , что педагогическое проектирование- решение
некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом
способе.
2.Подготовка и реализация инновационного образовательного
проекта в ДОУ : направления, этапы работы над проектом.
В организации проектной деятельности определяют следующие
основные направления:
-построение проектного взаимодействия
на основе личностно-
ориентированной модели воспитания;
-создание единого образовательного пространства;
-постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
-создание банка данных;
-обобщение
и
распространение
опыта
работы
над
на
муниципальном, региональном и федеральном уровне.
Содержание методической работы по организации работы по
данной теме включили: изучение теоретического материала, изучение и
анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному
вопросу, презентации проектов.
Сам процесс проектной деятельности строим в три этапа:
1 подготовительный этап: изучение литературы по данному вопросу,
разработка проектов, а именно определение
целей, задач проекта,
определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ
условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
Второй
этап-
основной.
На
данном
этапе
осуществляется
самостоятельное
моделирование,
проектирование
образовательного
проектов, осуществляется подготовка творческих отчётов о реализации
проекта.
Третий этап- заключительный, подводятся итоги работы над
проектами.
Творческие
отчёты
реализации
проекта
проходят
на
проблемных
семинарах, мастер-классах, практикумах , дискуссиях .
Презентации
результатов
оформляется
в
виде
мультимедийных
презентаций,
рукописных
книг,
журналов,
видеоальбомов,
информационных
листов
с
фиксированием
вех
видов
детской
деятельности по заданной теме.
Результатом первых двух этапов, при непосредственном моем
руководстве стали следующие:
-мотивационный интерес к проектированию среди педагогов на
сегодня составляет ( 90%), на начало изучения метода проектов ( 40 %):
-когнитивный(
полнота теоретических основ-60%), на начало
изучения метода проектирования 10%;
-разработка и реализация проектов( разработано более десяти
проектов, предполагаем внедрить в будущем учебном году. Намеченные
задачи по изучению метода проекта в детском саду выполнены.
Педагоги ДОУ занимаются разработкой и внедрением различных
проектов, принимают участие в конкурсах различного уровня, где не
единожды становились лауреатами и победителями.
В
настоящее
время
собран
консультативный
методический
материал,
проработаны
теоретические
аспекты
педагогической
технологии проектной деятельности, созданы различные варианты и темы
проектов.
Заключение
Сейчас, работая и применяя в практике метод проектов в ДОУ, можно
сделать следующие выводы:
-метод
проектов
успешно
реализуется
в
сочетании
с
другими
программами, обучения и воспитания в детском саду;
-методов проектов, как один из методов интегрированного обучения
дошкольников, основывается
на интересах детей, самостоятельную
активность воспитанников детского сада;
-использования методов проектов в работе с дошкольниками способствует
повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает
себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,
радуется своим успехам.
-проектная деятельность качественно влияет на повышение уровня
квалификации и профессионализма педагогических работников детского
сада;
-родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Таким образом, проектная деятельность в образовательном прессе
способствует
сплочению
педагогического
коллектива,
гармонизации
отношений с воспитанниками и их родителями.
Литература:
1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников,
Мозаика-синтез, Москва, 2008г.
2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ:
Методическое пособие . ТЦ « Сфера», 2008г.
3.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к
практике. М.: ТЦ «Сфера», 2010г.
4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие
для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.- сост.:
Л.Киселёва, Т.А.Данилина .М.: Аркти, 2003г.