Напоминание

"Проектная деятельность в ДОУ"


Автор: Семенова Светлана Григорьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детски сад №27
Населённый пункт: ст.Новоминская
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Проектная деятельность в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая статья

« Проектная деятельность в ДОУ»

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..с.3

Литературный обзор :цели, задачи проектирования в ДОУ……………..с.4

Подготовка к реализации инновационного образовательного проекта в ДОУ :

направления, этапы работы над проектом………………………………..с.5

Заключение………………………………………………………………….с.7

Использованная литература……………………………………………….с.8

Введение

Дошкольное

образование

является

первой

ступенью

общего

образования

ребёнка.

В

этой

связи,

педагоги

нашего

дошкольного

учреждения стремятся

найти новые, инновационные , наиболее

эффективные пути, средства решения поставленных задач. По нашему

мнению, одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых

методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является

проектная

деятельность.

Педагогическое

проектирование

позволяет

интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной

проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает

наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину,

культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной

жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в

группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения

публичного выступления.

Метод

проектов относят к новым современные образовательным

технологиям,

которые

широко

используемые

в

образовательных

учреждениях.

Считаю, что сегодня важно изучить инновационные технологии и

внедрять их в образовательный процесс детского сада, поставила цель по

изучению и внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ.

Цель: изучить и внедрить инновационную деятельность в

образовательный процесс ДОУ

Задачи проектирования:

-изучить метод проектов совместно с педагогами , провести семинар-

практикум по данному вопросу;

-разработать авторские проекты;

-защитить разработанный проект и внедрить в образовательный

процесс ДОУ.

1.Литературный обзор: цели, задачи проектирования в ДОУ.

В энциклопедическом словаре проектирование( от лат.projectus-

брошенный вперед)-трактуется, как процесс создания проекта, т.е.

прототип прообраза предполагаемого или возможного проекта.

Вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной

деятельности внесли представители различных областей знаний. Среди

них

такие

учёные,

Дж.Дьюи,

Г.Саймсон.

Метод

проектов

как

педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую

треть двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию

американского

философа

и

педагога

Дж.Дьюи(1859-1952г.г.).Дьюи

исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к

будущей взрослой жизни. Детство само по себе- полноценный период

человеческого бытия.

В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на

практике

в

1905

году

С.Т.

Шацкий.

Термин

педагогическое

проектирование был введен в категориальный аппарат отечественной

педагогики А.С.Макаренко. Метод проектов использовался в России до

30-х годов, но постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов

был осужден и не применялся в практической деятельности педагогов.

Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновленном

виде. В отечественной педагогике: вклад в изучение метода проекта

внесли В.Е. Родионова , которая рассматривала проектирование – особого

рода интеллектуальную деятельность .В . Гаспарский говоря,

о

проектировании

имел

ввиду

совокупность

выполняемых

действий.

Большой вклад и разработку педагогического проектирования внесла

В.С. Безрукова, А.М. Новикова и Д.А. Новикова.

Анализ работ по проблемам

педагогического проектирования

позволяет сделать вывод , что педагогическое проектирование- решение

некоторой актуальной проблемы, основанное на принципиально новом

способе.

2.Подготовка и реализация инновационного образовательного

проекта в ДОУ : направления, этапы работы над проектом.

В организации проектной деятельности определяют следующие

основные направления:

-построение проектного взаимодействия

на основе личностно-

ориентированной модели воспитания;

-создание единого образовательного пространства;

-постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

-создание банка данных;

-обобщение

и

распространение

опыта

работы

над

на

муниципальном, региональном и федеральном уровне.

Содержание методической работы по организации работы по

данной теме включили: изучение теоретического материала, изучение и

анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному

вопросу, презентации проектов.

Сам процесс проектной деятельности строим в три этапа:

1 подготовительный этап: изучение литературы по данному вопросу,

разработка проектов, а именно определение

целей, задач проекта,

определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ

условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.

Второй

этап-

основной.

На

данном

этапе

осуществляется

самостоятельное

моделирование,

проектирование

образовательного

проектов, осуществляется подготовка творческих отчётов о реализации

проекта.

Третий этап- заключительный, подводятся итоги работы над

проектами.

Творческие

отчёты

реализации

проекта

проходят

на

проблемных

семинарах, мастер-классах, практикумах , дискуссиях .

Презентации

результатов

оформляется

в

виде

мультимедийных

презентаций,

рукописных

книг,

журналов,

видеоальбомов,

информационных

листов

с

фиксированием

вех

видов

детской

деятельности по заданной теме.

Результатом первых двух этапов, при непосредственном моем

руководстве стали следующие:

-мотивационный интерес к проектированию среди педагогов на

сегодня составляет ( 90%), на начало изучения метода проектов ( 40 %):

-когнитивный(

полнота теоретических основ-60%), на начало

изучения метода проектирования 10%;

-разработка и реализация проектов( разработано более десяти

проектов, предполагаем внедрить в будущем учебном году. Намеченные

задачи по изучению метода проекта в детском саду выполнены.

Педагоги ДОУ занимаются разработкой и внедрением различных

проектов, принимают участие в конкурсах различного уровня, где не

единожды становились лауреатами и победителями.

В

настоящее

время

собран

консультативный

методический

материал,

проработаны

теоретические

аспекты

педагогической

технологии проектной деятельности, созданы различные варианты и темы

проектов.

Заключение

Сейчас, работая и применяя в практике метод проектов в ДОУ, можно

сделать следующие выводы:

-метод

проектов

успешно

реализуется

в

сочетании

с

другими

программами, обучения и воспитания в детском саду;

-методов проектов, как один из методов интегрированного обучения

дошкольников, основывается

на интересах детей, самостоятельную

активность воспитанников детского сада;

-использования методов проектов в работе с дошкольниками способствует

повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает

себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело,

радуется своим успехам.

-проектная деятельность качественно влияет на повышение уровня

квалификации и профессионализма педагогических работников детского

сада;

-родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Таким образом, проектная деятельность в образовательном прессе

способствует

сплочению

педагогического

коллектива,

гармонизации

отношений с воспитанниками и их родителями.

Литература:

1.Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников,

Мозаика-синтез, Москва, 2008г.

2. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ:

Методическое пособие . ТЦ « Сфера», 2008г.

3.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к

практике. М.: ТЦ «Сфера», 2010г.

4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие

для руководителей и практических работников ДОУ/ авт.- сост.:

Л.Киселёва, Т.А.Данилина .М.: Аркти, 2003г.



В раздел образования