Авторы: Смирнова Галина Михайловна, Тожина Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 33
Населённый пункт: город Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Как весна с зимой встретились!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 33 «Аленький цветочек»
Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Фронтальная логопедическая образовательная деятельность
с детьми с общим недоразвитием речи
5 – 6 лет
«Как зима с весной встретились!»
Учитель-логопед:
Смирнова Г.М.
Тожина Т.М.
Цель:
развитие
связной
речи
дошкольников
с
использованием
технологии
«Синквейн».
Задачи:
- коррекционно-образовательные:
уточнение, активизация словаря по теме «Зима - весна»;
формировать понятие «время года»;
учить сравнивать времена года между собой и составлять простые предложения по
опорным картинкам;
упражнять в образовании слов-признаков от имен существительных;
формировать навыки составления предложений с использованием предметных
картинок;
упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий, синонимов, антонимов;
учить отгадывать ребусы о различных действиях по опорным карточкам;
учить составлять синквейн с опорой на картинки.
- коррекционно-развивающие:
учить анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в
нескольких словах;
развивать мелкую моторику, двигательную активность;
развивать творческое воображение.
- коррекционно-воспитательные:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
создавать положительный эмоциональный фон радости, ожидания праздника.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение стихов, беседы с детьми о временах года, отгадывание
загадок, просмотр мультфильмов и кинофильмов.
Оборудование и пособие: видеозаставка, презентация, картинный материал по теме,
мольберты, П.И. Чайковский «Времена года».
Технические средства: проектор и ноутбук для музыкального сопровождения.
«Хочу все знать!»
(заставка)
- Доброе утро, дорогие телезрители! В эфире учебно-познавательная рубрика «Хочу все
знать!». И сегодня мы с вами поговорим о временах года.
- Ребята, отгадайте загадки:
Солнце не греет,
Повсюду снег белеет.
Мороз донимает,
Люди шубы надевают.
- В какое время года это бывает? (Зимой)
Солнце припекает,
Снег повсюду тает.
Почки набухают,
Птицы с юга прилетают.
- В какое время года это бывает? (Весной)
- Зима и весна – это что? (Времена года).
- Назовите зимние и весенние месяцы.
- После какого времени года наступает весна?
- А у вас есть любимое время года?
- Ребята, кто любит зиму, возьмите снеговиков, а кто любит весну – первоцветы.
1. Сложите карточки так, чтобы получилась картинка. (Разрезные картинки зимы и весны).
2. «Скажи наоборот» (презентация).
- Посмотрите на картинки и вспомните все, что о них знаете.
Зимой солнце тусклое – весной солнце яркое.
Зимой снег чистый – весной снег грязный.
Зимой деревья спят – весной деревья просыпаются.
Зимой лед толстый – весной лед тонкий.
Зимой день короткий – весной день длинный.
Зимой ночь длинная – весной ночь короткая.
Зимой погода пасмурная – весной погода ясная.
На зиму перелетные птицы улетают – весной перелетные птицы прилетают.
3. Игра с колокольчиком (образование слова – признаки от слов - предметов).
Холод – холодная
Мороз – морозная
Снег – снежная
Вьюга – вьюжная
Лед – ледяная
- А еще какая зима? (хмурая, белая, лютая, колючая)
Тепло – теплая
Солнце – солнечная
Цвет – цветная
Радость – радостная
Звон – звонкая
Свет – светлая
- А еще какая весна? (ясная, зеленая, ранняя, дождливая, яркая)
4. Физкультминутка «Грачи».
Ждет гостей высокий клен.
Дом на ветке укреплен
Краской выкрашена крыша
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана
Гонит кошек со двора
Мы скворцам руками машем, барабаним и поем
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться
Долетели до двора.
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
5. «Ребусы» (разгадайте ребусы, назовите слова - действия).
Почки – шарик (лопаются)
Листья – распущенные волосы (распускаются)
Ручьи – бег (бегут)
Снежинки – кружащийся человек (кружатся)
Метель – волк (завывает)
Мороз – карандаш (разрисовывает)
Вода – лед (замораживает)
Нос – щипок (щиплет)
Руки – камин (греет)
Руки – цепь (сковывает)
Детская рука – ласка - зверек (ласкает)
Солнце – смайлик (радует)
6. «Волшебный сундучок»
- В сундучке спрятались весенние и зимние предметные картинки. Кто хочет составить с
ними предложения? (Скворечник, первоцветы, ледоход, проталины, капель, сугробы,
сосульки, снеговик, гнездо, снегопад)
7. Подбор синонимов, ассоциаций (под музыкальное сопровождение).
- Что вы представляете, когда слышите слова «зима» и «весна»?
(холод, мороз, снег, пурга, сугробы; тепло, солнце, ручей, пробуждение, цветение)
8. Синквейн
- А сейчас я вам предлагаю попробовать себя в роли поэтов и сочинить стихи про эти
времена года.
Солнце.
Теплое, яркое.
Греет, ласкает, радует.
Побежали веселые ручьи.
Весна.
Мороз.
Колючий, трескучий.
Щиплет, разрисовывает, замораживает.
Сковывает реки льдом.
Зима.
9. Итог.
- Ребята, вам понравилось сочинять стихи? Что для вас было трудным?