Напоминание

Развитие социально-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Белова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 77
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие социально-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие социально-нравственного воспитания у детей старшего

дошкольного возраста

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в

результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому что и человеком его надо сделать»

В. А. Сухомлинский

Развитие нравственного воспитания в системе образования в России

стало одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных

образовательных организаций. В настоящее время образование находится на

двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем

информации и наступившая, в которой педагог развивает способности

сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации,

происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка. Сейчас

основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития

дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС ДО и это очень

своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения

происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В

общественном сознании получили широкое распространение равнодушие,

цинизм,

немотивированная

агрессивность.

На

данный

момент

резко

снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей

подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным

государственным

требованиям.

В

современных

условиях

проблема

нравственного развития приобретает особое значение. В основополагающем

государственном

документе

Национальной

доктрине

образования

в

Российской Федерации - определены цели воспитания и образования как

единого процесса.

Мораль или нравственность – один из основных способов регуляции

деятельности человека. Систему норм правильного поведения человека

определяет этика. Старший дошкольный возраст – это период не только

интеллектуальной, но и социальной подготовки к новому статусу ребенка,

что предполагает усвоение этических норм, принятых в обществе. То, что мы

заложим сейчас в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и

нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и

воспитанием ребенка до школы. Осознание критериев морали происходит

намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм

социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким

образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к

близким и сверстникам, окружающему миру.

В нашем детском саду социально-нравственное воспитание детей

осуществляется

в

части

программы,

формируемой

участниками

образовательных

отношений.

Образовательные

программы

состоят

из

наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют

социально-развитую и нравственную личность.

Социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет

жизни и основывается на формировании положительных качеств человека.

Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества

через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В

процессе общения в детском саду ребенок проявляет свой характер,

формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как

гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы

социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным,

необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми.

Передо мной, как педагогом, стоит задача, как в интересной, новой форме

систематизировать уже приобретённые знания для формирования культурно-

личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками с

помощью современных образовательных технология и технических игровых

средств обучения (далее ТИСО), таких как ТРИЗ-технологии, мнемотехника,

модераторство, игры на Smart Board, игры с логороботами BeeBot и др.

Для реализации поставленных задач, мной был составлен подробный

перспективный план по социально-нравственному воспитанию. Также была

разработана

картотека

игр,

собрана

«Ладушкина

энциклопедия»

с

произведениями, содержащими нравственный выбор; был разработан ряд игр

на Smart Board, такие как «Встречаем гостей», «Что лишнее?», «Правильно-

неправильно», «Вежливая Вежливость», цикл интерактивных занятий по

знакомству детей с жизнью и бытом народов России; игры с использованием

кругов Луллия «Поход в театр», «Цветок доброты», «Заботливый хозяин»,

просмотр с детьми познавательного видеоматериала.

В своей работе я активно использую игры с Логороботами BeeBot и

ТИСО, были разработаны игровые поля «Веселое путешествие», «Семейная

прогулка»,

«Что

дальше?»

и

др.

Создано

методическое

пособие

«Развивающие

дидактические

игры,

ситуации

для

современного

дошкольника»,

которое

посвящено

вопросам

развития

социально-

нравственного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В пособии

представлены игровые, обучающие ситуации по активному познанию мира и

человеческих

отношений,

формирования

основ

личности

будущего

гражданина.

Особое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников, и

активно привлекаем их к участию в образовательном процессе. Родителям

вместе с детьми было предложено составить рассказ о своей семье,

изготовить альбомы, коллажи, презентации PowerPoint с опорой на которые

дети составляли рассказ о своей семье. Также в своей работе

особое

внимание

уделяю

региональному

компоненту,

как

форме

развития

полифункциональной

социокультурной

сферы.

Поэтому

предложила

родителям совместно с детьми посетить парк «Городское начало». В детском

саду была организована фотовыставка «Я люблю свой город», дети

рассказали о любимом месте в городе Новосибирске. Собрали и красиво

оформили гербарий деревьев, растущих в нашей местности, что позволило

расширить и разнообразить игры по социально-нравственному развитию и

ознакомлению с окружающим миром - «С какого дерева лист?», «Хвойные и

лиственные деревья», «Чем похожи и чем отличаются?» и др. Родители с

детьми посетили музеи города Новосибирска и изготовили фотоколлаж «В

музей всей семьей». В группе был организован мини-музей старинных

предметов. Все родители приняли активное участие в пополнении музея

интересными экспонатами.



В раздел образования