Автор: Белова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 77
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие социально-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие социально-нравственного воспитания у детей старшего
дошкольного возраста
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно,
в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в
результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому что и человеком его надо сделать»
В. А. Сухомлинский
Развитие нравственного воспитания в системе образования в России
стало одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных
образовательных организаций. В настоящее время образование находится на
двух гранях одна – изжившая себя, где воспитатель был носителем
информации и наступившая, в которой педагог развивает способности
сделать самостоятельный нравственный выбор в проблемной ситуации,
происходит возрождение нравственных ценностей, их переоценка. Сейчас
основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития
дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС ДО и это очень
своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период, изменения
происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. В
общественном сознании получили широкое распространение равнодушие,
цинизм,
немотивированная
агрессивность.
На
данный
момент
резко
снизилось воспитательное воздействие семьи. Нравственное развитие детей
подменяется интенсивным обучением, что не соответствует Федеральным
государственным
требованиям.
В
современных
условиях
проблема
нравственного развития приобретает особое значение. В основополагающем
государственном
документе
Национальной
доктрине
образования
в
Российской Федерации - определены цели воспитания и образования как
единого процесса.
Мораль или нравственность – один из основных способов регуляции
деятельности человека. Систему норм правильного поведения человека
определяет этика. Старший дошкольный возраст – это период не только
интеллектуальной, но и социальной подготовки к новому статусу ребенка,
что предполагает усвоение этических норм, принятых в обществе. То, что мы
заложим сейчас в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и
нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в
обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и
воспитанием ребенка до школы. Осознание критериев морали происходит
намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм
социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким
образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к
близким и сверстникам, окружающему миру.
В нашем детском саду социально-нравственное воспитание детей
осуществляется
в
части
программы,
формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Образовательные
программы
состоят
из
наиболее эффективных средств и методов воспитания, которые формируют
социально-развитую и нравственную личность.
Социально-нравственное воспитание детей начинается с первых лет
жизни и основывается на формировании положительных качеств человека.
Ребенку в дошкольном возрасте следует прививать нравственные качества
через трудовую активность, творчество и игровые формы воспитания. В
процессе общения в детском саду ребенок проявляет свой характер,
формирует социально-нравственные качества, позиционирует себя как
гражданин и определяет свою позицию в обществе. Для того чтобы
социально-нравственное воспитание дошкольников было эффективным,
необходимо проводить систематическую воспитательную работу с детьми.
Передо мной, как педагогом, стоит задача, как в интересной, новой форме
систематизировать уже приобретённые знания для формирования культурно-
личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками с
помощью современных образовательных технология и технических игровых
средств обучения (далее ТИСО), таких как ТРИЗ-технологии, мнемотехника,
модераторство, игры на Smart Board, игры с логороботами BeeBot и др.
Для реализации поставленных задач, мной был составлен подробный
перспективный план по социально-нравственному воспитанию. Также была
разработана
картотека
игр,
собрана
«Ладушкина
энциклопедия»
с
произведениями, содержащими нравственный выбор; был разработан ряд игр
на Smart Board, такие как «Встречаем гостей», «Что лишнее?», «Правильно-
неправильно», «Вежливая Вежливость», цикл интерактивных занятий по
знакомству детей с жизнью и бытом народов России; игры с использованием
кругов Луллия «Поход в театр», «Цветок доброты», «Заботливый хозяин»,
просмотр с детьми познавательного видеоматериала.
В своей работе я активно использую игры с Логороботами BeeBot и
ТИСО, были разработаны игровые поля «Веселое путешествие», «Семейная
прогулка»,
«Что
дальше?»
и
др.
Создано
методическое
пособие
«Развивающие
дидактические
игры,
ситуации
для
современного
дошкольника»,
которое
посвящено
вопросам
развития
социально-
нравственного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В пособии
представлены игровые, обучающие ситуации по активному познанию мира и
человеческих
отношений,
формирования
основ
личности
будущего
гражданина.
Особое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников, и
активно привлекаем их к участию в образовательном процессе. Родителям
вместе с детьми было предложено составить рассказ о своей семье,
изготовить альбомы, коллажи, презентации PowerPoint с опорой на которые
дети составляли рассказ о своей семье. Также в своей работе
особое
внимание
уделяю
региональному
компоненту,
как
форме
развития
полифункциональной
социокультурной
сферы.
Поэтому
предложила
родителям совместно с детьми посетить парк «Городское начало». В детском
саду была организована фотовыставка «Я люблю свой город», дети
рассказали о любимом месте в городе Новосибирске. Собрали и красиво
оформили гербарий деревьев, растущих в нашей местности, что позволило
расширить и разнообразить игры по социально-нравственному развитию и
ознакомлению с окружающим миром - «С какого дерева лист?», «Хвойные и
лиственные деревья», «Чем похожи и чем отличаются?» и др. Родители с
детьми посетили музеи города Новосибирска и изготовили фотоколлаж «В
музей всей семьей». В группе был организован мини-музей старинных
предметов. Все родители приняли активное участие в пополнении музея
интересными экспонатами.